22:22 9 февраля 2023 Политика Культура

Трегулова изгнана из Третьяковки. Одиозная мадам явно не ожидала увольнения

Фото: ссылка

Зельфира Исмаиловна Трегулова возглавляла Государственную Третьяковскую галерею на протяжении 8 лет, с 2015 года.

За этот период нахрапистая лоббистка "современного искусства" (а по совместительству - эффективная "осваивательница" колоссальных денежных сумм) превратилась в один из символов разрушения русской культуры.

Татарка по национальности, родившаяся 13.06.1955 в Латвийской ССР в семье кинооператора Исмаила Трегулова родом из Татарской АССР и звукорежиссёра Саиды Трегуловой родом из Киргизской ССР. Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ. В 1984-97 годах работала во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича (с 1993 - "Вуарт-ВХПО") координатором и куратором международных выставок, в последние годы - в качестве помощника генерального директора. В 1993-94 годах проходила стажировку в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке ("Для меня это был университет и возможность работать с невероятными кураторами"). В 1998-2000 годах работала заведующей отделом зарубежных связей и выставок в Государственном музее изобразительных искусств им А. С. Пушкина. В 2002-13 годах трудилась заместителем генерального директора по выставочной работе и международным связям музеев Московского Кремля. В 2013-15 годах была директором Государственного музейно-выставочного объединения "РОСИЗО".

В качестве куратора выставок большую часть времени проводила за границей. То США, то Великобритания, то Германия, то Италия, то Испания, то Нидерланды, то Монако... 10.02.2015 министр культуры Владимир Мединский (провозглашавший, что "людей такого уровня в стране единицы") назначил Зельфиру Трегулову генеральным директором федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»". В 2018-м она включена в число доверенных лиц кандидата на пост Президента РФ Владимира Путина и кандидата на пост мэра Москвы Сергея Собянина. В январе 2020-го вошла в состав рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ.

С 20.11.2018 - член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Член совета Российского фонда культуры, член попечительского совета благотворительного фонда "Транссоюз". Преподаёт в Высшей школе культурной политики и управления в гуманитарной сфере Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, читает лекции в рамках образовательной программы "Арт-менеджмент и галерейный бизнес" бизнес-школы RMA. Командор ордена Pro Merito Melitensi (Мальтийский орден), кавалер орденов Звезды Италии, Франциска Скорины (Белоруссия), "Дустлик" (Узбекистан). Лауреат премии Правительства РФ 2017 года в области культуры, лауреат премии "Честь и достоинство профессии" VII Всероссийского фестиваля "Интермузей", лауреат премии "РБК-2016" в номинации "Государственный человек". Обладательница почётной грамоты Министерства культуры РФ. Владеет английским, французским, немецким и итальянским языками.

двойной клик - редактировать изображение

--------------------

Что творилось при Зельфире Исмаиловне в ГТГ?

"С 1993 по 1994 годы в музее Гуггенхайма, в Нью-Йорке, Зельфира Трегулова прошла стажировку. Получив тем самым «путёвку в жизнь», своего рода мандат на княжение", - отмечала на страницах "Завтра" Марина Алексинская.

Вскоре после вступления в должность Трегулова дала интервью "Артгиду", заявив, что "директором музея должен быть человек, который понимает, что такое музей": "Невозможно разделение функций: вот я хозяйственник, а заместитель у меня — искусствовед. Я считаю, что возможно сочетание эффективнейшего менеджмента с глубочайшими знаниями в истории искусства".

Менеджмент да, суперэффективный. Трегулова сразу привлекла к разработке комплексной программы развития музея американскую Boston Consulting Group: "Мы договорились сейчас с компаний «Бостон консалтинг групп», которая на спонсорской основе будет проводить анализ существующей ситуации и будет развивать для Третьяковки фандрайзинговую, маркетинговую стратегию, оптимизацию бизнес-процесса. <...> Компании, к которым мы будем обращаться, это будут серьёзные зарубежные компании. <...> Почему мы обращаемся к западным компаниям? К сожалению, на настоящий момент — это объективная ситуация — у нас нет в России компаний, которые бы помогли нам существенно продвинуться". Используя свои широкие связи, заполучила пространство ЦДХ, которое стало частью Новой Третьяковки. Создала эндаумент-фонд совместно с Благотворительным фондом Владимира Потанина, затем ещё один эндаумент-фонд. Оперировала гигантскими финансовыми средствами - это помимо огромных вливаний от государства. В декабре 2022-го, кстати, для ускорения работ в Третьяковской галерее правительство выделило из резервного фонда 2,5 млрд рублей. Официальная зарплата самой Трегуловой составляла примерно лям в месяц.

Красивая внешняя картинка - пользовавшиеся большим успехом выставки произведений видных русских художников. На данном фоне - ряд громких скандалов, связанных с вопиющим отношением к условиям хранения знаменитых картин тех же русских художников. 11.02.2019, после проверок по линии культурного ведомства, Мединский объявил Трегуловой выговор "за нарушения действующих инструкций по учёту и хранению музейных ценностей и приказа Минкультуры «Об утверждении типовых требований по инженерно-технической укреплённости и оборудованию техническими средствами охраны учреждений культуры, расположенных в зданиях — памятниках истории и культуры»".

Одновременно по инициативе гендиректора и её правой руки Татьяны Мрдуляш (дочери бывшего вице-премьера Ольги Голодец) происходило демонстративное насаждение самых уродливых форм "современного искусства".

Чего стоит, например, выставка "Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана" с тошнотворными шедеврами птенцов Марата Гельмана (ныне галерист-иноагент с израильским гражданством, который "желает армии РФ скорейшего поражения", объявлен в розыск), давнего друга Зельфиры Трегуловой. Или выставка "Многообразие/Единство" с лесбийским арт-проектом, зубастой вагиной, мастурбирующим монахом, зоофилией и т.д. Или выставка "Поколение XXI. Дар Владимира Смирнова и Константина Сорокина", когда Ассоциация ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" и Ассоциация группы специального назначения "Вымпел" подали в прокуратуру заявление на Третьяковку из-за "героизации и романтизации" чеченских террористов времён бандитской "Ичкерии"*. Или вспомним пресловутую "Ветку", то бишь инсталляцию московского концептуалиста Андрея Монастырского/Сумнина, представляющую собой обыкновенную ветку дерева, прикреплённую к доске с помощью четырёх мотков скотча (ранее экспонировалась в Арт-галерее Ельцин-центра).

Список далеко не полный, естественно. Ибо, по словам г-жи Трегуловой, "мы стараемся удивить зрителя, вывести его на диалог и взаимодействие с пространством".

"Какие «прекрасные образцы» пошлости, продвигаемые, как всегда, под видом искусства, куда бы вы думали — в Третьяковку! И, конечно же, с активного согласия её директора — сторонницы т.н. «многообразия» в искусстве; любительницы веток, прикреплённых скотчем к фанерке; тухловатой гельмановской** дребедени; романтических изображений террористов на отдыхе и прочих помоечных артефактов, которые сейчас упорно тащат в Третьяковскую галерею. Не пора ли назначить эту даму на какое-то другое место? Должна ли галерея русской живописи становится платформой для реализации странноватых пристрастий этой поборницы всякого псевдо-культурного хлама, от которого она, судя по всему, без ума?", - писал осенью 2020-го председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков. "Министр должен её выгнать к чёртовой матери, и всё", - гневно высказывался в интервью "Царьграду" член Союза писателей России, экс-замминистра культуры Павел Пожигайло. "Назначили профессионально непригодного человека возглавлять Третьяковскую галерею. По совокупности допущенных ошибок надо освобождать это место. И мы со своей стороны будем настаивать, чтобы она на этом посту не задержалась", - подчёркивал руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев.

Тётенька действовала под крылом специального представителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого (покровительствующего любым разрушительным тенденциям в сфере культуры и сохраняющего, увы, статус наиболее влиятельного гуру в означенной сфере). Другой "крышей" эксперты называют столичную мэрию. Поэтому Зельфира Трегулова долго считалась неприкосновенной фигурой, которой позволены все "шалости".

Но - вышибли. Стараниями "силового блока" во главе с Николаем Патрушевым, секретарём Совета Безопасности России.

двойной клик - редактировать изображение

--------------------

"Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея получила новый импульс для развития", - говорится в сообщении Министерства культуры РФ. Дама покидает должность гендиректора в связи с завершением срока трудового контракта. Продлевать контракт не стали. "Хотите услышать, что я думаю о своём увольнении, о котором узнала из СМИ? Ничего!", - эмоционально выпалила Трегулова в ответ на вопрос корреспондента НСН и бросила телефонную трубку.

"Свершилось. Сказалась несозвучность времени", - заметил Алексей Пушков. Заслуженный артист РФ Вячеслав Манучаров: "Официально заявлено, что Трегулова покинула пост, потому что закончился контракт, но мы же всё понимаем". Журналистка Светлана Келлер: "Как и в случае с Ахеджаковой, у мадам «истёк срок контракта», хотя всем понятно, просто бумеранг справедливости наконец доставили по адресу. А можно задать вопрос, как там с контрактом у одесской родни мадам Монгайт?"

"Царьград": "Защищать Россию надо не только от внешних врагов, но и от внутренних, вред от которых не меньше. Убирать лицемеров, западных пропагандистов с высоких постов, потому что разобщение русского общества недопустимо. Поэтому Россия открывает новый фронт, и первый залп приняла Третьяковка".

Депутат Государственной Думы VI и VII созывов Вячеслав Лысаков: "Хорошая новость. Гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова покинула свой пост, сообщило Минкультуры. Она не просто покинула свой пост, в связи с завершением срока трудового контракта. С Трегуловой не стали продлевать этот трудовой контракт. А это уже несколько другая история. Трегулова была явно не лучшим директором Третьяковки, но явной поклонницей Марата Гельмана, признанного в конце 2021 года иноагентом. Нам нужны национально ориентированные музейщики. А посему встаёт вопрос и о директоре Пушкинского музея Марине Лошак, урождённой Боскис — супруге Виктора Лошака, бывшего главного редактор еженедельника «Московские новости» и журнала «Огонёк», ныне — директора по стратегии ИД «Коммерсантъ», завсегдатая Ельцин-центра. В данный момент Марина Лошак курирует суперстройку — «Музейный квартал» на Кропоткинской. Общий объем бюджетных средств — почти 30 млрд рублей. Марина Лошак в интервью недавно выразила озабоченность, что из-за СВО проект может быть не завершён. Как-то становится тревожно за наши финансы. Их дочь — Анна Монгайт**, креативный продюсер Телеканала «Дождь»**, после начала СВО покинула Россию. Жила 5 месяцев в Тбилиси. В середине июля 2022 переехала в Ригу (Латвия) и продолжила работать на телеканале «Дождь»**. Дети за родителей не отвечают, а вот родители за детей — вполне. Короче, ждём скорого окончания контракта с Мариной Лошак. Посмотрим, насколько системно пошло дело. И, кстати, кто будет курировать стройку дальше".

* террористическая организация, запрещённая в России
** иностранный агент

1.0x