"У каждого человека собственное чувство прекрасного. Когда я вижу людей, одетых в безобразные вещи, которые им совершенно не идут... невозможно себе представить, что происходило у них в голове, что заставило их купить эти коричневые брюки из полиэстера с рельефным узором или акриловую майку с блестящей надписью "Майами". Начинаешь размышлять, что же они отвергли как некрасивое-акриловую майку с надписью "Чикаго?"
"Я не утверждаю, что общепринятые вкусы — плохи, и то, что они отсеивают-хорошо; я лишь говорю, что отходы, вероятно, плохи, но если ты превратишь их во что-то хорошее или хотя бы интересное, то не так много пропадет зря".
Продолжается путешествие Энди Уорхола по России. 13 ноября — последний день экспозиции в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Выставка переезжает в Русский музей Петербурга. В начале будущего года она будет уже в Самаре. Нынешняя выставка работ под названием "Энди Уорхол: художник современной жизни" — самая большая из всех, прежде демонстрировавшихся в России. В экспозиции представлено более трех сотен картин, рисунков и фотографий. Объемное представление наследия парадоксального художника — "Портреты" (Мерилин Монро и Мик Джаггер, Ленин и Мао, автопортреты и ранние), "Натюрморты" (здесь встречаются знаменитые банки из-под супа "Кемпбелл") — фотографии Уорхола, со свитой и без.
В 2001 году уже была "Неделя Уорхола в Москве"— с приличной выставкой в Пушкинском музее, большим кинофестивалем фильмов Уорхола в Музее кино и представительной конференцией "Художник и массовая культура" с феноменальным докладом ныне покойного Тимура Новикова о подлинном моральном облике Уорхола.
На последней "глянцевой" "Арт-Москве" Уорхола привозили несколько галерей, и его работы, откровенно говоря, смотрелись (несмотря на временную дистанцию) содержательней и свежей, чем представленные рядом эпигоны.
Уорхол — один из самых важных персонажей культурной сцены второй половины двадцатого века. Он не только художник, отец поп-арта. С ним связано бессчисленное число проявлений, открытых техник — в коллекционеровании, моде, оформлении. Энди Уорхол — создатель журнала "Интервью" и первый продюсер знаменитой группы Velvet Underground, один из творцов американского экспериментального кино.
Уорхол — в какой-то степени это природное явление. Он вошел в мир, как в огромный резервуар смыслов, значений, энергий. Он старался ответить на каждое движение жизни. Его художественная практика была познанием всех возможных граней общества и культуры. Удивительна его чистота видения реальности. Художник, претендующий на актуальность, обязан фиксировать изменение пейзажа, появление новых красок, предметов. Современная Уорхолу музыка работала с новыми звуками, захватывала городской шум. Выведя формулу, что поп-арт — это любовь к вещам, Уорхол обратил внимание на обыденную жизнь. Уорхол приблизил искусство к народу. Даже по форме — его произведения не скрыты под стеклом, не заключены в массивные рамы. Уорхол создает целостное пространство, стирая грань между зрителем и произведением.
Мир Уорхола крайне физиологичен и телесен. Объекты исследования, словно продолжения уорхоловского тела, его части. И наоборот, сам Энди порой выглядел как предмет своей работы. Неслучайно герой лимоновского рассказа "Quoter Энди Уорхола" считает, что Энди не имеет крови, он электронный.
Уорхол соединил жизнью с искусством, а искусство, в свою очередь, с бизнесом. Как художник он зачастую опережал время. Его знаменитые шелкографии — фактически предтечи компьютерной графики. (Во многом поэтому сейчас они выглядят несколько устаревшими). Влияние Уорхола на современное искусство невозможно переоценить.
Уорхол, безусловно, персонаж мира потребления, он сделал потребление объектом исследования. Но Уорхол помогал увидеть мир таким, какой он есть, а не таким, каким его хотели бы навязать. Обнаружив в себе Другое, Уорхол не занялся его вытеснением, но стал работать с этим самым Другим. Вдыхая жизнь в предметы, Уорхол по-своему оживлял мёртвый мир.
Вопрос, критиковал ли Уорхол капитализм или восхищался, не решается однозначно. "Один из современных ответов таков: поп-арт снимает различие между апологией и отрицанием, предлагая нечто третье — необычайно смелый редукционизм", — замечает арт-критик Екатерина Деготь.
Сергей Бугаев (Африка): "Уорхола воспринимают как пропагандиста эпохи товарно-денежных отношений. На деле это был крупнейший дзенский мастер, который говорил о совершенно других вещах, на абсолютно другом языке. Понимание им ситуации порабощения индивидов товарно-производственными связями не было его радостью".
Вот и документ — книга "Философия Энди Уорхола (От А к Б и наоборот)" — это не просто оригинальное многослойное произведение, а скорее своеобразный набор дзенских коанов.
Кстати, родители Энди были выходцами из Прикарпатской Руси, из русинов. Когда Тимур Новиков называл художника Андреем Андреевичем Вархолой, это был далеко не стеб.
Стратегия Уорхола — это был своеобразный бунт славянской души в прокрустовом ложе капиталистического общества.
"Художник — это человек, создающий то, в чем у людей нет необходимости, но — по какой-то причине — как он считает, это следует им дать".