Проект стратегии государственной национальной политики, подготовленный Советом по межнациональным отношениям при президенте Российской Федерации, содержит в себе множество спорных и явно ошибочных положений, а потому не только дискредитирует саму идею этого, бесспорно, важного и нужного документа, но и способен — в случае принятия его — привести к разрушению нашего государства в результате нарастающих межнациональных конфликтов.
Прежде всего данный документ исходит из преамбулы к Конституции РФ, гласящей: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации...", модифицируя её в термин "российский народ". Спрашивается, насколько обоснованна и оправданна подобная модификация? Тем более, что на факт многонациональности народа Российской Федерации в Конституции указывается раньше, чем на характер политической системы или на форму правления страной, — настолько он важен и первичен для устройства нашего государства.
Если авторы проекта намерены исподволь "ввести" единую для нашей страны национальность "россиянин", что следует из многих положений данного документа, то это противоречит действующей Конституции РФ. Если же они — в новых социально-исторических условиях — пытаются повторить тезис о "новой истори- ческой общности людей, многонациональном советском народе", то это проти-воречит реальному положению вещей.
Конституционный тезис о "многонациональности народа Российской Федерации" далее нигде в тексте Основного Закона прямо не раскрывается, однако в ст.65 указываются национальные субъекты Федерации: республики, автономные округа и Еврейская автономная область, а в ст.9 говорится о том, что "земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".
Отсюда возникают естественные вопросы о конституционном статусе прежде всего русского народа: существует ли он? входит ли в число наций, составляющих "многонациональный народ Российской Федерации"? имеет ли "соответствующую территорию" для своего проживания? имеет ли право на использование земли и других природных ресурсов? Нерешенность "русского вопроса" не позволяет считать решенной и всю совокупность национальных вопросов в нашей стране.
Многие из представителей национальных меньшинств в России считают, что главные наши беды — от ущемления прав русского народа, бесспорного лидера евразийской (русской) цивилизации, за широкой спиной которого все малые этнические сообщества чувствовали себя в безопасности и были ему за это благодарны. Ослабление русских порождает агрессивность у других этносов РФ (как говорит один из моих армянских друзей, "когда русские слабеют, остальные наглеют"). Когда у дерева слабый ствол, но могучие ветви, оно непременно упадёт.
О факте многонациональности нашего государства вспоминают, когда в исконно русских городах (особенно в Москве) делят собственность и руководящие посты.
Грош цена оказывается "правосудию", когда руководство личного состава прокуратуры или полиции исконно русского района Подмосковья сплошь комплектуется специалистами-выходцами из северокавказских республик, воспитанных на совершенно иных традициях, чем коренное население данного района. И их правоприменительная практика вовсе не подразумевает "равенства всех граждан перед законом", что резко снижает доверие людей ко всей "властной вертикали", снизу доверху.
Тем более, что тот же факт многонациональности напрочь "забывается" при распределении должностей и прочих благ в "национальных" субъектах РФ, которые по умолчанию считаются "собственностью" титульной нации. При этом любые протесты представителей "нетитульных"наций (особенно русских) против такой практики расцениваются как посягательство на национальное достоинство власть предержащих.
Здесь национальные "элиты", подобно элитам "олигархическим", выступают в роли раковых клеток больного организма, которые беспощадно уничтожают своего "хозяина", не понимая, что в итоге и сами погибнут. Их богатство и власть рано или поздно станут добычей других, более сильных "хищников", если развалится единое государство, которое сейчас защищает их от внешних угроз...
Президент РФ Владимир Путин — видимо, пытаясь найти выход из нынешней тупиковой ситуации, несколько раз заявлял о "государствообразующей роли русского народа". Именно эта формулировка должна стать исходной формулировкой для всего законодательства РФ. Совершенно недопустима её подмена на другую, вроде бы близкую по смыслу, формулировку: "объединяющий фактор". Если проводить аналогии между зданием государства и обычным зданием, то в последнем "объединяющим фактором" является цементный раствор, который остаётся незаметным, и, в случае его ослабления, всё здание постепенно рассыпается. Выходит, авторы проекта именно в такой роли хотят видеть русских в России?
Сохранение и развитие этой политической линии ведёт к тому, что русский народ быстро станет меньшинством в Российской Федерации, и страна развалится точно так же, как развалился Советский Союз в конце 80-х-начале 90-х годов.