Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 19 февраля 2015

Заколдованное место

Вы уже обратили внимание на то, что нынешний украинский кризис развивался по законам гоголевской прозы? Если в начале "Вечеров на хуторе близ Диканьки" мы готовы весело хохотать над свиными рылами, торчащими из окон Верховной Рады, потешаться над полуночным чертом, застрявшим в печной трубе, то потом становится уже не до смеха. Повествование уводит нас в области, населенные вурдалаками и утопленницами. От новеллы к новелле сюжеты становятся все мрачнее и мрачнее. Цикл завершается ужаснейшей повестью "Страшная месть", которая является своеобразным ключом к случившейся на Украине исторической драме.

Говорят, что быстро поднятое не считается упавшим! Эта поговорка верна, если дело касается всего, кроме национальной символики. Крохотный эпизод с рухнувшим украинским флагом во время многочасовых драматических переговоров в Минске не получил должного освещения в СМИ. Однако именно это незначительное, случайное событие венчает собой ряд зловещих примет, знамений и метафор, сопровождающих политическую историю Украины последнего десятилетия.

Украина — территория волхвов и толкователей; магическая земля, населенная духами и оборотнями; сумеречное, пронизанное языческими мифами и сказками пространство, которое Николай Гоголь определил как "заколдованное место". Вы уже обратили внимание на то, что нынешний украинский кризис развивался по законам гоголевской прозы? Если в начале "Вечеров на хуторе близ Диканьки" мы готовы весело хохотать над свиными рылами, торчащими из окон Верховной Рады, потешаться над полуночным чертом, застрявшим в печной трубе, то потом становится уже не до смеха. Повествование уводит нас в области, населенные вурдалаками и утопленницами. От новеллы к новелле сюжеты становятся все мрачнее и мрачнее. Цикл завершается ужаснейшей повестью "Страшная месть", которая является своеобразным ключом к случившейся на Украине исторической драме.

А всё, началось в феврале 2010 года, когда показательно рухнула, разломившись пополам, чугунная ладья, на которой возвышались фигуры Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди. Памятник мифическим основателям "киевского царства", установленный в начале 80-х годов прошлого века, не устоял без капитального ремонта. С постамента рухнули сразу Щек и Хорив, дав пищу для размышлений всякого рода оракулам. На следующий день состоялась инаугурация Виктора Януковича, во время которой также произошел ничтожный инцидент: входя в Верховную Раду ради принятия присяги народу Украины, Янукович был остановлен большой дубовой дверью, которая самопроизвольно почти захлопнулась перед его носом. Неведомый ветерок прилетел из будущего…

Тот же ветер через пару месяцев подхватил мемориальный венок и стукнул по лбу упомянутого политика. Таким вот смешным конфузом обернулось возложение Януковичем, вместе с Дмитрием Медведевым, венков к монументу памяти жертв Голодомора.

А через четыре года заклубился, запылал последний Майдан. Начались стычки украинских радикалов с подразделениями "Беркута". Потекли первые струйки горячей крови на киевские широкие мостовые. Активисты Майдана по всему Киеву ловили неведомых "титушек", которые, по их мнению, символизировали "рабов", живущих на Донбассе. Представители администрации США кормили с рук бойцов "правого сектора". А прекраснодушный папа Римский Франциск в те ненастные дни после одной из своих воскресных служб в Ватикане выпустил из окна Апостольского дворца двух голубей, посвящая данный символический жест установлению прочного мира на Украине. Каково же было смятение верующих, которые узрели, как обе птицы тут же были атакованы. Чайка и ворон на лету принялись колошматить посланцев понтифика… Суеверные итальянцы увидели в этом, конечно же, дурной знак, хотя тогда никто из католиков даже и предположить не мог, что через полгода Юго-Восток Украины превратится в кровавую рану, территорию насилия и убийства. Что безоружных людей будут сжигать заживо, давить ремнями, кромсать и стрелять в упор.

Но еще до того, как Украина треснула, как тот самый монумент на берегу Днепра, мистерия Майдана, явленная нам в своём мрачном пылающем великолепии, породила новый значительный символ — ещё одно страшное и глубинное предзнаменование. Прямо в самых недрах бушующего протеста, в сердцевине "национальной революции", в неподвижной точке людских водоворотов был найден мертвец. Высоко над морем разогретых толп, среди воплей, скандирований, потасовок и ругани возвышалась огромная новогодняя ёлка, доставшаяся Майдану по наследству от мирной еще жизни. В один из дней уличного противостояния в ветвях оного древа был обнаружен висельник. То был покончивший с собой житель Волыни… Именно этот труп, спрятанный среди новогодних шаров, стал подлинным символом Майдана. Обнаружение "мертвеца на елке" не вразумило ни одного приверженца евроинтеграции. А между тем, этот окоченевший труп своими ледяными очами сквозь кривые ветки и хлопушки, похоже, прозревал будущее. Число жертв украинского конфликта превосходит на сегодняшний день уже десятки тысяч человек, треть из которых мирные граждане. О "небесной сотне" уже никто и не вспоминает! Поэтому образ висельника может быть с полным основанием вынесен на знамена добровольческих отрядов украинских карателей.

Все помнят, что инаугурация "недоукра" Порошенко была отмечена падением солдата почетного караула. Паренек, прежде чем грохнуться в обморок, с треском выронил из рук лакированный карабин. Тем самым, на символическом уровне, он предвосхитил последующие поражения украинской армии в ходе проведения АТО, все эти бесконечные "котлы", "мешки" и "недомоги". Позорное разоружение частей ВСУ в районе Дебальцево вполне может стать началом военного и политического поражения нынешнего пока ещё президента Украины.

Так что самопроизвольное падение флага на минских переговорах можно воспринимать вполне серьезно! Трактовать как предвестие скорого завершения кровавой игры в "незалежность", которой так увлеклись некоторые разгоряченные пропагандой озверевшие вконец селяне.

Впрочем, сам герб Украины, на что неоднократно обращалось внимание, является тоже своего рода дурным знаком. Ибо, как известно, это вовсе не трезубец Посейдона, а напротив — птичка, летящая куда-то вниз со сложенными крылышками…

Однако совсем не хочется воспринимать родную, братскую Южную Русь как территорию дурных примет, массовых жертвоприношений, ритуальных костров из покрышек, дьявольских огненных обрядов и визгливых воплей старой ведьмы, взывающей повсеместно запретить русскую речь. Пройдет время — и вся тьма схлынет. И среди колосьев снова взойдет солнечный диск нового дня. И тогда приметы больше не будут иметь своей темной власти над народами и странами. Да будет так!

Илл. Станислава Воронова

1.0x