Авторский блог Георгий Судовцев 10:30 30 сентября 2022

Звёзды и тернии

о книге Марины Алексинской

Алексинская Марина. Время и образ. — М. : Русскiй Мiръ, 2022. — 304 с.

Если говорить о «сверхзадаче» этого издания, то она состоит, прежде всего, в противостоянии «культуре отмены», которая сейчас превращается западным либерал-глобализмом в «отмену культуры» и применяется как один из важнейших инструментов трансформации современного человечества в некое служебное «постчеловечество», лишённое не только доступа к вершинам творческого гения, но даже и представления о них.

«Время и образ» Марины Алексинской — значительный акт такого противостояния. Значительный — по комплексу взаимосвязанных причин, которые раскрываются через судьбы великого дирижёра и музыканта, многолетнего руководителя Большого симфонического оркестра, Народного артиста СССР, Полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреата Государственных премий СССР и России Владимира Ивановича Федосеева (р. 1932), а также его супруги, музыкального комментатора Центрального телевидения СССР Ольги Ивановны Доброхотовой (1935—2022), чьи интереснейшие воспоминания «В эту эпоху жили…» составили первую часть издания.

Вторая часть — «Время, вперёд!» — посвящена творческому пути самого В.И. Федосеева — per aspera ad astra, «через тернии к звёздам». К тем звёздам отечественной и мировой культуры, среди которых Владимир Иванович благодаря своим неоспоримым талантам, неустанным трудам и высочайшим нравственным качествам давно занял достойное и общепризнанное место. Но и различного рода «терний» на этом пути было более чем предостаточно.

В длившемся почти две трети века прекрасном жизненном и творческом содружестве двух незаурядных людей, словно в капле воды, отразился весь современный мир, от военной и послевоенной эпохи вплоть до наших дней. Конечно, проделанную Мариной Алексинской гигантскую работу, связанную с подготовкой и изданием этой книги «по гамбургскому счёту» какой-то из специализированных учёных советов мог бы зачесть в качестве кандидатской или даже докторской honoris causa диссертации по искусствоведению, но рассчитывать на нечто подобное в нынешнем мейнстрим.

И не случайно в небольшом авторском послесловии, завершающем «Время и образ», приводятся горькие слова Константина Леонтьева: «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей восходил на Синай, что эллины строили свои изящные Акрополи, римляне вели пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арабеллами, что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари бились на турнирах для того только, чтобы французский или немецкий, или русский буржуа в безобразной комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» или «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?»

Но ведь именно это происходило и происходит сегодня уже в общечеловеческом (точнее, в общезападном) масштабе, а не так давно происходило (и до сих пор продолжается) в масштабах отечественной истории и культуры? Достаточно вспомнить, как «отменяли» нашу историю и культуру в годы горбачёвской «перестройки» и ельцинских «рыночных реформ», как готовили такую «отмену» перед этим, какая незримая, но зачастую смертельно опасная схватка шла под видимой тишью-гладью брежневского «застоя» и ещё ранее того. Деятели отечественной культуры испытывали это давление задолго до появления «толерантности», ЛГБТ и BLM, технологии «культуры отмены» и отмены культуры сначала испытывались и отрабатывались на них…

Впрочем, вся жизнь человеческая, судьба каждого из нас по жанру своему суть смертельная трагедия, непрерывное испытание нашего права на жизнь, нашего права быть и называться людьми. Владимир Иванович Федосеев и Ольга Ивановна Доброхотова это испытание выдержали, из этих схваток вышли с достоинством.

Фактический материал, собранный в этой книге Мариной Алексинской, даёт весьма объёмную, яркую и динамичную картину этого противостояния, жертвами которого становились самые разные люди, вплоть до знаменитой Екатерины Алексеевны Фурцевой, министра культуры СССР в 1960—1974 годах, проливает свет на «тёмные места», связанные, например, с оказавшейся объектом жёсткой сталинской критики оперы Вано Ильича Мурадели «Великая дружба», с неожиданной стороны показывает ряд «звёзд» отечественного искусства, в том числе связанных с миром музыки, театра, оперы и балета.

Ещё одна важная особенность книги — в развенчании мифа о том, что за рубежом, во всём мире и особенно на Западе у России, у нашей культуры нет и не может быть друзей и союзников. Многолетний и плодотворный опыт сотрудничества Владимира Ивановича Федосеева с Венским симфоническим оркестром и знаменитой миланской La Scala говорит, что это далеко не так. Особенно если говорить на языке музыки — языке, понятном представителям всех рас и народов.

И в одной из бесед с Мариной Алексинской Владимир Иванович говорит очень глубокие и важные слова о нашей стране и культуре: «Россия — это певунья. Сколько у нас было прекрасных хоров! Сибирский русский народный хор, Северный русский народный хор Нины Константиновны Мешко, Воронежский русский народный хор, потрясающие коллективы феноменальной народной культуры. А хор — это соборность, это выражение чувств друг к другу…»

Будем же стремиться, чтобы к этому соборному русскому хору присоединялись все, кому дороги мировые история и культура, кто стремится сохранить их, защитить от угроз «отмены» и передать будущим поколениям. Так, как это сделали герои книги Марины Алексинской.

По вопросам приобретения книги «Время и образ» обращаться по тел. 8-917-564-57-40 и электронной почте russkij-mir@yandex.ru

1.0x