Авторский блог Андрей Фефелов 03:00 18 декабря 2007

ВОЗБУЖДЕНИЕ...

НОМЕР 51 (735) ОТ 19 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Фефелов
ВОЗБУЖДЕНИЕ...

Директору магазина "Фаланстер" Борису Куприянову грозят двумя годами тюрьмы. Тверское ОВД города Москвы инициирует уголовное дело по статье "Распространение порнографии".
Изданная некогда в "УльтраКультуре" книга "Парадоксия", сборник новелл американской певицы Лидии Ланч, содержит-де "описания порнографического характера". Это издание не затерялось в магазине среди сотен томов по философии, религии и истории искусства — но сразу привлекло внимание изголодавшихся милиционеров.
Порнография — буквально — это изображение голого тела. В современном обществе под порнографией понимается нечто не совсем конкретное, но зато вполне определенное. Этим самым "нечто" забиты не только сотни тысяч сайтов в мировой сети, но и витрины множества ларьков и павильончиков в самом центре столицы. Так, например, близ Ленинградского вокзала уже много лет идет совершенно открытая, стационарная, круглосуточная торговля порнофильмами.
Но слово "порнография" в русском языке имеет и устоявшееся переносное значение. Когда этот термин употребляют фигурально, как правило, хотят сказать об оскорбительно низком качестве исполняемой работы. Посему борьба с порнографий посредством преследования Бори Куприянова — это само по себе есть порнография.
А теперь все по порядку. Во избежание недоразумений вернемся к Лидии Ланч. Ее книга "Парадоксия" содержит и мат, и описания секса. Это специфическое и мрачное повествование об отчаянии и жестокости современного западного мира. Исследователь характеризует прозу Ланч следующим образом: "Ее рассказы гипнотизируют и отравляют, ее характеры наполнены какой-то дьявольской энергией, которая делает их страшными, даже когда они жалки". Даже из этой краткой характеристики ясно, о чем, в сущности, идет речь. Покуда не распространять произведения Ланч в дошкольных учреждениях, то ущерб общественной морали от этих пронзительных описаний североамериканского декаданса будет равен нулю. И если ныне покойный Илья Кормильцев, издавая рассказы Ланч в "УльтраКультуре", рассчитывал тогда каким-то образом растрясти мозг обуржуазившейся аудитории, то менеджмент издательства АСТ, три года назад издав приличным тиражом "Парадоксии", ни о чем подобном не помышлял. Выход этой книжки в АСТе не вызвал никакого ажиотажа. Астовская "Парадоксия" до сих пор имеется в свободной продаже во всех крупных книжных магазинах страны.
Получается так: директора маленького книжного магазина "Фаланстер" тянут в суд за книжку, которая свободно циркулирует по гигантской разветвленной структуре сбыта одного из мощнейших российских издательств. На первый взгляд — нелогично. Однако своеобразная логика здесь есть.
Весь ноябрь в помещении "Фаланстера" сотрудники милиции искали складированный тираж запрещенной газеты "Лимонка". Непонятные лица являлись в "Фаланстер" и пытались заводить разговоры о запрещенных книгах. Не прекращались звонки самого странного свойства. Тогда Борис Куприянов охарактеризовал ситуацию с долей мрачной иронии: "Создается впечатление, что в школе милиции сдают лабораторную работу под названием: найди запрещенную литературу в магазине "Фаланстер"…".
Теперь уже не до смеха. Тверское ОВД Москвы в своей борьбе за нравственность зашло слишком далеко.
"Фаланстер" — не только популярный магазин интеллектуальной литературы, но и средовое, общественное место. Философские семинары, политические диспуты, поэтические вечера в "Фаланстере" собирают не чуждое дыхания интеллекта общество. Среди покупателей книг и просто друзей "Фаланстера" попадаются известные и влиятельные люди. Но прессинг продолжается.
Напомним, что в 2005 году магазин подвергся нападению. Взрыв и пожар уничтожил львиную долю продукции и чуть не унес жизнь сторожа. Тогда по данному факту "со скрипом" было возбуждено дело, но следователь так и не появился на месте происшествия. Кому и зачем понадобилось взрывать "Фаланстер" — доселе неизвестно. Террористы никаких условий не выдвигали и целей своих не обозначали. Теперь похожими методами действует власть. Под видом борьбы за нравственность районная прокуратура осуществляет давление на коллектив "Фаланстера". Но зачем? Чего хотят добиться?
Известно, что в "Фаланстере" среди 15000 наименований художественной, философской и социально-политической литературы, не встретишь книг Оксаны Робски и Дарьи Донцовой. Возможно, это и вызывает раздражение и непонимание госпожи Глинки, следователя из Тверского ОВД…
Есть версия, что в какой-то украшенной сединой и фуражкой голове утвердилась мысль, что стенах "Фаланстера" зреет антиправительственный заговор. Что тут собираются самые настоящие экстремисты… Если эта версия справедлива, то следует с грустью констатировать: сей чин не имеет ни малейшего представления о том, кто такие экстремисты, как они себя ведут и в каких местах собираются.
Но, скорее всего, дело обстоит мерзее. Нет никакого высокого чина, а есть много мелких чинов, снедаемых желанием погреть руки на продавцах книг…
Раскрыть сеть террористов или разгромить московские порно-картели таким персонажам не под силу. Даже поспорить с крупным издательством охоты не возникает. Зато всегда под рукой есть "Фаланстер" — книжный магазин со странной на их взгляд репутацией.
Некрасивая история продолжается. Мы будем внимательно следить за развитием ситуации вокруг книжного магазина.
Но в завершение позволю сделать несколько обобщений-выводов.
Первое. После выборов самым главным победителем почувствовали себя не Грызлов, Сурков или депутаты-единороги, но мелкое чиновничество и силовики на местах. У них возникло ощущение подлинной победы. "План Путина" они понимают по-своему и от своих скрытых возможностей отказываться не собираются.
Второе. Любой, пусть даже самый жесткий, режим можно стерпеть, если он громко объявляет о правилах игры, о запретах и границах.Но если игра ведется втемную, спонтанно, а “меры” принимаются и устанавливаются начальниками-самодурами, то жизнь становится невыносимой.
Третье. Политические и идеологические споры наверное могут носить бурный, даже конфронтационный характер. Только не надо в эти споры вмешивать государство. Не стоит интеллектуалам и художникам науськивать друг на друга майоров. Культурное сообщество должно быть предельно собрано и консолидировано перед роскошной и страшной пастью государственного Левиафана.
Впереди времена трудные, но интересные.

28 марта 2024
1.0x