НОМЕР 19 (807) ОТ 5 МАЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Николай Коньков
СЕКВЕСТР ВСЕМУ
Президент всё разъяснит министрам
ПРЕЗИДЕНТ Российской Федерации будет лично представлять своё бюджетное послание на 2010 год президиуму правительства (премьер + 15 ключевых министров). Ожидается, что это событие произойдёт в конце мая — начале июня, после встречи Дмитрия Медведева с Бараком Обамой. При этом судьба "большого" Федерального послания остается неопределенной — "ввиду глобального финансово-экономического кризиса". Первое (оно же пока последнее) "медведевское" федеральное послание было оглашено еще 5 ноября прошлого года, и теперь преемнику Путина в этом отношении можно не торопиться.
Впрочем, федеральное и бюджетное послание — два совершенно разных жанра. Первое давно воспринимается как политическая презентация, наполненная благими пожеланиями. А вот второе до недавнего времени было сугубо рабочим документом, по большому счету, определявшим, какие из этих пожеланий будут обеспечиваться финансовыми ресурсами в первую очередь, какие — во вторую, а какие — не будут вообще.
Стоит заметить, что бюджетное финансирование какого-либо проекта (благого пожелания) в современных российских условиях никогда не гарантировало его исполнения, зато отсутствие такого финансирования всегда и стопроцентно означало: ничего сделано не будет...
То есть до сих пор, условно говоря, телега ставилась впереди лошади. И если сейчас случится так, что бюджетное послание будет предварять федеральное, а не наоборот, то это будет означать по-настоящему серьёзный сдвиг в российской философии власти. А вот положительный или отрицательный — на этот счёт могут быть разные мнения.
Конечно, с формальной точки зрения, прежде чем начинать любую работу, надо определиться с приоритетами: кто, что, когда и как должен сделать. Федеральное президентское послание, по идее, и должно было расставлять такие социально-политические приоритеты в масштабе всей страны. Но — положа руку на сердце, признаемся — не расставляло. Какие-то отдельные моменты этих посланий, наподобие национальных проектов или "материнского капитала", конечно, принимались к исполнению (см. выше), но в целом они "руководством к действию" никогда не служили, их содержание широко не обсуждалось, исправления и дополнения "снизу" не вносились, а вопрос о соответствии федеральных посланий бюджетным не ставился даже на уровне парламента и правительства — из уважения к авторитету президентской власти, скажем так.
Теперь, когда цифры будут предшествовать словам, а не наоборот, "степени свободы" для действующего президента неизбежно сокращаются. Да и сам факт того, что у главы государства появилась необходимость "способствовать разъяснению отдельных позиций" и "придавать более весомый уровень" собственному бюджетному посланию — пусть даже на уровне узкого круга высших чиновников — свидетельствует о некотором размывании принципа единоначалия (пусть даже в форме пресловутого дуумвирата-"тандемократии") на самом верху российской "властной вертикали".
Если задуматься о возможных причинах подобного процесса, то они вряд ли сводятся к какому-то критическому уменьшению финансовых и силовых ресурсов Кремля, на что изо всех сил намекают и зарубежные масс-медиа, и отечественная "либеральная оппозиция". За перипетиями судьбы Стабфонда и золото-валютных ресурсов Центробанка все как-то позабыли о целой коллекции чудес, наподобие внебюджетных президентских фондов, величина которых при Ельцине, например, была сопоставима с размером всего федерального бюджета. Или о столь же чудесном феномене Примакова, спасшего Россию после августовского дефолта 1998 года.
ТОГДА, если верить утверждениям некоторых в достаточной степени информированных и авторитетных людей, вся "цена вопроса", включая северный завоз и прочие проблемы неожиданной и внезапной русской зимы, составляла около 3 млрд. долл. И у "крестного отца" Газпрома Виктора Степановича Черномырдина, претендовавшего на возвращение в премьерское кресло, такой суммы на такие цели в его якобы миллиардерских загашниках не нашлось. А у тонкого арабиста Евгения Максимовича Примакова — неожиданно нашлось. Иначе нам придётся предположить, что Евгений Максимович способен накормить пятью хлебами пять тысяч человек, а это, при всём глубочайшем уважении к нему, мало похоже на правду...
Это всё к тому, что наверняка есть еще порох в потаённых "закромах Родины", и его не мало. Только вот рядовым гражданам РФ от этого не легче. И нерядовым, как видим, тоже.
Потому что Дмитрий Анатольевич Медведев изначально воспринимался именно в качестве "преемника Путина", а не самостоятельного политика, не говоря уже о статусе распорядителя каких-то по-настоящему серьёзных денежных потоков. По большому счёту, всё, на что он способен сегодня каким-то образом влиять, — это как раз государственный бюджет. Но он, мягко говоря, не слишком эластичен, и если на финансировании армии, например, или "бюджетников" в российских регионах еще можно сэкономить несколько миллиардов рублей, то, скажем, с милицией и национальными регионами этого делать нельзя ни в коем случае — дороже выйдет, как показывает опыт Чечни и Владивостока.
А тут еще кризис и падение цен на сырьё, то есть резкое сокращение бюджетных доходов, рост безработицы и так далее, и тому подобное... Плюс судьбу Стабфонда, нашей всероссийской "заначки на черный день", судя по всему, теперь будут решать не в Кремле, а в "вашингтонском обкоме", и не исключено, что все эти многомиллиардные накопления на деле окажутся не более чем страховым обеспечением по внешним долгам российских корпораций. И реально важным механизмом стабилизации — но не отечественной экономики, конечно, а американского доллара. Не об этом ли придётся говорить Медведеву с Обамой, а потом — по результатам встречи — с президиумом правительства?
Ведь слово "секвестр" уже не только произнесено, но и закреплено на законодательном уровне. Можно сколько угодно говорить о том, что социальные обязательства правительства будут выполняться в полном объёме и в текущем, и в 2010 году, несмотря ни на что, но можно ли принимать такие слова всерьёз? Ведь Кудрин уже открыто объявил о необходимости для государства начиная со следующего года вернуться к внешним заимствованиям — для покрытия бюджетного дефицита.
Семь лет бюджет был профицитным, государство не знало, куда деньги девать, "стерилизовало" рубли и доллары, словно мартовских котов, и вот результат — "накопленных" таким образом запасов не хватило ни на что. Ведь мировые цены на нефть до сих пор выше пресловутой "цены отсечения", а значит — Стабфонд продолжает пополняться, только с каждого барреля туда "капает" уже не по 60-70 "бакинских", а примерно втрое меньше. И — всё. Сальдо внешней торговли по итогам января-февраля, согласно данным Роскомстата, хотя и не стало отрицательным, но снизилось почти до нуля — и то лишь за счет резкого сокращения импорта. Причем доля оборудования и производственных материалов в структуре импорта снизилась, а доля продовольствия, медикаментов и потребительских товаров — возросла.
Хотим мы того, или нет, на системной модернизации отечественной экономики, на её опережающем развитии поставлен жирный крест. Страна снова перешла в режим проедания сырьевых доходов, и сможет ли выйти из него в обозримом будущем — неизвестно. Тот же Кудрин утверждает, что сверхблагоприятная для России внешнеэкономическая конъюнктура 2001-2007 годов может не повториться уже никогда. И если остальной мир, преодолевая кризис, "на выходе" массово начнет использовать энергосберегающие и альтернативные углеводородной энергетике технологии, то "лучший министр финансов" может оказаться не далек от истины: мы, несмотря на золотую нефтяную рыбку, бывшую у нас в руках, действительно окажемся "у разбитого корыта".
Я не знаю, как оценивать деятельность наших власть предержащих последнего времени. Я даже не хочу задавать им сакраментальные вопросы наподобие: "О чем раньше думали?" или "Кто виноват?" — ответы на них слишком хорошо известны. Думали, конечно, о своем, о девичьем, хотели как лучше, получилось как всегда, а виноваты все, и в особенности — те, кто спрашивает. Что ж мы теперь такие бедные, если были такие умные? И еще нам ответят: каждый народ имеет такое правительство, которого заслуживает. Это не только русских касается, но и других наций, проживающих на территории Российской Федерации. У некоторых из них всё, наоборот, в очень большом порядке и даже в шоколаде. А правительство — оно что? Оно только раздаёт всем сёстрам по серьгам: кому попадаются золотые с бриллиантами, а кому железные со стёклышками...
В долгосрочной же перспективе нынешний бюджетный секвестр, несомненно, гораздо хуже дефолта 1998 года. Потому что если 11 лет назад резкий скачок курса доллара относительно рубля привел к размораживанию целого спектра "импортзамещающих" производств из остатков советского потенциала, развороту экономического тренда и началу роста ВВП, то никаких положительных последствий секвестра вообще не просматривается. Наоборот, будет сворачиваться финансирование и разработка любых перспективных проектов, способных перевести страну на путь инновационного развития, — в пользу сиюминутного выживания. Да и технологий чиновного "попила" бюджетных средств еще никто у нас не отменял — несмотря на ожесточенную и беспощадную наноборьбу с мегакоррупцией.
На таком фоне президентские "разъяснения для придания весомости" ближнему кругу власть предержащих вряд ли будут соответствовать требованиям (или, как привыкли говорить в США, — вызовам) текущего момента. Не скрою, очень бы хотелось ошибиться в такой оценке, но — увы! — шансов на это почти нет.
1.0x