«Слег дарит тебе восприятие отдалённейших потомков и отдалённейших предков, какого ты никогда не достигнешь в реальной жизни».
Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века».
‘Reality is a thing of the past’.
‘TheMatrix’.
…Взрослый мужчина-менеджер играет в компьютерную он-лайн игру с танками. Ему давным-давно не шестнадцать лет. Более того, он по своей сути вовсе не относится к породе кидалтов(от англ. ‘kid’ – ребёнок и ‘adult’ — взрослый человек, сохраняющий свои подростково-юношеские увлечения и представления о мире). Это нормальный человек, имеющий здравое,соответствующее его возрасту и роду занятий, отношение к жизни. Просто его офисное бытие не так уж интересно и вовсе не захватывающе. Согласитесь, очень сложно воодушевляться «объёмом продаж» и прочей «оптимизацией бизнес-процессов». Поди, не космические корабли проектирует и даже не доменную печь! Телеящик выдаёт унылые шоу, вызывающие натужный смех…у самих участников.
В блогах – повторяющееся пережёвывание политики, скандалов и разоблачений. Высокое искусство потреблять неохота – после тяжёлого и при этом совершенно не созидательного рабочего дня жаждется ярких впечатлений, а вовсе не тихого созерцания. Жена? У неё тоже свой мир на дамских форумах и в прочих ВКонтактах. А ещё у неё…игра «Ферма». Женщина «выращивает» коровок, «закрывает» баночки с вареньем, а ещё там за хорошее ведение «хозяйства» ей дают какие-то хитрые баллы. На реальной-то даче не такая красочная зелень и не такие уютные дорожки!
Куда податься бедному «креаклу»? На помощь приходит увлекательный мир танков, приключений и мужской взаимовыручки! Это с утра он – зажатый рамками корпоративной культуры, менеджер по перепродаже перепроданного, тогда как вечерами перед ним распахивается дивный, полный событий, мир. Там, за гранью тоскливой реальности, у него виртуальные подразделения, они там с ребятами воюют! Они делают нечто такое, от чего захватывает дух и тут же вспоминаются приключенческие романы из далёкого детства. У мужчины-менеджера - танк КВ-1С (он называет его «квас»), а ещё английский танк 'Churchill' (в ангаре!). Это на работе он отбывает повинность, а тут, на танке он за кем-то гоняется по трассам и штрассам.
Он живёт, он чувствует! Так в пятом классе он, не видя никого и ничего вокруг, читал на уроке «Трёх мушкетёров» или «Айвенго». По жизни этот мужчина-менеджер совершенно неспортивен, не очень любить вспоминать армию (стандартно: прапорщик, дедовщина и всё время хотелось есть), зато кататься на воображаемом КВ-1С ему очень нравится. Особенно, если родственники вовремя подсунут котлетку, многослойный бутерброд, вёдрышко капучино и вазочку с конфетами. Конфеты уничтожаются столь же быстро, сколь и чужие Panzerkampfwagen-ы и даже быстрее, потому что c проклятым Pz.Kpfw.IV можно бодаться довольно долго, тогда как еда сдаётся без боя. Да. У людей всегда были свои любимые игрушки – в XIX веке целые состояния проигрывались в карты. Тут дело не в игре, как в таковой.
Я сейчас говорю о виртуальной жизни, о воображаемых подвигах, о гонках на несуществующих танках по нарисованным улицам. О том, что нам становится всё интереснее пребывать в искусственном мире. Помните у братьев Стругацких «В хищных вещах века» есть такой прибор под названием «слег»? Для тех, кто не помнит или не знает, сообщу, что действие книги происходит в маленькой капстране - в этаком последнем оплоте умирающего буржуазного мира. На Земле победил Коммунизм, но есть ещё небольшие оазисы «тотальной свободы». Главный герой – Иван Жилин прибывает в курортный городок, где основной смысл жизни – это получение острых ощущений (описывается там и некое подобие современных нам ночных дискотек – «дрожки», и бессмысленно-экстремальный досуг - смертельно опасные приключения в подземельях и в тоннелях заброшенного метро). Но это всё не то, не то... Вот слег…!
Однажды попробовав оный, человек оказывается просто не в силах отрешиться от удовольствия, теряет контакт с реальностью и использует слег, пока нервное истощение не убивает его. Это вовсе не наркотик, а просто он «даёт» исполнение всех желаний. На время пользования. Причём, никаких побочных эффектов и «ломки» после сеанса не бывает. Ты можешь отказаться от всё новых и новых обращений к слегу. Как бы не так! После этого человеку уже кажется невыносимым пребывание в простом и сером мире. Со слегом возможно всё - создавать города и рушить империи, переходить Рубикон, короноваться в Реймсе, писать с натуры Мону Лизу. В общем, всё, что лично вам захочется. Причём, для этого не нужны никакие усилия. Захотел летать - полетел. Захотел разбомбить - разбомбил. Возжелал ощутить безграничный восторг – пожалуйста.
Защитник слега небезосновательно утверждает: «Каждый человек хочет прожить жизнь недаром, и слег дает тебе такую жизнь... Да, знаю, ты считаешь, что и без слега живешь недаром, но сознайся, ты никогда так ярко и горячо не жил, как сегодня…». И что главное? Что самое основное, точнее - ценное в его утверждении? «…Каждый отдельный человек не потеряет ничего, он только приобретёт, ибо его мир станет несравненно ярче, его связи с природой - иллюзорной, конечно, - станут многообразнее, а связи с обществом - тоже иллюзорным, но ведь он об этом не будет знать, - станут и мощнее и плодотворнее». Речь идёт о персональном счастье отдельного человека, выключенного из жизни, и при этом - об иллюзорности природы и общества. Хочешь быть счастливым – будь им! Со слегом для этого не нужно творить, придумывать, пробовать. Счастье без усилий и полёт, не выходя из дома.
Что характерно, в описываемом городке все знают о слеге, но говорить о нём - неприлично. Слово «слег» пишут на заборах, как нецензурное ругательство, а «слегач» (потребитель слега) - это на местном жаргоне самое гнусное оскорбление. Почему? Потому что слег ориентирован на исполнение всех, особенно подсознательных желаний. Скорее всего, многие люди реализуют свои страшные, непотребные вожделения, вроде «уничтожить весь мир» и потом - прикурить от вселенского пожарища. В жизни мы обязаны быть комильфо или хотя бы «не совсем быдлом». Этого требует цивилизация. Но в подсознательных желаниях часто живут черти разрушения и агрессии - слег высвобождал чертей, и иной человек становился... счастлив.
Зачем возвращаться в мир, где надо вежливо улыбаться и отвечать на раздражители не взмахом ножа, а корректным «пардоном», а если даже и грубо, то хотя бы не очень громко? Для многих, особенно для затравленных в детстве людей, это упоительно - совершать запретные действия, сквернословить, упиваться собственной безнаказанностью, но будучи при этом «не собой», точнее - именно собой. Стивенсоновский Доктор Джекил, чтобы исполнять свои дикие желания, превращался в мистера Хайда. Так вот и слег «помогал» людям без труда высвобождать и воплощать желаемое.
Сейчас мы имеем развитую виртуальную жизнь. Но даже если мы не гадим в блогах под масками «раскрепощённых» виртуалов и вовсе не собираемся превращаться в хрестоматийного мистера Хайда, всё равно, мир виртуального зазеркалья нас затягивает. Многие люди общаются в блогах или играют в игры, даже стоя в метро (с какими-то машинками и стрелялками на планшетах). Даже, сидя (точнее - отсиживая) на работе. Даже на природе, лёжа в траве перед монитором ноутбука. Мир игр, мир созданной реальности оказывается интереснее, многограннее и увлекательнее собственно жизни. Есть даже какие-то «игрушки», где можно проживать некую чужую жизнь. Нет-нет, не наполеоновскую!
И даже не танково-героическую с погонями, и не жизнь счастливой свинарки на богатой «Ферме». А ровно такую же офисно-обыденную, просто более успешную и делать там... карьеру. Не в своём офисе, где слишком много сложностей и чужих амбиций, а в игровом пространстве вариантов. Я знаю девочку-подростка, дочь одной вечно занятой особы, - юная леди играется в свой компьютерный мир, где у неё другое, английское имя, две собаки, особняк на море, бойфренд, поющий в школьной рок-группе. Она играет не в Лару Крофт, а в такую же школьницу. Что это? Человек вполне осознано... проживает чужую биографию, точнее, ничью, придуманную до неё и за неё. Она уже говорит: «Мы сегодня едем в Диснейленд!». Не в реальности, а там. Реальность – более чем уныла. Девочка ненавидит школу и страдает от грубости соучеников.
…Вернёмся к роману Стругацких. По сюжету Иван Жилин решает, что общество просто обязано бороться со слегом. Почему? «Он противоположен реальному миру, он враждебен ему. Люди, ушедшие в иллюзорный мир, погибают для мира реального. Они всё равно умирают. И когда в иллюзорные миры уйдут все - а ты знаешь, этим может кончиться, - история человечества прекратится...». Ибо - зачем?История людей – это тяжёлый путь от каменного топора - к космической ракете и всё к тому же персональному компьютеру.А со слегом?Человеку уже не нужно летать в Космос, лезть в горы, делать открытия, учиться рисовать, петь, кататься на коньках… (нужное – вставить). Он может сделать всё, при этом, не делая ничего (sic!). Есть ли смысл в преодолении себя, ради цели, если эта же цель может быть достигнута безо всякого преодоления?
Всё становится просто и радостно, как детская игра, когда девочка становится принцессой понарошку. Или врачом – тоже понарошку. Или – «самой красивой на свете». Или вообще эльфом. А реальность – сложна и груба. В ней есть непреодолимые трудности, кровавый пот, потрёпанные нервы, злобные учителя и неумные начальники. Лозунг «Через тернии – к звёздам!» теряет свой смысл, потому что тернии исчезают, а звёзды становятся ближе и доставляются на блюдечке с голубой (или иной красочной) каёмочкой.
Увы, это одна из важнейших проблем общества потребления. В США об этом тоже говорят не без тревоги. Тут можно вспомнить и «Матрицу» с её типично голливудской борьбой «хорошего Нео» за «настоящую реальность». Смысл борьбы, собственно, тот же, что и у советского Ивана Жилина – человек должен проживать свою биографию и прокладывать свой – реальный путь. Ещё приходит на ум американский же фильм «Ванильное небо», сюжет которого до последних кадров кажется странным и запутанным, но при этом не слишком интересным. У многих людей возникает даже вопрос: «Почему это нудное повествование считается ‘культовым кино’»?! За несвязность и унылость?
Развязка даёт ответ на все вопросы, в том числе и на вышеприведённый. Жизнь главного героя оказывается вовсе не жизнью, а… чем-то, вроде осознанного сновидения. Возможности технологий некоей фирмы ‘Life Extension’ позволяют не просто заморозить клиента, но и создать ему «сон» по его собственному выбору. Надоело, страшно, больно быть инвалидом или просто неудачником? Спишь и видишь себя героем всех войн или, например, соединяешься с любимой женщиной, как это «сделал» герой Томаса Круза. Но в конечном итоге человек выбирает реальность, а не смоделированное сновидение.
- Что для тебя счастье, Дэвид?
- Я хочу жить настоящей жизнью, я больше не хочу жить в мечтах…
Оставаясь проблемой, идея виртуальности и ухода в придуманные, более увлекательные миры, всё-таки порождена именно обществом потребления. Для современного мира это, что называется, палка о двух концах – с одной стороны кручина (вырождаемся же, уходим «в танк»!), с другой стороны - несомненный источник обогащения и, разумеется, развитие новейших технологий. Наука ревностно обслуживает мир-миф со всеми его «фермами», «танками» и сайтами виртуальных, ненастоящих «общений». Дальнейшее форсирование этого направления неминуемо приведёт к созданию игр и симуляторов с «полным погружением», с ощущениями и ароматами – мы уже будем вдыхать запах пороха под Аустерлицем, у нас будут «болеть» свежие раны, а над нами будет склоняться искусно смоделированный Наполеон…
Неужели недалёк тот час, когда явь будет чем-то, вроде роскоши? Или, наоборот – в реальном мире останутся куковать те, кто не смогли вовремя оплатить свои великолепные мечты? А представители условного «среднего класса» будут сидеть, опутанные проводами, со всеми этими гаджетами и приспособлениями, а растревоженный, настроенный механизмами, воспалённый мозг станет создавать им картины их мира - они там будут королями Людовиками, Чаками Норрисами, балеринами Тальони и Леонардами да Винчи. А кто-то захочет убивать сотнями или играться в доктора Менгеле. Одно радует – потенциальные убийцы и маньяки будут творить свои злодеяния в своём персональном, выстроенном под них, пространстве. Мир скукожится до размеров чипа. И только самые богатые и – самые бедные будут лежать в подлинной траве и глядеть на реальный закат... А остальным? Остальным – закат солнца вручную.