Полный эндаумент: во что Трегулова превращает Третьяковку?
23:07 22 марта 2020 Культура Общество

Полный эндаумент: во что Трегулова превращает Третьяковку?

Фото: ссылка

Общеизвестно, что генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, обладательница почётной грамоты Минкульта и командор ордена Pro Merito Melitensi (Мальтийский орден) Зельфира Исмаиловна Трегулова - фанатичный адепт выгребной ямы под названием "мировое современное искусство". Не раз она жаловалась на "чудовищную" нехватку в ГТГ работ 1990-х и нулевых.

И вот мечты Трегуловой стали осуществляться. Во-первых, в западном крыле Новой Третьяковки открылась выставка "Дар Марата. Современное искусство из коллекции Гельмана". Надо ли объяснять, что такое Гельман и гельминты?

Telegram-канал "Закулиска" в феврале: "Марат Гельман открывает в Третьяковке выставку с претенциозным названием «Дар Марата». Коллекцию совриска девяностых-нулевых, кураторски отобранного Гельманом. Что это значит, все примерно представляют. Врубель, Осмоловский и Авдей Тер-Оганьян. Зачем Трегулова возрождает и легализует этот пыльный дискурс — тоже понятно. После отжатия ЦДХ у художников и анонса тысяч квадратных метров выставочных площадей там надо что-то показывать, и показывать Трегулова будет Гельмана. Больше всего от этого должен обыкаться на новом месте Мединский. Знал ли он, когда отваливал своему «эффективному менеджеру» все эти залы, что она туда притащит Гельмана? Если нет — Трегулова его мощнейше киданула. Если — да, то грош цена всей его патриотической риторике и войне с комиксами. Для нового министра это тоже сюрприз не из серии приятных. То есть Трегулова нам годами рассказывала о том, что Третьяковка совершает поворот в современное искусство, подождала, пока свалит Мединский, и предъявила Любимовой Гельмана?!! А те инсталляции из клизм на стопках, когда они изображают купола монастырей на выставке «Родина» Гельман тоже подарит Третьяковке? И вообще, Третьяковка давно ли получила статус личной помойки Трегуловой, куда она «принимает в дар» всё, что дадут, если это дарит Гельман? Хочет ли Любимова стать тем министром, при котором Третьяковка первым делом стала экспозицией личного собрания Гельмана? Стоит задуматься".

"Независимая газета" восторженно описывает: "В одном тёмном зале Третьяковки в картонных коробках что-то кряхтит и пищит. Видео группы «Синие носы» из серии «Маленькие человечки» — с ворочающимся в гробу Лениным и с демонстрацией маленьких человечков (самих художников) — были одним из опорных пунктов той части основного проекта I Московской биеннале современного искусства, что заняла площадку бывшего Музея Ленина. Тот первый биеннальный выпуск, как известно, назывался «Диалектика надежды». Это была зима 2005 года. «Синие носы» Вячеслав Мизин и Александр Шабуров всегда хотели делать искусство понятное — в нём не было снобизма художественного междусобойчика, оно смеялось намеренно грубовато и говорило с массами. Марат Гельман раскручивал на московской художественной сцене в том числе и этих художников. На другом конце выставки доминирует в пространстве фрагмент огромного многосоставного панно 2006 года, напоминающего мурал, — «Война миров» Гоши Острецова. Там «рубятся» герои времени — Екатерина Дёготь, Иосиф Бакштейн, галеристы-тяжеловесы – Марат Гельман, Владимир Овчаренко. Сейчас это воспринимается как памятник вроде бы недавнему, но далёкому прошлому. Критик Екатерина Дёготь уехала из Москвы в Вену, Иосиф Бакштейн — уже не комиссар Московской биеннале. Галерея Гельмана, открывшаяся в 1990-м (и среди прочего, как известно, именно при её поддержке в 1994-м случилось перевоплощение Олега Кулика в человека-собаку), закрылась в 2012-м. Её место занял гельмановский проект «Культурный альянс», но он просуществовал не очень долго. Гельман был деятельнейшим участником пермской культурной революции, в Перми же он сделал, в частности, знаковый для художественной летописи проект «Русское бедное». Его почерк как галериста был не просто смелым, а даже радикальным, так что многие устроенные им выставки в совершенно разных городах то и дело срывали люди из числа любящих оскорбиться. Уже несколько лет Гельман живёт в Черногории, где руководит Dukley European Art Community. В этом смысле довольно странно осознавать, что искусство, сделанное художниками, которых он продвигал, уже перешло в стадию музеефикации. Несмотря даже на то, что он уже дарил работы в другие музеи. Но правильно, что сейчас эти вещи попали именно в Третьяковку. То есть нынешняя выставка, которую курируют Наталья Сидорова и Михаил Сурков, воспринимается не только, а может, не столько как дар, сколько как свидетельство эпохи, по сравнению с которой в искусстве всё сильно изменилось. Не случайно кураторы собрали в виде подписей к работам тексты тех лет, когда эти работы были сделаны. «Если бы термин «критический реализм» не был так нагружен конкретными историческими ассоциациями, точнее нельзя было бы сказать о творчестве Дмитрия Врубеля», — читаешь под его полотном 1992 года «Дети» текст Елены Селиной (её галерея XL — тоже одна из первых ласточек в Москве и до сих пор один из двигателей арт-процесса). Того самого Врубеля, чей сделанный с Викторией Тимофеевой «Евангельский проект» был в списке знаковых выставок, осуществлённых Гельманом. Недалеко от «Детей» висит «Без названия» Юрия Шабельникова — визуализация доктрины «православие, самодержавие, народность» образца 2005-го. Здесь есть акционисты Олег Кулик и Анатолий Осмоловский. В ГТГ переданы проекты 1990-х, сделанные основателями соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. На контрасте с ними выступают в «глянцевой» стилистике АЕС+Ф и Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Тут показывают работы Виктора Алимпиева, ставшего одной из молодых звёзд московской арт-сцены нового тысячелетия, и работы киевского художника Арсена Савадова. У него в серии Underground «в роли» лёгочников в соляных пещерах оказались герои хрестоматийно известных фресок Джотто из капеллы Скровеньи в Падуе. Художник из Казахстана Ербол Мельдибеков представлен фотографией «Брат мой, враг мой». Она заставляет вспомнить перформанс Марины Абрамович и Улая «Ааа-ааа»: глядя друг другу в глаза, они друг на друга орали. У Мельдибекова герои не кричат, у них во рту по пистолету. Очень разное искусство. К слову, Гельман подарил галерее и «Игру в теннис» Ильи Кабакова. Но эту инсталляцию в нынешних залах не развернуть, и её покажут отдельно".

Дальше - больше. Оборотистая  Трегулова создала аж 2 эндаумента (фонда целевого капитала) и привлекла в них крупные суммы денег - цифры со множеством ноликов - от Фонда Владимира Потанина, анонимных частных лиц. "Мы не стали класть яйца в одну корзину: средствами наших эндаументов управляют две компании — «ВТБ. Капитал» и «Газпромбанк. Управление активами». Мы посмотрим, кто из них будет нас лучше обслуживать. Вообще, это побуждает их соревноваться, нам это выгодно", - рассказала Трегулова в интервью "Коммерсанту". Она объявила, что львиная доля денег пойдёт на "пополнение коллекции современного искусства".

Наконец, широкой публике представлен шедевр, на который потрачен весь доход от одного из учреждённых Государственной Третьяковской галереей эндаументов. Это инсталляция московского концептуалиста, сооснователя арт-группы "Коллективные действия" и теоретика современного искусства Андрея Монастырского (Сумнина).

Инсталляция "Ветка" (1996) представляет собой обыкновенную ветку дерева, прикреплённую к доске с помощью четырёх мотков скотча. 

На пресс-конференции Трегулова безапелляционно заявила: "«Ветка» — принципиальная для Третьяковской галереи работа". Ранее шедевр экспонировался в Арт-галерее Ельцин-центра.

"Сегодня мы показываем замечательное произведение современного искусства — «Ветку» Андрея Монастырского — в залах старой Третьяковской галереи. Этот выбор неслучаен, этот выбор сознательный и он очень важен для нас. Дело в том, что «Ветка» Андрея Монастырского приобретена на доход от эндаумента, который был основан в прошлом году, и это первый результат его работы. Когда у музея появляются собственные деньги, собственный доход — доход от эндаумента, на который он сам может решить, что и как покупать, это уникальная ситуация, уникальная возможность. В этом смысле люди, которые жертвуют деньги на наш эндаумент, они безоговорочно доверяют музеи и разрешают ему самому решать и самому формулировать, что должно попасть в коллекцию. Мы сегодня показываем наш первый выбор, и мы его неслучайно показываем в окружении произведений, которые приобретались Павлом Михайловичем Третьяковым и которые сформировали историческую коллекцию ведущего музея русского национального искусства", - поведала на презентации заместитель гендиректора по развитию Государственной Третьяковской галереи Татьяна Мрдуляш (цитата по ТАСС), дочь заместителя председателя правления Сбербанка, экс-вице-премьера РФ Ольги Голодец.

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

 двойной клик - редактировать изображение

Концептуалист Монастырский о собственном произведении: "«Ветка» — акционный «музыкальный» объект (инструмент) одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча. Однако она задумана таким образом, что этот звук присутствует только как возможность. Во всяком случае, при первом показе этого объекта со стороны зрителей не было попыток размотать скотч с помощью ветки (потянув ветку вниз) — причём если это сделать, то объект будет разрушен. Можно сказать, что этот объект — одновременно и партитура возможного аудиодискурса. Партитурность его построена таким образом (через текст о Штокгаузене и Веберне), что у зрителя, в принципе, и не должно возникнуть желание потянуть за ветку, поскольку заданная в тексте интонация указывает, что и всякое действие с веткой — это будет «что-то не то», «не та музыка» и т. п. Таким образом, мы имеем дело с объектом, построенном на самой границе эйдоса и мелоса. Одновременно здесь созерцаются и образ ветки (изобразительная предметность), и звук «пойманной тишины» (дискурсивный горизонт возможности музыки)".

Художник-иллюстратор Александр Кукушкин возмущён: "Лист фанеры, четыре рулона скотча и ветка с московской помойки. Интересно, за какую сумму директриса Третьяковской галереи Зельфира Трегулова купила этот «шедевр»?". Последняя не стала озвучивать стоимость, лишь заметила, что "Ветка" Монастырского - "достаточно дорогая вещь".

"Если бы просто отмывание денег! Это попытка переформатирования сознания населения, попытка размывания понятий между добром и злом, искусства и не искусства, отношений между полами и т. п. В настоящий момент во главе ряда самых крупных и уважаемых в мире российских музеев находятся те, кто всё это и делает. Пиотровский, Трегулова, Лошак. По моему, на данный момент лишь директор Русского музея Гусев держит оборону от вторжения «актуальщины». Во всяком случае я не припомню, чтобы этот музей запятнал громкими подобными «актуальными» выхлопами. Недаром Гельман опять стал наведываться в Россию. Чувствует, что опять появляется возможность присосаться к бюджету", - пишет Кукушкин.

"И это в Третьяковке! Позор! Вот с чем бороться нужно! Не с простудой! Этот вирус погубит русскую культуру!", - восклицает игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михайло-Архангельского мужского монастыря города Юрьев-Польский. Писательница Марья Коваленко: "Нет, ну захотели попилить потанинское бабло, ладно, дело житейское. но почему с таким цинизмом? Купили бы чего-нибудь эээ... менее экспрессивное. Пейзажик какой или портрет хошь бы абстрактный. Но это — это... нет слов приличных". Игумен Афанасий: "Хуцпа как она есть. Классика".

Сразу после появления "Ветки" ГТГ закрылась на карантин. Когда музей откроется снова, "Ветка" займёт своё место в зале Новой Третьяковки.

 двойной клик - редактировать изображение

 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

2 июля 2020 77,92 %
Политика Общество
21
2 июля 2020 Польская «шляхта» расправляет плечи
выборы, энергетика, американская «крыша»
Политика Общество
3
2 июля 2020 2 июля. Календарь "Завтра"
160 лет Владивостоку, воссоединение Вьетнама и последний съезд КПСС
Политика Культура
1
1 июля 2020 1 июля. Календарь "Завтра"
первый русский автомобиль, дебют "Иностранной литературы" и «Борис, ты не прав!».
Политика Культура
4
Комментарии Написать свой комментарий
23 марта 2020 в 01:16

Конечно, ветка с помойки, закрывающая вид на «Явление Христа народу» — это скандал и провокация, налоговые льготы за один взмах ведром с краской — это безобразие и грабёж, и вообще современное «искусство» — это большей частью разводилово и отстой, замешанные на мошенничестве в особо мелких размерах.

Но тем не менее, «Гельман и гельминты» — это эквивалент сравнения типа «Третьяков и третий сорт». Вспомним, что легендарный основатель коллекции скупал некогда по дешёвке работы «передвижников» и др., от которых тогда плевалась почтеннейшая публика. И не прогадал.

23 марта 2020 в 07:25

Появление в данное время Гельмана в Третьяковке, это однозначно сравнимо с пиром сатаны во время чумы. И этому пиру способствует именно двуличная власть, - в очередной раз доказывающая какому реально богу она служит.

23 марта 2020 в 08:55

Гельман--антихудожественный короновирус, выращенный Пиотровским и К^...

23 марта 2020 в 07:31

Это духовая оккупация. Надо выстоять нашествие, не сломаться. А, что, разве Лошак, эта одесситка из Музея Пушкина лучше всей это бесовщины? Что двигало Антоновой и Мединским когда они подписались на ее назначение?

Мы понимаем что все началось с того, что антирусские силы захватили медийное и культурное пространство буржуазной Эрфии, когда они под видом борьбы с соцреализмом стали упорно и методично вымарывать русскую культуру. Те силы, которые в Советской России конфликтовали с русской традицией, обвиняя ее в сдерживании этнического самовыражения, в Эрефии полостью оккупировали культурный дискурс и раскрылись. Это и есть и самовыражение этно интелей.


Недавно в СПБ закончила работу выставка Дейнеки и Самохвалова, невероятная по силе и смыслам экспозиция. Я вышел из зала потрясенный величием русской культуры. И там как заговор молчания. А здесь глум и праздник Князя мира сего, СМи, как с ума сошли, инородный канал Культура просто испытывает оргазм от затеянного. Так в чем мотивы?

Этническая интеллигенция уже толкала свои руки в анальное отверстие коров с надписью Россия, а вместо куполов сиськи и клизмы. Гельман со товарищи по диаспоре нассали на улицах русского города и заставляли пермяков принимать эти ссаки за искусство. Само поскудное, что у нас пока нет никакой возможности противостоять этому инородному надругательству над русской культурой, но они не творцы, они - оккупанты. Сейчас мы можем только фиксировать факты надругательства для предьявления счета. Чтобы не думали, что действуют безнаказанно.

Мы часто слышим от дискурс монгеров, что в золотой век, когда их окормила Красная цивилизация они создали в достатке образцов культуры. Тогда возникает вопрос, если местечко втащили в культуру, дали образование и возможность творить, то откуда такая ненависть? Почему же сейчас вы с маниакальным упорством крушите культуру, историю, общество, что вас воспитало? Откуда у местечка такая инфернальная ненависть? Зачем вам моча и дерьмо а фоне картин великих художников? Зачем вам это надо, ведь за вашей культурной Шафутинкой и Лианозновкой расположено полотно великой России, до которого вам уже не дотянуться, ибо основы нет? Так почему там где русофобия – там этническая интеллигенция?

А что, Левитан тоже "инородное надругательство над русской культурой"?

23 марта 2020 в 11:43

"Сейчас мы можем только фиксировать факты надругательства для предьявления счета. Чтобы не думали, что действуют безнаказанно".
-----------------------------------------------------------------------------------------
А предъявить счет гаранту конституции, потому что эти "галеристы" не получают предусмотренную статьей 41 основного закона медицинскую помощь (психоневрологический диспансер).

Как только будет снят карантин, специально приеду в Москву, в Третьяковке найду эту непотребность, сорву ветку, изобью этой веткой Трегулову, изломаю и выброшу в мусорную корзину.
А что, патриотов русской культуры в Москве нет? Третьяковская галерея пока что общее достояние, а не Гельмана и Трегуловой.

23 марта 2020 в 11:27

Фото Зельфиры размером 2х3 м украсило бы вход в раздел современного искусства, она ещё очень хорошенькая. Да-с!

23 марта 2020 в 11:29

Скопище непуганых идиотов.
Одного взгляда на Трегулову достаточно, чтобы усомниться в существовании прекрасного в мире...

23 марта 2020 в 13:40

Коронавирус на ваше андеградское "искусство". Карантин.

23 марта 2020 в 14:37

А ведь как можно бабло пилить под предлогом, что никто ничего "не понимает в искусстве"!? Вот и вся политика последних времён это такое же вирусное мозго...бство, расчитанное на простаков. Попс Пиарович Мозго..бкин рулит ноне, однако!

23 марта 2020 в 18:10

То не ветер ветку клонит,
Не дубравушка шумит.
То Сумнин в лесу деревья ломит
В Третьяковку сдать спешит.

О волшебная сила искусства! В лесу или на лугу вы не обратили бы внимание на эту палку будь она у тропинки или в руках девочки, пасущей гусей. Но вот вы заходите в музей, где собраны лучшие картины русских художников, и видите ЭТО. Первая мысль – совсем, гады, перестали убирать. Постепенно до вас доходит, что это экспонат. Не может быть! Читаете листочек с пояснением автора: «музыкальный инструмент» (а куда дуть?); звук присутствует как возможность, если потянуть вниз… если это сделать, то разрушится… (Раньше писали руками не трогать. А если потянуть вверх?); Штокгаузене и Веберне… (А кто эти ребята?); «эйдоса и мелоса»… (наверное по-гречески «видимым же всем и не видимым»). И до вас доходит, что вам никогда не понять ЭТО. Забыв посмотреть любимые картины, вы уходите, и дома продолжая размышлять об авторе: «Неужели всё это он увидел в простой хворостине? Как он умён! Как я глуп!»

И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Убью ли его — я не знаю,
Но кажется мне, что убью!

23 марта 2020 в 19:55

Замом у Трегуловой работает дочка Голодец. Как до этого сестра Мединского. Так что дамочка прикрыта и пригрета.

24 марта 2020 в 07:55

======= Художник-иллюстратор Александр Кукушкин возмущён: "Лист фанеры, четыре рулона скотча и ветка с московской помойки. Интересно, за какую сумму директриса Третьяковской галереи Зельфира Трегулова купила этот «шедевр»?".===========

Кукушкин похоже так ничего и не понял. Так как такое концептуально-музыкальное произведение искусства, далеко не всякий может понять. Только умный и образованный, тонкий и интеллигентный зритель способен постичь всю глубину замысла картины "Ветка" этого гениального художника. Грубый, примитивный и необразованный пипл - способен увидеть в таких картинах - одну только мазню, деградацию, мерзость, крайнюю степень оскотинивания, гадость, блевотину и вырождение.
Вот что пишет сам Монастырский о собственном произведении: "Ветка" — акционный "музыкальный» объект (инструмент) одноразового использования для получения звука разматывающегося скотча. Однако она задумана таким образом, что этот звук присутствует только как возможность. ….. Можно сказать, что этот объект — одновременно и партитура возможного аудиодискурса. Партитурность его построена таким образом (через текст о Штокгаузене и Веберне), что у зрителя, в принципе, и не должно возникнуть желание потянуть за ветку, поскольку заданная в тексте интонация указывает, что и всякое действие с веткой — это будет «что-то не то», "не та музыка" и т. п. Таким образом, мы имеем дело с объектом, построенном на самой границе эйдоса и мелоса".

Лучше не скажешь. Могу только добавить. Это произведение полностью можно понять только если перейти на квантовый уровень восприятия действительности. Только тогда станет понятным, что "Ветка" - это впавшая в оцепенение и ступор музыка. Это произведение можно назвать еще и так - квантомузыкальная конструкция трансцендентально-концептуальной трансформации мироощущения великого художника.

Восприятие этого произведения в пространстве и времени, условно можно разделить на три части.
Самое начало перцепционно-аудиовизуального восприятия можно назвать - "Раздумье". Музыкально оно звучит так. В спокойном прозрачном адажио деликатоменто кон густо нон троппо акобелементо, несколько неврозо мистериозо возникает авицендо. Проще говоря, как бы диалог бодрого стаккато к которому своеобразно примешивается вибрирующе-дребезжащим глиссандо.
После "раздумья" наступает период "созерцания". Если присмотреться а главное прислушаться, то в "Ветке" без труда можно уловить личные и интимные интонации автора, подчеркнутые лёгким морморандо грациозо и тремоло-легато.
И наконец у зрителя наступает момент полного прозрения, так сказать "Аллес финитус". В котором можно уловить - аллегро фуриозо барбаро, которое внезапно завершается адажио апофеозо с легким оттенками и окрасами квази деликассименто натурале.

Если хотите понять, что из себя представляет этот "художник" и подобное "искусство". На ютубе найдите: "Театр Образцова. Там об этом говориться очень подробно, правдиво и наглядно.
Необыкновенный концерт. Театр Кукол С.Образцова https://www.youtube.com/watch?v=84Zc4ei0d0Q

24 марта 2020 в 11:19

Рутц, иди ты на ...й (квантовыЙ уровень восприятия действительности) и не возвращайся сюда пока не вылечат.

24 марта 2020 в 11:40

Но до бачково-смывного инструмента "Ветке" конечно далеко.