Министерство культуры вышло из состава организаторов премии "Золотая маска".
Судя по всему, многих это решение взволновало. Мария Ревякина, директор "Золотой маски", у себя в ФБ эмоционально комментирует и цитирует ФБ- реплику критика Елены Ковальской, которая в свою очередь указывает Кончаловскому, чтобы тот не рыпался, сидел в своей Италии, пил вино и не беспокоился за русский театр. При этом цепочка цитат не заканчивается - Ковальская еще и Сорокина цитирует - адресуя Кончаловскому вопрос был ли тот в Бобруйске... Забыв при этом видимо что Бобруйск - это Белоруссия, а премия "Золотая маска" - национальная))...
Видимо, сейчас в ответ ненавистники "Золотой маски" начнут считать, сколько раз любители "Золотой маски" съездили в Эдинбург, Авиньон или в Вену...
Лично я за те десять с лишним лет как ушёл из "Золотой маски" - особо не распространялся. Поэтому ни к одному лагерю, ни к другому меня не надо относить. Иногда я высказывал удивление очевидно политическими решениями, просто констатировал кризис, искренне удивлялся тому, что, например, число лауреатов премии "За честь и достоинство" начинало уже к десятку в один сезон приближаться - что было смешно, если бы не было грустно, ведь очевидная дискредитация почетной награды... Ради чего?...Ради...
При этом я всегда говорил и сейчас скажу, что процедура отбора "Золотой маски" (да, я имел отношение к процедуре и горжусь этим) - на сегодня - самая репрезентативная, самая правильная. По схеме правильная, по форме. Исключающая прямую коррупцию и "раздачу слонов за заслуги". Другое дело - какое содержание внутри этой формы. Но это другой вопрос и сегодня он не обсуждается. К сожалению. Может пора?
Когда "Золотая маска" создавалась, я выслушивал на Секретариате СТД претензии и крики, что мол "пропихиваю в Экспертный совет критиков типа Давыдовой".... Еще я выслушивал возмущенные вопросы "кто вам позволил назвать фестиваль и премию национальной?"... Я старался отвечать спокойно, признаюсь, что не всегда получалось. Потому что, признаюсь, я ни у кого не спрашивал называя этот проект "национальной премией")))...
Сейчас же слышны другие совсем вопросы - из того же СТД - что за безобразие, мол? Это кто смеет иметь мнение про другие национальные или государственные награды? Кончаловский? Ату его! Про Боякова говорить нечего, он с ума сошёл, в православие ударился, переобулся и преступную власть обслуживает... Никаких государственных понимаешь ли премий! Никому больше не давать ничего, мы сами даем и хорошо это делаем...
Слабая и смешная позиция... Смешная, повторю, если бы не драматическая, опасная. Потому что многое дискредитируется.
Интитут независимой, неангажированной, глубокой критики отстутствует. Есть тусовка - такая же агрессивная и предсказуемая как те советские бюрократы из 90-х, которые орали на меня, удивлясь репликам про эстетическую экспертизу, культурную политику, национальные интересы. Большинство в сегодняшнем лагере так называемых "актуальных критиков и theatremaker-ов" - это откровенная фронда, спросить их про Крым наш или Донбасс - это как пукнуть в приличной компании.
Их ориентиры - сделать спектакль с "Пусси Райот", показать его в Эдинбурге, написать о нем в журнале "Театр". Договориться с Большим или с Театром Наций - позвать опять же тех же критиков (плюс из заграницы конечно) - ну и восхищаться всем вместе. Причем и фронды-то не осталось. После "Тангейзера" и "Матильды" - все бояться честно что-то предъявлять... Поэтому давайте вернемся в благословенный эзопов язык: вот здесь чуть гомоэротичненько - мальчиков разденем, но и девочек тоже, вот здесь чуть политичненько и про кровавый режым, вот здесь чуть постмодернистичненько... В целом - грустненько - "Времена тяжелые"... "Всё плохо"... "Господа, вы звери" (как в фильме другого Михалкова)...
Но денег давать продолжайте нам! Только попробуйте не дать! Деньги - это не трогайте, не смейте!
Выше этого - только наше право говорить что хорошо, что плохо!
Ваш мир рухнет, если отберёте у нас это право!... Не смейте отбирать, что за это "государственная там у вас премия, а?"...
В третий раз скажу про то, что это было бы смешно, если бы не так грустно. И опасно. Потому что - так оно и есть. У государства, у медиасферы нет другого (будем надеяться пока) института репутаций, индустрии признания. А этот - скажем уж наконец честно - чужой и вредный.
Там они все вместе договариваются - что хорошо, кому премию и кого на обложку...
Кому пока подождать ("времена, старик, тяжёлые, но ничего, мы им покажем ещё!...")
Там Gesamtkunstwerk - идеальное, цельное, законченное искусство))... Там Алла Пугачева с Галкиным, Басков с Киркоровым, Шнур с "Золотой маской", Ксения Собчак с "Кинотавром", Богомолов с Манским, Дудь с Ургантом, Ирина Прохорова с телеканалом Дождь, Сенцов с Серебренниковым, Алексиевич с Улицкой.
И они очень злятся, если их священные права трогают.
Может действительно не надо? Может пусть сами они?..