| | | |
Николай Коньков
ДАВОС И НЫНЕ ТАМ
25 января в швейцарском Давосе открылся очередной всемирный экономический форум. Тридцать шестой по счету.
Первый Давос, тогда еще Европейский, а не Всемирный, созванный по инициативе швейцарского экономиста Клауса Шваба, прошел в 1971 году — том самом, когда Соединенные Штаты впервые отказались от свободного обмена своей валюты на золото в рамках Бреттон-Вудсской финансовой системы 1947 года. Тем самым мировая экономика утратила абсолютную меру стоимости, а для установления новых "правил игры" пришлось — вполне в духе Жан-Жака Руссо — прибегнуть к процедуре "общественного договора". Давосский форум стал одним из механизмов этой процедуры — не самым важным, но весьма существенным, поскольку на нем проходило согласование новых правил игры на мировом рынке с "большим бизнесом Европы".
Эксперимент, что называется, прижился, постепенно расширяясь и видоизменяясь. Нынешний статус Давосу придала, несомненно, "перестройка" и связанная с ней проблема интеграции "постсоциалистических стран" в глобальную экономику. Именно Всемирный экономический форум был избран как "место встречи" с Горбачевым и Ко. Именно здесь в 1987 году Ганс-Дитрих Геншер потребовал от представителей мирового бизнеса "дать Горбачеву шанс". Именно здесь в 1996 году проходили "смотрины" Зюганова, в ходе которых Чубайс устроил настоящую травлю лидера КПРФ и добился от российских "олигархов" безусловной поддержки Ельцина. О том значении, которое тогда в среде власть предержащих демократов придавалось Давосу, существует хорошо известная история. "Старик, — якобы ответил один из видных демократов своему собеседнику на упрек в том, что они ведут Россию к катастрофе. — Если здесь что-нибудь случится, мы всегда получим политическое убежище в любой развитой стране мира, на выбор. А вот если я не буду пунктуально выполнять указания МВФ — меня перестанут приглашать в Давос. И вот это, старик, будет уже настоящая катастрофа…"
Поэтому почти 15 лет Россия и всё, что с ней связано, неизменно оставались в фокусе внимания Давосского форума, какие бы темы ни входили в официальную повестку дня. Однако сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. "Постсоветский" период в истории мировой экономики благополучно завершен, интеграция бывшего "второго мира" в глобальный рынок состоялась, и на пороге стоят, если пользоваться стандартной западной терминологией, совсем другие "вызовы". Причем уровень этих "вызовов" таков, что они ставят под угрозу само существование нынешнего "глобального рынка", на котором всё продается и покупается за доллары. Нарастающий структурный кризис в Соединенных Штатах и параллельное формирование нового "полюса производства" в Азии сильно смещают "центры тяжести" в существующей системе мировых экономических отношений, вызывая растущие расхождения и увеличение конфликтного потенциала не только в экономике, но и в политике, и в идеологии на всех уровнях взаимодействия.
Вызванный американцами в 2001 году для сохранения своего господства призрак "международного терроризма", при всех его безусловных достоинствах для США, обладает и не столь очевидными недостатками. А именно — выдает реальные "болевые точки", при воздействии на которые его конкуренты, партнеры и даже союзники получают возможность косвенного управления действиями "глобального лидера". Так получилось с Ираком, так в самое ближайшее время может получиться и с долларом.
Тут не до России как таковой. И если Кремль на нынешнем Давосе раскритиковали за пренебрежение "энергетической безопасностью" Европы в связи с известным "газаватом" против Украины, то другой протагонист конфликта, президент Украины Виктор Ющенко, год назад вовсю принимавший поздравления в связи с победой "оранжевой революции", теперь и сам не приехал, и никакой видной фигуры из своего окружения в Давос не прислал — ему-то, "зятю госдепа", зачем лишний раз подставляться под удар слегка закоченевшей Европы?
Несомненно, сказывается это "предчувствие бури" и за кремлевской стеной. Во всяком случае, именно об этом свидетельствуют и отставка Андрея Илларионова, и замена министра финансов Алексея Кудрина во главе российской делегации на Давосе министром экономики, торговли и развития Германом Грефом, и передача управления Стабфондом РФ из Минфина Центробанку. Подобная "смена караула", при всем её камуфляже — подумаешь, на смену одному "либерал-монетаристу" пришел другой "либерал-монетарист" — не так уж и малозначима. Ведь Кудрин (и Илларионов, кстати) был весьма последовательным и активным проводником американских интересов в российском правительстве. Так что теперь в структуре и способах использования Стабфонда и золотовалютных резервов РФ можно ожидать дальнейших сдвигов от доллара в сторону евро и других валют. Если этого все-таки не произойдет, "опала" Кудрина действительно не будет иметь никакого объективного значения.
Греф же в Давосе, как сообщается, сосредоточился на вступлении России в ВТО — своеобразной "идее-фикс" Путина. Судя по всему, именно Давос должен был стать "последней станцией" на этом пути, поскольку неоднократно заявлялось о "завершении переговоров по данной проблеме в начале 2006 года". Со Швейцарией и Бразилией путинскому эмиссару договориться удалось, а вот с Соединенными Штатами, Австралией и Колумбией — пока нет, поэтому новым сроком вступления РФ во Всемирную торговую организацию назван "конец 2006 года".
Впрочем, с учетом возможных негативных последствий данного шага для отечественной экономики, невольно вспоминается поговорка: "Всё, что Бог ни делает — к лучшему". Ведь вариант с распадом нынешнего "глобального рынка" уже не выглядит полностью ненаучной фантастикой, как было еще несколько лет назад. Глядишь — к концу 2006 года и вступать-то окажется некуда, и на Давосы ездить незачем...
1.0x