Режиссёр Виктор Титов, прославившийся ретро-шедевром «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), снял много хороших фильмов. В частности, сериал «Жизнь Клима Самгина» (1988). Грандиозная экранизация романа Максима Горького об интеллигенции, народе, эпохе.
А ещё – о человеке, который сам себя назначил «лишним» с самого детства. Клим Самгин – якобы непонятый и непонятный, а по факту человек, терзаемый сразу двумя комплексами – неполноценности и превосходства.
Но по факту Клим, как раз, типичен – его окружает точно такая же болтающая интеллигенция. Тем, разумеется, народ, его страдания и невежество. При всём том, эти врачи, адвокаты, публицисты и учителя себя не считают равными тому народу.
Они – выше, а мужик где-то там, внизу, копошится в дикости. Невероятно красив актёр Андрей Руденский в главной роли – изумительное попадание в образ интеллигента Серебряного века. Эти тонкие черты лица, очки, пышная шевелюра. Прекрасны и остальные образы.
Удивительно хорош кастинг, правда Светлана Крючкова и Наталья Гундарева играют девушек на …дцать лет моложе себя. Но опять же – следование описаниям Горького. Красива Елена Соловей в роли матери Самгина. Чудесны Лариса Гузеева и Наталья Лапина.
Фильм Виктора Титова прекрасен тем, что его полюсы и минусы – суть …одно и то же. К примеру, затянутость. Это сейчас многосерийное кино состоят из вереницы пустоватых серий, а тогда каждый эпизод – насыщенное действо.
Страшен и нарочито затянут – в духе настоящего триллера - фрагмент, где тонет Борис Варавка (знаменитое «А был ли мальчик?»). «Жизнь Клима Самгина» слишком подробна. Авторы решили экранизировать реально жизнь, а не отрывки.
Впрочем, роман Горького – это тоже долгое повествование с массой обрисовок. В этом смысле фильм – точная, дотошно-скрупулёзная экранизация, в конечном итоге, утомляющая (как и книга).
На мой взгляд, было бы лучше сделать что-нибудь в духе «Нескольких дней из жизни Обломова» (1979), где показано главное, причём эффектными штрихами. Но вернёмся к сюжету. Нам показывают вечно треплющихся умников, причём главный герой буквально вырос в этой среде.
Он растёт, формируется, учится и параллельно слышит всю эту высокопарную болтологию о вере в Бога или её отсутствии; о том, что интеллигенция должна служить народу, но тот народ – слаб, аморфен и неразумен.
Идеальна операторская работа – камера скользит по тёмным помещениям, а потом словно бы вырывается в светлые пространства. Это – тоже жизнь Серебряного века, где стремления к высотам духа сочетались с мрачным демонизмом.
Да, скомканность финала – это тоже следование букве, ибо Горький так и не дописал свой колоссальный текст. Безусловно, было бы лучше, если бы Титов в своей киноверсии поставил изящное троеточие, но, повторюсь, это предельно тактичная экранизация, а это не всегда хорошо с позиций зрелищности.