Со 2 декабря в Москве начали действовать новые тарифы на уличную платную парковку: максимальная стоимость стоянки в центре, а также в районе «Москва-Сити» резко выросла и теперь составляет 200 руб./ч. Информация об этом содержится на официальном сайте департамента транспорта столицы. Соответствующее постановление было принято Правительством Москвы 15 ноября.
Всего парковочный тариф изменился на 732 улицах. Максимальный тариф установлен на 133 улицах Москвы, которые считаются наиболее загруженными (например, Неглинная, Малая Бронная, Петровка) в пределах Третьего транспортного кольца.
Также изменен способ тарификации на ряде улиц внутри Садового кольца. Там стоимость парковки будет зависеть от времени суток: с 8.00 до 20.00 будет использоваться дифференцированный тариф, при котором стоимость после получаса или часа парковки возрастает.
Ранее в пределах Садового кольца один час парковки стоил от 60 до 100 рублей.
За пределами Третьего транспортного кольца тариф остался без изменений.
Экспертные оценки
Вчера в своём послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сказал о том, что у нас радужные перспективы с преодолением роста цен, что у нас будет самая низкая в истории инфляция. Видимо, услышав это суждение, мэр столицы Сергей Собянин решил влить в бочку антиинфляционного мёда свою ложку дёгтя. На этой гигантской ложке блестит роспись: «Максимальная стоимость парковок в центре Москвы в пределах Третьего транспортного кольца повышается в 2,5 раза, с 80 рублей до 200 рублей за час». Не трудно посчитать, что работающий в нормативном режиме человек, который паркует свою машину в тех районах, потратит за восемь часов 1600 рублей. Кто-то скажет: ну и что, ведь это касается только богатеньких работников министерств, которые расположены в центре, и коммерческих офисов и их сотрудников, для которых такие тарифы – не проблема.
Ничего подобного. Именно в пределах Третьего кольца сосредоточены все крупнейшие, знаковые культурные организации не только Москвы, но и всей страны. Скажу о тех учебных заведениях, с которыми сам имел дело и где постоянно приходится бывать. В центре расположены, например, Московская государственная консерватория и Российская академия музыки имени Гнесиных – каждая со штатом сотрудников в несколько тысяч человек. Расположены основные музыкальные училища во главе со знаменитой Мерзляковкой и Гнесинской десятилеткой, в них тоже работают множество преподавателей. Зарплаты этих людей – только не смейтесь! – от 7 тысяч рублей, редко когда превышают 25 тысяч. Добраться до той же Российской академии музыки от метро не очень легко. Каждая из станций метро находится не менее чем в километре. Поэтому так естественно для профессора, преподавателя или даже для студента доехать туда на своей машине и оставить её там на время занятий. Теперь это становится практически невыполнимым – при таких зарплатах. Кто-то скажет: пусть ходят пешком. Конечно, в климате, где семь месяцев в году зима, непросыхающая слякоть, не редкость тридцатиградусные морозы – это ровно то, что нужно.
Также в центре Москвы находятся главные концертные залы страны, почти все музыкальные театры, драматические театры и основные картинные галереи. В них тоже работают тысячи и десятки тысяч людей. То есть по отношению к этому гигантскому культурному сословию людей – получающих самые маленькие в Москве зарплаты и вместе с тем составляющих самую благородную и самую нужную для общества часть населения центра Москвы и работающих в этом центре – возникает положение, которое граничит, на мой взгляд, с геноцидом.
Ситуация для простых москвичей усугубляется тем, что было объявлено о сокращении количества маршруток, которые перевозят пассажиров по Москве – и было не только объявлено, но и осуществлено. Здесь наши чиновники отработали просто блестяще. Не было никакой волокиты. Маршрутки были уничтожены мгновенно. Таким образом, как мне представляется, мы наблюдаем избирательное истребление именно образованного сословия москвичей, именно тех людей, которые столетиями составляли славу и гордость столицы.
Интересно сопоставить то, что происходило при Лужкове (который, как известно, совершенно отменил всякую плату за парковку в Москве) и сегодня – в плане преодоления московских пробок, ради чего вроде бы всё и затеяно. Так вот, ситуация стала только хуже. Мне приходится ездить на концерты в мой родной Союз композиторов, который находится в Брюсовом переулке – это отводочек от Тверской улицы. И если при Лужкове я ещё мог там как-то припарковаться и даже подъехать к зданию Союза композиторов непосредственно с Тверской улицы, то теперь я сделать этого не могу. Мало того, что теперь я должен объехать по жутким пробкам несколько кварталов и заезжать с Никитской улицы, так в результате ещё и не припаркуюсь – нет мест. Так что ситуация с пробками стала хуже, а цена за парковки – абсолютно неподъёмной для нормального человека. Это подтверждает мою мысль о специальном, намеренном выдавливании культурного, чаще всего русского населения из центра Москвы.
Понятно, что для криминального, полукриминального и даже совсем (если такой есть) не криминального бизнеса цена за парковку в центре Москвы безразлична. Для них и 200 рублей, и 1000 рублей, и даже 1000 долларов – это карманные деньги. Если бы правительство Москвы действительно интересовалось тем, как улучшить транспортную ситуацию в центре Москвы, то занялось бы офисами, освободив центр для его жителей и гостей, ищущих искусства. Нельзя же все офисы, не имеющие никакого отношения к госуправлению, располагать в центре столиц. Можно было бы, наверное, найти такие административные пути, благодаря которым эти конторы, чаще всего основанные на принципе «купи-продай», были бы из центра Москвы выведены. И таким образом значительное количество спекулянтов и ростовщиков просто освободило бы эти самые проезжие метры. Но ничего подобного не предпринимается, что, на мой взгляд, является подтверждением блистательно выполняемого плана очистки Москвы – вообще и её центра особенно – от коренного населения. А отъём у московских художников их мастерских, расположенных в центре – не из той же серии? Дракон столичной власти берёт жертвы лучшими людьми народа.
Сюда можно добавить ещё и то, что подобного рода меры вызывают законное возмущение подавляющего большинства нашего народа. После предыдущего значительно более умеренного повышения цен на платные парковки в Москве проходили массовые митинги против этого. Я представляю, что ждёт нас после повышения цен на парковку в 2,5 раза. Таким образом, очевидно, что готовится новое «болото», новые протесты, которые призваны смести то государство, которое худо-бедно, но продолжает держать какие-то скрепы в нашем русском пространстве. Или это такая феноменальная, гипертрофированная глупость московских властей, которые не понимают, что подобного рода действия сеют не просто неприязнь и недоверие к власти в стране, но вызывают прямое презрение, бешеную ненависть к этой власти? В любом случае – хитрый ли это план по дестабилизации ситуации или вопиющий идиотизм, – результат подобного рода новаций может быть таким, что Майдан в центре Москвы может стать из фантастики реальностью. А покрышки для гигантских костров найдутся, и одним из их источников, как ментальных, так и материальных, станут платные парковки имени правительства Москвы.
Более чем вдвое увеличена цена парковки для частных автомобилей в центре Москвы. Это вызывает, конечно, оторопь, возмущение у автолюбителей. И эти чувства понять можно, поскольку существует привычка, существует определённый уклад жизни, который связан, в том числе, с движением по центру Москвы на автомобиле. Более того, скажу, что я и сам раб этой привычки, сам являюсь человеком, который очень часто пользуется автомобилем и передвигается в основном на нём и в основном по центру. К сожалению, у меня там нет заимок, каких-то личных гаражей, и я очень часто пользуюсь парковками. Для меня данный указ и данное распоряжение мэрии является проблемой. Но это только одна сторона вопроса.
С другой стороны, я отлично осознаю, что Москва долгое время, колоссальное количество лет находилась в градостроительном кризисе. Не было не то, что генерального плана – не было даже понимания стратегии, как из этого кризиса выходить. Вот, очевидно, мы и наблюдаем реализацию некоего стратегического плана решения этой большой московской проблемы. Это решение, что очень характерно, не озвучено. Оно не артикулировано. Мы нигде не прочтём документов про этот новый стратегический план развития города. Но в том, что этот план есть, я совершенно, абсолютно уверен. Очевидно, это некий признак нашего путинского времени, когда очень важные стратегические планы, очень важные стратегические задачи не ставятся перед обществом и не доводятся до него.
То, что мы наблюдаем в Москве последние несколько лет – это градостроительная революция. Центр города закрывается для частных автомобилей. Закрывается ради того, чтобы быть превращённым в некую зону рекреации, зону туризма, зону отдыха, которая предполагает, конечно, наличие там жителей.
Вопрос: кто такие жители сегодняшнего центра? Это вопрос отдельный. То, что при Лужкове огромное количество жилых помещений были переданы под офисы, сделало центр совершенно обезлюдевшим, создало атмосферу казённого, нежилого, неживого города. По моему мнению, главная цель Собянина – превратить центр снова в жилой.
Поэтому увеличение стоимости парковки до головокружительных размеров (я не уверен, конечно, но очень возможно, что цена за парковку возрастёт ещё и доползёт до тысячи рублей) служит двум целям: первой – выдавливанию из центра Москвы офисов, насаждение которых при Лужкове приобрело какой-то лавинообразный характер; второй – коммерческому закрытию центра Москвы от транспорта, поскольку люди в здравом уме и доброй памяти не поедут в центр Москвы парковаться и оставлять там машины, имея такие цены на стоянках.
Поэтому драконовские меры эвакуации, колоссальные штрафы, парковочные тарифы – они, с одной стороны, являются непомерно большими, жёсткими. С другой стороны, они рыночными, экономическими способами решают данную проблему, которую можно было решить административно. Административно она решается примерно в течение нескольких часов. Просто объявляется, что въезд за Садовое кольцо или за Третье кольцо запрещён, личные автомобили будут изыматься и вывозиться в Сибирь, и нарушители потом будут на них добираться до Москвы своим ходом. Я утрирую, конечно, но есть только два способа решения данной проблемы. И Москва в собянинском плане имеет возможность существовать дальше. Но не имеет возможности существовать дальше без этого плана или в каком-то другом видении: в виде лужковской точечной застройки или ларьков, которые облепили со всех сторон станции метрополитена, прекрасные сталинские павильоны. Собянин предлагает некую модель по выходу из тупика. И пока – несмотря на то, что частный, личный мой интерес, мой эгоизм ущемляются – я вижу благость этой модели.