Авторский блог Николай Коньков 03:00 11 ноября 2008

ЧЁРНАЯ МЕТКА ДЛЯ АМЕРИКИ

НОМЕР 46 (782) ОТ 12 НОЯБРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Нагорный, Николай Коньков
ЧЁРНАЯ МЕТКА ДЛЯ АМЕРИКИ
Обама — президент кризиса
Победу демократа Барака Обамы над республиканцем Джоном Маккейном на Западе поспешили назвать чуть ли не главным событием XXI века — как будто одна из башен-близнецов WTC уже восстала из руин, и вот-вот сама собой поднимется вторая… Телевидение активно демонстрирует полную, от Америки до Африки, эйфорию "глобального мира" по этому поводу, намекая на то, что пресловутый "синдром 9/11" наконец-то остался в прошлом, а вызванные им конфликты и кризисы вот-вот будут преодолены. Всего-то и нужно было: правильно избрать нового, 44-го президента США. И "афроамериканец" Обама — это как раз правильный выбор. Великая нация никогда не ошибается.
Такова официальная картина, выставленная для всеобщего обозрения и одобрения. Однако за этим лубочным благолепием при минимальной смене угла зрения можно рассмотреть совершенно иные и куда более интересные сюжеты. В том числе — и напрямую касающиеся России.
Более-менее искушенные наблюдатели уже провели параллели между "переменами" Барака Обамы и "перестройкой" Михаила Горбачёва. Таких параллелей оказалось на удивление много — конечно, со скидкой на конкретные условия. Точно так же Обама поднялся (или, вернее, был поднят) к вершинам власти практически "из ниоткуда", обойдя по пути куда более авторитетных и искушенных соперников. Точно так же Обама умеет "издали нравиться" людям, горячо, долго и убедительно говорить на общие темы, старательно избегая любой конкретики. По сравнению с Джоном Маккейном и — особенно — "бушизмами" Джорджа Буша-младшего этот "вундеркиндерсюрприз" выглядит просто златоустом. Наконец, если Горбачёва в своё время прозвали "Мишкой-меченым", имея в виду характерную деталь его имиджа — огромное родимое пятно на голове, то Обама, первый чернокожий президент США, весь — как одна большая "чёрная метка" в адрес современной Америки.
Если рассматривать слагаемые его неожиданной и при всём том заранее спланированной победы, то они могут быть выражены одним словом — кризис. Причем кризис не финансовый, не экономический, не политический, а кризис системный.
Восьмилетнее правление республиканской администрации, номинально возглавляемой Джорджем Бушем-младшим, было попыткой сохранить глобальное доминирование Соединенных Штатов военно-технологическим путём — после того, как путь информационно-финансовый, по которому вели Америку демократы и Уолл-Стрит при Клинтоне, показал свою полную несостоятельность в ходе "азиатского" валютного кризиса 1997-1998 годов, зато военная атака против Югославии образца 1999 года, напротив, оказалась достаточно эффективной и на несколько лет отсрочила введение, как тогда считалось, главного конкурента доллара — евро.
События 11 сентября 2001 года на некоторое время дали "команде Буша", где на первых ролях были "неоконсерваторы" ("неоконы") во главе с вице-президентом Диком Чейни, своего рода "морально-политический карт-бланш", который был использован — под флагом борьбы против международного исламского терроризма — для вторжения в Афганистан (наркотики) и Ирак (нефть). Параллельно был запущен механизм "глобального нефтедолларового насоса", в рамках которого средства от продажи непрерывно дорожавших энергоносителей, получаемые странами-экспортерами нефти и газа, в обязательном порядке вкладывались в американские ценные бумаги, государственные и частные. Что позволяло — пусть за счет увеличения государственного долга — поддерживать на плаву "американское процветание".
Однако эта модель очень быстро выработала свой ресурс. Фундаментальные проблемы экономики США не решались, нового системного технологического прорыва не произошло. Ипотечный, а затем банковский кризис переросли сначала в полноценный финансовый кризис с неизбежной и длительной, как сейчас принято говорить, "рецессией" — а, вернее, экономическим спадом, который должен стать куда серьёзнее Великой Депрессии 30-х годов прошлого века. И можно лишь поаплодировать верхушке республиканцев, которые в этих сложнейших условиях не просто "сдали" власть демократическому кандидату, но еще и публично "умыли руки", то есть сделали это, полностью "сохранив лицо", до последней черты сохраняя видимый контроль над ситуацией, а также относительную стабильность в финансово-экономической сфере. Какими методами и за счёт чего такой результат был достигнут — другой вопрос. Важно то, что принимать жесткие и непопулярные внутри- и внешнеполитические решения придётся уже новой, демократической администрации, "команде Обамы".
Говоря об относительной стабильности в финансово-экономической сфере, мы ничуть не преуменьшаем масштаба и значения событий, произошедших в Америке буквально за два-три месяца накануне президентских выборов: обвала фондового рынка и краха ряда системообразующих финансовых институтов, наподобие "Lehman broth." и AIG. Но по сравнению с тем, что будет ожидать Америку и мир в 2009 году, всё это, похоже, — сущие мелочи.
Разумеется, финансово-экономический кризис синергетически усугубляется кризисом внешнеполитическим. Агрессивный диктат Вашингтона в рамках заявленной "неоконами" "войны цивилизаций" против "исламского терроризма" оказался, по большому счету, несостоятельным не только в Ираке, но и в Афганистане. Точно так же несостоятельными оказались попытки "придушить" китайскую экономику высокими ценами на нефть — инфляция бумерангом вернулась в Америку. Споры вокруг ядерной программы Ирана, а в особенности южно-осетинский конфликт в августе 2008 года показали, во-первых, что Россия не намерена всё время выступать в роли бессловесного и безвольного "младшего партнера" США, а во-вторых, что безоговорочная поддержка "неоконов" на словах еще не означает помощи на деле. Максимум, что удалось Соединенным Штатам в Грузии — не превратить военное поражение режима своего верного союзника Михаила Саакашвили в поражение политическое. И то — в большей мере потому, что в Кремле сочли более выгодным иметь полностью "нерукопожатного" и "недоговороспособного" для себя грузинского лидера с целью замораживания ситуации с независимостью Абхазии и Южной Осетии.
Но самое главное — кризис угрожает внутриполитической стабильности самих США, где, по разным оценкам, средний уровень жизни должен упасть втрое-вчетверо, причем в наибольшей степени пострадают "цветные меньшинства", благосостояние которых сильно зависит от социальных программ разных уровней. Поэтому оценки Барака Обамы как "переходной фигуры" и даже "политического смертника" распространены не только в России, но и на Западе, и даже в самой Америке. Когда Хиллари Клинтон предсказала Бараку Обаме судьбу Джона Кеннеди, это было списано на чистые издержки предвыборной борьбы. Однако когда вице-президентом стал весьма влиятельный сенатор Джозеф Байден, а затем в "команде Обамы" одним за другим появляться фигуры из бывшей "команды Клинтона", стало понятно, что при определенных условиях в Соединенных Штатах действительно может быть разыгран "президентский гамбит". Своего рода "последним звоночком" стала оглашенная спецслужбами информация об аресте двух белых "экстремистов", которые якобы намеревались купить пистолеты, убить 88 негров, а затем лишить жизни и самого Барака Обаму. Звучит как анекдот, и даже для предвыборного пиара немного чересчур. Зато словосочетание "убить Обаму" в общественное сознание уже вложено, то есть должное выстрелить ружье можно считать повешенным на стену...
Кстати, весьма забавно выглядит карта голосования президентских выборов 2008 года: на Востоке граница между "демократическими" и "республиканскими" штатами пролегает ровно там, где проходила граница между "федералами" и "конфедератами" во время "Войны Севера и Юга", то есть Гражданской войны 1861-1865 годов. Причем за Джона Маккейна голосовали бывшие рабовладельческие штаты, а за Барака Обаму — бывшая вотчина республиканца-аболициониста Авраама Линкольна. Вот такая полная смена политической полярности произошла за неполные полтора века. Далее на Запад центральные штаты голосовали в основном за Маккейна, а всё тихоокеанское побережье за Обаму. В традиционных геополитических терминах получится, что Обама — ставленник "талассократии", в то время, как Маккейн — явный "теллурократ". Но к реальности все эти абстракции никакого отношения иметь не будут.
Куда важнее для нас то переформатирование мировой политики, которое почти наверняка будет предпринято "командой Обамы": нормализация отношений с мировым исламом, укрепление "атлантического единства", "развод" Уолл-Стрита с Израилем, а также усиление давления на Китай (в том числе через Индию и мусульманскую умму) и на Россию (по линии Прибалтика—Украина—Кавказ—Поволжье—Центральная Азия—Сибирь—Якутия). По сути, такой крутой, пусть и не на все 180 градусов, внешнеполитический разворот является попыткой США вернуть себе упущенную за 2004-2008 годы инициативу на мировой арене под условным лозунгом: "Не диктовать свою волю, а задавать свои правила игры", ибо первое требует значительных расходов, а второе — "почти бесплатно", что весьма немаловажно в условиях нынешнего кризиса. Другой вопрос, что у Америки на столе остается всё меньше "фишек", включая и вброшенную чёрную фишку ("чёрную метку") Барака Обамы, а потому её шансы "сорвать банк" в возобновляемой глобальной игре становятся всё более призрачными. Однако это вовсе не значит, что России вообще следует садиться за игорный стол — принимая тем самым условия новой американской игры, наша страна гарантрированно потеряет и те немногие "козыри", которые были набраны за годы президентства Путина. Впрочем, ивестные формулы служения "золотому тельцу": "Где кошелёк, там и сердце", "Где хорошо, там и родина", — еще никто не отменял. Поэтому перспективы нынешнего Кремля сохранить себя, российскую территорию и Россию в целом практически равны нулю. Если последние две задачи и удастся решить — судя по всему, уже очень дорогой, на грани приемлемого, ценой, то решать их будет уже совсем другая "вертикаль власти".
1.0x