Авторский блог Николай Коньков 03:00 20 марта 2007

КОНЕЧНОЕ СЧАСТЬЕ

№12 (696) от 21 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
КОНЕЧНОЕ СЧАСТЬЕ

В этом году на "правительственный час" в Совете Федерации, посвященный реализации нацпроектов, первый вице-премьер Дмитрий Медведев прибыл уже самостоятельно, без президентской поддержки. И доложился по всей форме: финансирование приоритетных национальных проектов в 2007 году вырастет на 18% и достигнет 256 с половиной миллиардов рублей (почти миллиард долларов), важнейшим направлением работы станет борьба с демографическими проблемами России, вторым по значимости — строительство жилья, в здравоохранении, образовании и сельском хозяйстве будут продолжаться прежде всего структурные изменения.
Говоря о результатах подобного вмешательства государства в социально-экономическую жизнь страны по итогам прошедшего года, он подчеркнул, что национальные проекты помогли серьезно продвинуться в решении важнейших социальных задач, в развитии аграрной сферы и в строительстве жилья. Не менее значимым было то, что в административном обиходе появился так называемый "проектный подход". Надо сказать, благодаря этому самому "проектному подходу" Дмитрий Медведев уже получил в околокремлевских кругах прозвище "лорда-проектора". Практика реализации нацпроектов показывает, что даже в столь ограниченной зоне действия (216,5 из 8384 миллиардов рублей, т.е. всего лишь 2,6% расходов консолидированного бюджета РФ) применение методов индикативного планирования способно привести к достаточно ощутимым результатам.
"Национальные проекты, при всей важности, все-таки штука срочная, которая должна завершиться с определенными знаковыми изменениями… по истечении, по сути, двух-трех лет… Это не бесконечное счастье, когда деньги идут и идут, а результат непонятен".
В данной связи российским сенаторам было предъявлено следующее.
— Ввод в эксплуатацию 600 тысяч квартир и индивидуальных домов общей площадью более 50 млн. кв. м, на 15% больше, чем в 2005 году.
— Рост объемов ипотечного кредитования более чем вдвое, со 108 до 260 млрд. рублей, на 10 млрд. рублей выше прогнозного показателя.
— Повышение заработной платы 660 тысячам медицинских работникам, прежде всего первичного звена, что привело к увеличению его заполненности и снижению коэффициента совместительства "в среднем с 1,6 до 1,3, а в ряде регионов практически до 1".
— Переоснащение системы "скорой помощи" новыми машинами, что наряду с другими мерами способствовало уменьшению общей смертности в 2006 году на 100 тысяч человек.
— Подключение 22 тысяч средних школ к Интернету и повышение зарплат 800 тысячам учителей.
— Рост производства мяса скота и птицы, который достиг 5% (вместо запланированных 7%) при незначительном сокращении поголовья скота (ранее достигавшим 5-6% ежегодно).
В связи с этим, разумеется, возникает естественный вопрос: что, где и как намерено делать наше государство после истечения тех двух-трех лет "конечного счастья", которые, оказывается, изначально были отведены на реализацию нацпроектов? Будет ли оно и дальше расширять "горизонты планирования", или же, добившись конкретных политических результатов на этой социально-экономической базе, вновь начнет действовать в рамках концепции о "невидимой руке всемогущего рынка"? Ответа на этот вопрос, скорее всего, нам не дождаться до самых президентских выборов 2008 года (конечно, если ничего непредвиденного не случится, и они состоятся в срок).
Любопытно лишь то обстоятельство, что позиционированный (особенно после Давоса-2007) как правый либерал "лорд-проектор" Дмитрий Медведев вовсю говорит о планировании: "запланированный рост производства мяса скота и птицы", "общий объем который мы планировали на этот год", — а вроде бы куда более "левый державник" Владимир Путин направляет Федеральному собранию абсолютно либерально-монетаристское, по сути, "бюджетное послание" на 2008-2010 гг., которое, несмотря на свой "тоже плановый" характер, явно писалось специалистами из ведомства Алексея Кудрина.
Но проблема заключается не в словах, а в делах. Одной рукой реализуя "национальные проекты", другой рукой Кремль повышает базовые социально-экономические тарифы, косвенные налоги (например, на недвижимость) и штрафы, формируя совершенно нелояльную к населению жизненную среду. Параллельно — из уст того самого президента, который провозгласил создание приоритетных национальных проектов — снова звучат речи, будто увеличение госинвестиций в экономику приведет только к тому, что "всё разворуют" — как будто наше государство не имеет ни сил, ни желания бороться с коррупцией собственных чиновников.
И неудивительно, что даже рейтинги официозных социологических служб на этом фоне начали показывать значительное падение путинского рейтинга. Подобное "смешение языков", на котором федеральная власть пытается говорить с населением нашей страны, еще никого до добра не доводило.
1.0x