Прочитал в «Литературной России» статью Игоря Панина и удивился. Не раз встречался с автором, считал его чуть ли не интеллигентным критиком-эстетом, да и работа в солидной «Литературной газете» вроде бы обязывает к определенной тональности, и вдруг — впадение в такую бульварность? Я понимаю, что подобную статью Юрий Поляков в своей газете, при всех расхождениях с Куняевым, никогда бы не опубликовал. Можно критиковать Станислава Куняева и за его поэзию, и за его политические высказывания, (что неоднократно делал и я сам), но не в таком же бульварно-матерном стиле? Да и ссылки на частные разговоры с писателями — тоже не признак хорошего тона.
Зачем, к примеру, подставлять того же Владимира Личутина? Он и сам всегда может опубликовать свое мнение о Куняеве, выступить публично с трибуны или по телевидению, но почему он должен отвечать за подслушанные или придуманные Игорем Паниным разговоры? По всем законам, это версия уже исключительно Игоря Панина. Да и вряд ли Владимир Личутин мечтал стать заединщиком с Ароновым, Губерманом, Мальгиным или же стареющим американским циником Костей Кузьминским. Да и те вряд ли захотят оказаться в друзьях у Полякова или Личутина. Уж Костя-то Кузьминский в Америке давно всех в своем интернет-журнале сто раз окрестил русскими свиньями. Поражен: неужели Игорь Панин — искренний почитатель всех грязных русофобских высказываний Кузьминского?
Вот так всегда и бывает: переступил «умеренный патриот» Игорь Панин черту — и уже потребовались ему в союзники и Аронов, и Мальгин, и даже Кузьминский, самые наши русофобствующие крайние либералы. Как на Руси говорят: коготок увяз — всей птичке пропасть. Пожалуй, даже статьи Татьяны Бек, Сергея Чупринина, Андрея Немзера, и даже Натальи Ивановой о Станиславе Куняеве выглядят гораздо более дружелюбными и тактичными. Всё-таки культура полемики у нашего поколения повыше была, чем у нынешних. До бульварности не опускались.
Тем более, сама-то статья Игоря Панина — не о Куняеве. Статья — о «великой русской поэтессе» Людмиле Дербиной. Что же, такая, видно, сегодня в России эпоха — вовсю обеляют и возвышают убийц русских гениев.
Того же Николая Мартынова включили в список «великих уроженцев» нижегородской земли. Наверное, и Людмилу Дербину когда-нибудь примут в почетные граждане Вологды, а то и орденком наградят — за творческие заслуги, разумеется...
Я написал книгу о Михаиле Лермонтове, и могу заверить читателей, Николай Мартынов тоже был не глупый, и даже не совсем бездарный литератор. Но вот беда, убил вполне осознанно русского гения Михаила Лермонтова. Да и Эдмонт Дантес после дуэли с Пушкиным во Франции добился кресла сенатора, и писать он умел...
Но я уж, как старый ретроград, останусь по ту сторону баррикад, где самые умные и обаятельные убийцы наших русских гениев считаются преступниками и подонками. Их можно было бы еще пожалеть, если бы они покаялись, но, что характерно, ни Дантес, ни Мартынов, ни Дербина никогда в своих убийствах не каялись. Наоборот, все они гордились славой убийц русских гениев.
Дербина нынче утверждает, что вообще никакого убийства не было, а была то ли борьба, то ли драка крепкой жилистой женщины с тщедушным поэтом, в результате которой Рубцов получил инфаркт и скончался. Что это подтверждает какая-то повторная экспертиза, проведенная по просьбе и под контролем Дербиной. Правда?
Я уж, как профессиональный критик, спросил у профессионального врача, что это такое? Как на основании первичной экспертизы, когда патологоанатом поставил диагноз — удушение, вдруг какие-то приглашенные Дербиной врачи по той же справке, без всяких дополнительных исследований, без вновь обнаруженных данных ЭКГ или коронарографии, о которой Рубцов при жизни даже слышать не мог, устанавливают совсем другой диагноз? Разве на патологоанатома давили какие-нибудь власти, разве в обкомах и горкомах кому-то требовался диагноз — удушение? Разве был Николай Рубцов партийным и кагебешным любимцем? Скорее, для любой милицейской статистики выгоднее смерть от инфаркта, чем еще одно, пусть и непреднамеренное, убийство. Да и квалификация советских врачей была повыше квалификации нынешних. Впрочем, сегодня за деньги любой диагноз тебе поставят. Найдут у Рубцова еще и рак легких, и астму, и лейкемию, что угодно... В приличных странах за липовые справки врачей лишают диплома. У нас они получают лишь деньги.
Дербина свое отсидела, добавлять срок ей никто не собирается. А с моральной точки зрения, мне лично (думаю, как и миллионам читателей Рубцова) всё равно: удушила она поэта или довела до инфаркта. Разницы-то нет. Убийца — она и есть убийца.
Но Дербина напролом лезет в «народные герои». Если она вправду талантлива, то и жила бы своей жизнью, имела бы свой круг черных почитателей из среды модных ныне сатанистов. Зачем она примазывается ко всем рубцовским датам, торжествам, отламывая кусочки славы ею же убитого гения? Зачем и кто приглашает её на федеральное телевидение?
В американских судах есть такое решение: не приближаться бывшему насильнику к жертве даже после освобождения на десять метров. Иначе — новый срок. Нам бы такой закон. Не приближаться к любым торжествам, фестивалям и датам, связанным с Рубцовым, его убийце на те же десять метров.