На минувшей неделе многие ожидали свежих протестных кадров из белорусской столицы. Ежегодно 25 марта в Белорусии отмечается «Дзень волi» — в честь годовщины провозглашения независимости Белорусской народной республики (БНР) в 1918 году. Официально не отмечаемый и не признаваемый властями, этот день стал главным праздником местной оппозиции и националистов, которые ежегодно проводят мероприятия и митинги. А в этом году у «Дня Воли» было особое значение — многие рассчитывали на большую акцию протеста. Были запланированы массовые акции в крупных белорусских городах. Это должен был быть первый с осени крупный митинг оппозиции. Делались ставки, начнутся ли в стране с новой силой протесты против Александра Лукашенко. Оппозиционные телеграм-каналы звали людей выходить в центры городов, на дворовые флешмобы, а также на запуск фейерверков; водителей приглашали скоординированно сигналить в определенное время. На Западе предстоящий «День воли» был широко анонсирован. Нагнетание шло с обеих сторон. Власти стянули в центр города милицию, автозаки и спецтехнику. Заявлялось о возможности терактов. И что же?
А ничего. Около тысячи человек по всей стране прошлись по улицам городов с флагами (даже не скандируя лозунгов), а автомобилисты сигналили на дорогах. Небольшие шествия в спальных районах. Около 200 человек задержали. Большая часть задержаний касается одиночных пикетов с БЧБ-флагом. Активность на уровне ноября-декабря прошлого года. Это был четверг. На следующий день и в субботу обещали продолжение, но и тогда ничего толкового не вышло. В субботу в регионах не было несанкционированных мероприятий, отчитались в МВД Республики.
«День воли» провалился. 25 марта оказалось обычным, может, чуть нервным. Организаторы акции заявили, что митинг не собрал достаточного количества участников, и призвали собираться в районах на локальные марши.
Зато «День воли» неплохо провели за пределами Белоруссии — по улицам Вильнюса, к примеру, несколько сотен человек пронесли 300-метровый БЧБ-флаг. Во главе процессии шествовала Тихановская. Хотя и она вряд ли осталась довольна. «Вторая волна нам нужна для того, чтобы победить», - незадолго до этого прямо заявляла «лидер в изгнании» Светлана Тихановская. Но пока в Белоруссии была замечена только вторая волна коронавируса. Никакой сколь-нибудь приемлемой картинки для СМИ и спонсоров создать не удалось. За неделю до событий Тихановская выступила с весьма невнятным предложением к белорусам — проголосовать на специальной анонимной онлайн-платформе «Голос» за начало переговоров оппозиции и властей при посредничестве ОБСЕ и ООН.
«Оппозиция слишком расколота и деморализована для того, чтобы дать серьезный бой режиму, да и сама Тихановская накануне допустила ряд ошибок. Во-первых, её заявление о переговорах, мягко говоря, не было тем, что способно мобилизовать массы на выход на площадь. Во-вторых, фотографии с любителем «жареных колорадов» Гончаренко многих от неё отвернули (Алексей Гончаренко — экс-депутат Верховной Рады Украины, его называют одним из организаторов пожара в одесском Доме профсоюзов второго мая 2014 года, откуда он вышел в прямой эфир ток-шоу и делал сэлфи с обугленными трупами "колорадов").
Но есть и те, кому выгодна заварушка. С одной стороны, это радикалы, стремящиеся дестабилизировать обстановку и дать внешним силам основания для усиления давления на страну. С другой — власть тоже заинтересована в зримом подтверждении всей своей пропаганды про террористов и экстремистов, засевших в оппозиции, которым можно было бы оправдать её дальнейшее подавление», - сообщает ТГ-канал «Зам па ідэалогіі».
«Протестная энергия пошла на спад. Как говаривал классик: «всякая оборона есть смерть вооружённого восстания». Всебелорусская политическая стачка, к которой так настойчиво призывали из Польши глуповатые, но деятельные админы канала NEXTA, провалилась. Это значит, что шансы на перевыборы становятся равны нулю. Лукашенко мастерски доказал свое умение удерживать власть», - пишет ТГ-канал «Майор и генерал».
Публицист Сергей Колясников: «Знаете, что сильнее всего запомнилось из протестов в Белоруссии? Слезливое интервью бежавшего в Прибалтику борца с режимом, который искренне негодовал, что белорусы отказались от массовых забастовок и протестов из-за высоких зарплат, социалки, хороших машин, квартир и домов. Это цитата.
Граждане, которые якобы сражаются за народное счастье и против тирана, этот самый народ всячески пытаются низвергнуть в пучину нищеты и крайней нужды. Тихановская, к слову, работает именно в этом ключе. Достаточно вспомнить, как она призывала чиновников ЕС прекратить сотрудничество с крупнейшими промышленными белорусскими предприятиями. Как лишила Белоруссию чемпионата мира по хоккею. Всё для людей. Попутно Света и её команда разворовали дотла фонд помощи протестующим, куда были собраны десятки миллионов долларов.
Примкнувшие к протесту глупцы, с такой помпой фотографировавшиеся на фоне своих предприятий, получили ..., большое ничего. Плюс безработица и метка экстремиста, закрывающая все дороги и ему самому, и его близким. А бежавшие в Прибалтику живут в лагерях беженцев на три евро в сутки. Во дворце Тихановской места для них не нашлось.
И я искренне рад, что вчера в Минске не вышел вообще никто».
Надежда белорусской оппозиции, что «День Воли» станет началом новой волны протестных акций, не оправдалась. Революции не получилось. Оппозиционная активность в Белоруссии близка к нулю. Протестный сезон — 2021 начался с полного провала.