51(474)
Date: 17-12-2002
Author: Николай Коньков
БЕС”СЛАВ”НАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ
"Мыльная опера" вокруг приватизации российско-белорусской нефтяной компании "Славнефть" подходит к своему логическому завершению. 18 декабря кто-то из трех зарегистрированных претендентов — "Сибнефть", ТНК или Китайская национальная нефтяная корпорация (КННК) — станет обладателем основного пакета акций (74,95%), принадлежащего пока Российскому государству.
До последнего времени шансы "Сибнефти" в предстоящем конкурсе расценивались как наиболее вероятные: в результате мощного давления на Александра Лукашенко через РАО "Газпром" и непосредственно через Кремль, Роман Абрамович, активно захватывающий всё новые секторы отечественного нефтяного рынка и, в частности, ведущий жесткую борьбу за Московский нефтеперерабатывающий комбинат в Капотне, добился того, что принадлежавшие Беларуси 10,83% акций "Славнефти", в которые был оценен Мозырский НПК, оказались под контролем "Сибнефти" всего за 207 млн. долл. вместо 250 млн., которые первоначально запрашивал Минск, и 210 млн. долл., которые предлагала "Сибнефть" через своего оператора ЗАО "Славнефтебанк".
Впрочем, эти 3 миллиона, сэкономленные "для себя" прижимистым "начальником Чукотки", Александру Лукашенко удалось с лихвой компенсировать за счет договоренностей о возобновлении и даже расширении (на 1, 75 млрд. кубометров) поставок газа по внутрироссийским ценам, что создает отличный плацдарм не только для благополучной "зимовки" Беларуси, но и для роста ее национальной экономики в 2003 году. Тем более, что соглашение с "Сибнефтью" сняло для белорусских предприятий ранее воздвигаемые препятствия для работы на российском рынке.
Так что в условиях неприкрытого давления и "выкручивания рук" со стороны кремлевской администрации батька Лукашенко вновь показал себя незаурядным дипломатом и последовательным защитником интересов своего народа и своей страны. Тем более, что "держаться" за Мозырский НПК в условиях, когда приватизация основного пакета акций "Славнефти" была предрешена правительством РФ, Минску не имело никакого смысла: снявши голову, по волосам не плачут.
"Мы удовлетворены итогами торгов и рассчитываем, что наш успех является важным этапом в подготовке к аукциону по продаже основного пакета "Славнефти", — сказал в комментарии президент компании "Сибнефть" Евгений Швидлер. Действительно, путем взятия под контроль Мозырского НПК и "антикризисного менеджмента" в компании, осуществляемого руками креатур Абрамовича, "Славнефть" была превращена в очень невыгодный объект для инвестиций со стороны любой "посторонней" компании российского происхождения.
Однако тут в спор вмешалась КННК, для которой "лишние" полмиллиарда долларов новообретенных "Славнефтью" долгов и практическое отсутствие в ее структуре других нефтеперерабатывающих мощностей — вовсе не помеха, если на кону стоит доступ к одной из наиболее рентабельных и имеющих значительные запасы сырья структур российской "нефтянки": в условиях нарастающей конфронтации с Америкой КНР всерьез обеспокоена наращиванием своего энергетического, в первую очередь — нефтяного, потенциала и скупает месторождения "черного золота" буквально по всему миру. Включение в игру столь сильного игрока не на шутку переполошило ангажированных политиков из Госдумы. Депутат Олег Морозов из группы "Регионы России" внес предложение, согласно которому КННК должна потерять право участия в торгах за российский пакет акций "Славнефти".
Тут уже поневоле вспоминается недавний визит Путина в Пекин. Возможно, именно "дело "Славнефти" окажется тем пробным камнем, по которому в Пекине будут судить о том, в какой мере и можно ли вообще доверять любым словам российского президента. Китайцы, подготовившие все необходимые для участия в приватизационном конкурсе документы, готовы идти до конца в отстаивании своих интересов.
В этом конфликте по-прежнему "третьей силой", молчаливой, загадочной, а потому и не принимаемой в расчет, остается ТНК, сегодня тесно связанная с группой "Альфа", известной в качестве самого доверенного контрагента ряда американских финансовых монополий. И, хотя в последнее время в средствах массовой информации немало говорилось о проблемах Фридмана, Авена и Ко, подобная информация могла быть всего лишь отвлекающим пиар-маневром. Поэтому не исключено, что именно ТНК доведется принимать поздравления после торгов 18 декабря. Если, конечно, их не отложат и не перенесут на другой срок и в другие, более удобные для одного из конкурсантов обстоятельства.
P.S. Буквально за сутки до назначенной даты конкурса КННК, представители которой, по сообщениям СМИ, “весь день 16 декабря провели в российском правительстве”, официально отказалась от участия в торгах по “Славнефти”. Тем самым было “сохранено лицо” и китайской, и российской стороны. Согласно неофициальным сведениям, “отступными” для Пекина стали некие преференции на Дальнем Востоке, обещанные Кремлём.
1.0x