Владимир Путин прекрасно осведомлён о непопулярности Александра Солженицына в современной России. И тем не менее в Таганском районе Москвы открыт памятник этому персонажу, и Путин не только посетил открытие, но и прочитал там речь. Зачем он это делает, если знает, что народу это не понравится?
Президент - это фигура, впутанная в целый узел взаимосвязей, где каждый его жест и шаг - послание определённой аудитории. В данном случае Путин посылал сигнал не народу, и даже не Западу, а внутренним элитам. Давайте рассмотрим, что это за сигнал и о чём он говорит.
Прежде всего надо сказать, что год столетия Солженицына планировалось отметить в России давно. Ещё в 2014 году Путин подписал Указ по этому поводу. В плане не только открытие памятника, но и 80 мероприятий по стране. Надо ли напоминать, что ситуация в России и в мире в момент подписания Указа выглядела значительно иначе, чем сейчас?
Но и само подписание Указа планировалось ещё раньше - как минимум в 2012 - 2013 году. Это годы сладких мечтаний о вливании в Запад, хотя некоторые споры уже начались. Ведь сама Сочинская Олимпиада была знаком всему миру о том, что "Мы с тобой одной крови - ты и я!". Закрепить эффект планировалось на ЧМ по футболу в 2018-м. Именно ради входа в Запад планировался такой дорогой пиар. Сам по себе он не имел ценности, если не преследовал цели интеграции нашей элиты в глобальный западный проект.
А теперь давайте представим, что было бы, если бы Путин с учётом контекста момента отменил запланированные торжества, просто не пришёл бы на них. Весь мир и вся наша элита получила бы чёткий сигнал: высшая власть сменила точку зрения на эпоху репрессий. Путин готов перейти к антиперестройке, где всё начнётся в обратную сторону: сначала пойдёт историческая правда о Солженицыне как об агенте ЦРУ и разрушителе СССР, потом пойдёт реабилитация ГУЛАГа, а потом вернётся и практика ГУЛАГа. Элита поймёт отказ Путина от выступления на годовщине Солженицына именно так. Поймёт - и объявит Путину войну на упреждение. Со всеми майданными последствиями.
Репрессии - эта та тема, на которой проверяются вожди на верность элитам. Хрущёв первым высказался на эту тему, подав знак элите, что с репрессиями покончено навсегда. Брежнев просто изъял Сталина из исторического упоминания. Андропов уверял диссидентов, что возвращение репрессий невозможно, потому что "сначала ставим к стенке мы, а потом нас". Коммунистические или антикоммунистические элиты - все они неровно дышат в сторону возможных силовых расправ за свои действия. Ни одна элита не потерпит дамоклова меча карательных органов над своей головой.
Солженицын сказал вслух то, что у элиты было на уме, и потому он оказался элите вполне нужен. Вспомните - Твардовский публиковал в "Новом Мире" Солженицына, и это было санкционировано сверху. Не публиковал "Архипелаг ГУЛАГ", так публиковал "Один день Ивана Денисовича". Солженицына отвергли не за тему репрессий, а за публикацию "Архипелага" на Западе без согласования с властями. Как и Пастернака за "Доктора Живаго", где вообще не было ничего ни о репрессиях, ни об антисоветчине. Так что Путин в общем ни за какие рамки мнения советской элиты о Солженицыне не выходит.
Из Солженицына сейчас лепят такого белого имперца, озабоченного темой обустройства России, такого патриота, покинувшего США и вернувшегося в Россию. То, что в США Солженицын был раскручен исключительно ЦРУ, вспоминать сейчас не корректно - приватизационная элита ищет своих классиков и находит их в Солженицыне так же, как националистическая элита Украины находит своего классика в Тарасе Шевченко. И не важно, кем на самом деле были Солженицын и Шевченко, важно. как они будут трактованы официальной правящей группой. В какое знамя их превратили. Собственно, нет ничего удивительного, у СССР такими были Горький и Маяковский, да и вообще весь Союз советских писателей занимался производством таких "знамён". Солженицын- знамя антисоветской эпохи. Закончится она - и снесут памятник Солженицыну, если народ не сделает этого раньше. Я почему-то уверен - этот памятник ждёт несчастливая судьба. В христианской стране памятник Иуде не имеет перспективы, а его писания - священного статуса.
Сам по себе Солженицын как писатель не то, чтобы исключительно бездарный - он кричаще бездарный. Агрессивно бездарный. Антиэстетичный и просто неинтересный - самое большое зло для писателя. Читать его книги американские дети отказывались напрочь даже за деньги - проводился такой эксперимент. Издатели его тиражей разорялись - без субсидий ЦРУ ни одна его книжка не имела бы шансов дойти до читателя. В России будет точно так же. Нет лучшего способа воспитать ненависть к Солженицыну, чем ввести его писанину в обязательную школьную программу для детей по литературе. Я не знаю ни одного взрослого человека в СССР, кто смог бы заставить себя дочитать до конца хоть одно произведение Солженицына.
Для Путина отменить выступление на открытии памятника Солженицыну было равносильно выходу в центр Красной площади и провозглашение на Лобном месте клятвы "Мы вас похороним!", обращённой в адрес нынешней правящей элиты от Москвы до самых до окраин. Началась бы паника, после чего управлять элитой стало бы невозможным. Можно посадить Улюкаева и Ходорковского, можно, пожать плечами по поводу почему-то повесившегося Березовского, можно сажать губернаторов и снимать с работы глупых глав департаментов, можно даже выдавить за границу целые группы невписавшихся в "политику партии" - никого это не взволнует, так как все понимают - идёт удаление беспредельщиков. Всё это частные случаи. Но те, кто лоялен - тот безопасен. Система координат задана.
Отказ Путина от выступления на открытии памятнику Солженицына - это отказ от системы и возврат к старой системе. Той, где никакая лояльность на гарантирует от репрессий. Так зачем тогда такая лояльность? Вся элита немедленно кинется в раскрытые объятия Госдепа и найдёт там своё пристанище. В России случится дворцовый переворот в духе Горбачёва-2, после чего её как страны не станет.
Так что имея такую альтернативу, Путин решил в принципе верно - из двух зол надо выбирать меньшее. Он пойдёт и скажет пару общих слов в адрес этого Иуды и графомана Солженицына на открытии ему памятника, потому что отказ от этого вызовет эффект разорвавшейся бомбы. Ни один Песков потом не объяснит элитам, что это было. Из страны утроенным темпом рванут олигархи и капиталы, рубль обвалится, фондовый рынок рухнет, панику найдут чем подогреть из-за рубежа. Эффект домино. начавшись, закончится всеобщим разрушением.
Это будет, если он не пойдёт и не выступит. А что будет, если пойдёт и выступит? Несколько патриотов в интернете три дня будут ворчать. Опять скажут, что Путин - либерал и что-то там слил. Через три дня страна это забудет, через две недели всё успокоится, как ничего и не было, а очередной подводный камень, способный разнести вдребезги российскую государственность, будет обойдён.
В жизни политиков бывают безвыходные ситуации, когда приходится делать вещи заведомо непопулярные. Ленин давил Кронштадтский мятеж, поднятый классово близкими моряками, вчерашними крестьянами и рабочими, заключал Брестский мир, после чего половина коммунистов даже вышли из партии, правда, потом вернулись назад. Сталин заключал Договор о ненападении с Гитлером, запрещал реагировать на начало войны, издавал 227-й приказ "Ни шагу назад!", сажал и отчасти выпускал невиновных, коллективизировал село, давил оппозицию. Хрущёв убил авторитет Сталина, заложил основания краха СССР, хотя в его время это выглядело как оттепель. Брежнев всем надоел своим застоем, который оказался райским временем покоя и стабильности, Андропов начал борьбу за дисциплину, чем народ был очень недоволен, Горбачёв утратил популярность борьбой за трезвость, хотя именно этому периоду мы обязаны демографическим всплеском середины восьмидесятых.
Выступление на открытии памятника Солженицыну - это ничтожно малая плата за возможность сохранения покоя элит в процессе, когда их собираются переформатировать. Если держать в уме этот момент, станет понятным. зачем Путин пришёл на открытие памятника Солженицыну и что-то там сказал про его писательское значение. Мы ведь все прекрасно понимаем настоящее значение Солженицына и его перспективу в будущей России. Перед нами игра, игра президента, зарубившегося с Западом насмерть, и элиты, в Запад страстно влюблённой и панически боящейся расправы за воровство и измену.
В данном случае Путин действует как разведчик из засады - усыпляет бдительность, чтобы продолжать своё дело. Ибо если бы Путин реально любил Солженицына и считал его путеводной звездой России, Крым оставался бы на Украине, Южная Осетия и Абхазия в Грузии, Сирии уже не существовало бы, Англия, Польша и Прибалтика были бы нашими лучшими друзьями, Ходорковский - Главой Думы, а главой правительства был бы Чубайс, получающий указания из посольства США, а не из Кремля.
Реальная политика Кремля - лучшее доказательство его реальных намерений и его настоящего отношения к Солженицыну. И ради возможности всё это продолжать стоит , если нужно, сходить на открытие памятника где-то в тупичке одного из глуховатых районов Москвы. Хотя, действительно, сама по себе процедура крайне неприятная. И от Путина мы отличаемся тем, что можем себе позволить туда не ходить. Он пока, увы, такого себе позволить не может. Война ещё не окончена и победа ещё не достигнута.
Можно сказать - автор опять защищает либерала Путина от критики. Это не так. Путин - прагматик и вовсе не рад делать непопулярные вещи. Если он их делает - на то есть причина. Автор видит скрытые причины публичного поступка. И каждый может их увидеть. Если не хотеть этого видеть, то можно кричать "Путин опять слил нас в унитаз!" С таким же успехом можно требовать от Штирлица пения "Интернационала" на факельном шествии СА. Только вот умным такое требование назвать никак нельзя. Даже если один человек из ста это поймёт, это уже будет немалым достижением.
А Солженицын - он уже нашёл в России свою позорную могилу. Иуду не спасли тридцать нобелевских серебренников. Народ ещё покажет своё отношение к этому памятнику. Уверен - мы увидим множество попыток облить памятник помоями и отломать Исаевичу что-нибудь на постаменте. Открытие памятника было большой политической ошибкой - теперь народу есть где доказать власти своё несогласие. Появилась вторая доска с Маннергеймом, борьбу за которую власть проиграла. Проиграет и тут. Это станет национальным спортом до тех пор, пока памятник не уберут с глаз долой от греха подальше. Рано или поздно это непременно случится.
-
Петр
12 декабря 2018 в 12:18Черный
- "Уверен - мы увидим множество попыток облить памятник помоями и отломать Исаевичу что-нибудь на постаменте".
Вы ЧТО пишете, к ЧЕМУ призываете?
Вы, КТО, чтобы СУДИТЬ и ЦЕНИТЬ?
Что же Вы, "писатели", как СВОРА ШАКАЛОВ, накинулись на Солженицына, который уже НЕ может Вам ответить, и, за кучу, придумав повод, на Путина, который ЗНАЕТ Вам цену, и просто плевать хотел на Ваш визг...
Шавки, ведь Вы так гавкаете только ПОТОМУ, что знаете, что Вы шавки, и Путин Вас просто игнорирует.
Попробовали бы так гавкать на Сталина...
Вы и есть РЕАЛЬНЫЕ, а НЕ мнимые, ВРАГИ России...
Откуда Вы только по-вылезали...
-
Владимир
12 декабря 2018 в 12:21Молчанов
Всё верно.....Время выбирает своих героев...Бывали времена и хуже, но не было подлей...…..
-
Александр-569
12 декабря 2018 в 12:47Зверев-610
Халдей, как всегда, мол Путину деваться дескать не куда и он из двух зол выбрал меньшее. Да ерунда это всё, Путин ставленник элиты и он её будет защищать, как бы ма с вами не относились к тому или иному деятелю литературы и искусства. А памятник всё же построен и правильно, самое главное в этом- знать правду. У нас ведь, как, о покойнике либо хорошо, либо не чего, но по чему-то последнюю фразу не любят договаривать до конца, а звучит она просто " о покойнике либо хорошо, либо не чего, кроме правды". Слава Богу кое какую правду об этом человеке мы знаем, а памятник лишнее доказательство, что нынешняя элита встала на очень не хорошую дорогу- это героизация предателей. Тем больше у нас поводов эту элиту сбросить с себя.
-
Степан
12 декабря 2018 в 12:53Кудинов
Ему родней все эти профурсетки типа маннергеймов, колчаков, ЛЖЕницыных и тортилл.
-
Юрий
12 декабря 2018 в 13:14Нерсесов
Приятно было вчера в 17.37 предсказать отмазки кремлядской поцреотни.
Президент России Владимир Путин посетил похороны прозападной валютной правозащитницы Людмилы Алексеевой и поучаствовал в открытии памятника стороннику ядерной бомбёжки СССР писателю Александру Солженицыну. Ранее он отметился при возложении цветов к могиле главнокомандующего финской армией, союзника Гитлера и организатора блокады Ленинграда Карла Маннергейма. А также торжественно открыл в Екатеринбурге мемориал разрушителю СССР - "Ельцин-центр". Дальнейшее известно: коммунистические блогеры возмутятся, подкремлёвские оппоненты напомнят им, что Солнцеликий - президент всех россиян и должен учитывать настроения алексеевско-солженицынских поклонников. Но тогда почему мы не видим его с цветочками у памятника Сталину, а при появлении на ленинском мавзолее, сооружение блудливо драпируется? Охранители ответят, что такой демарш возмутит общественное мнение "княгини Марьи Алексевны", то есть пресвятого Запада, который ни в коем случае нельзя раздражать? А отечественных сталинистов можно? Ведь их много. Даже по данным либерального "Левада-центра", 57% опрошенных считают Сталина "мудрым руководителем, который привёл СССР к могуществу и процветанию". Да, их можно. Потому что, в отличие от либералов, подавляющее большинство, ленинцев-сталинцев лояльны начальству, верят в доброго царя, который защитит их от злых бояр, и уверены, что любое выступление в защиту своих прав выгодно коварному Госдепу, а значит надо терпеть и не питюкать. В Кремле фишку просекли и справедливо считают: с кумирами тех, кто смиренно глотает пенсионную реформу и прочие издевательства, можно не церемонится.
http://www.apn-spb.ru/news/article29442.htm
-
Vladimir
13 декабря 2018 в 21:53Barakhnin
Вообще-то, ленинцы-сталинцы имеют массу идеологических "плюшек": не возвращены исторические наименования Симбирску, Вятке, Екатеринодару, областям вокруг Санкт-Петербурга и Екатеринбурга и др., в большинстве городов главные площади по прежнему "украшают" памятники Ленину (как Вы понимаете, памятники Сталину убрал отнюдь не Ельцин), сохранена советская городская топонимика, широко отметили 100-летие ВЛКСМ и т.д.. Если левым этого мало, то как бы им не оказаться в положении пушкинской Старухи.
-
Сергей
14 декабря 2018 в 15:44Никулин
Вчера проезжал по улице Урицкого. Я ауел. Предлагаю переименовать все ул. Урицкого в ул. Каннегисера, Леонида Иоакимовича. "Был один еврей...".
-
Александр
14 декабря 2018 в 18:18Ермошин
Перед разговором "исторических" наименованиях надо бы сначала определиться с терминологией.
-
Александр
14 декабря 2018 в 18:19Ермошин
Да, заметно, что "ауели"! Сочувствую.
-
Петр
12 декабря 2018 в 13:48Черный
Шакалы, Вы, вместо того, чтобы ТЯВКАТЬ, попробуйте ОПИСАТЬ сегодняшнюю жизнь в России, со всеми "ГЕРОЯМИ" сегодняшней жизни.
У Вас НЕТ НИ ума, НИ трудолюбия, да и таланта на это просто НЕТ!!!
Вот Вы и тявкаете...
Угомонитесь, БОЛЬШЕ будет пользы для России...
-
Александр
12 декабря 2018 в 13:51Ермошин
"игра президента, зарубившегося с Западом насмерть"
- что-то слишком невнятно звучит. Неужто Западу в случае победы Путина предстоит "смерть"?
-
Григорий
12 декабря 2018 в 13:51Северов
Да! Путин действительно подал народу сигнал, как говорит Халдей; а именно : " Вы народ никто, и мне пох чё, вы думаете о ком-то и о чём-то" Е-ал, дескать я ваше простолюдинское мнение, всюду и везде, потому, что вы наилохопеднейшее их лохопедов стая. Произвели пробный залп, по пенсионке -прокатило...всё теперь можно делать что хошь...е-на вошь.
-
шах
12 декабря 2018 в 13:51темир
Почести человеку призывающему уничтожить Россию ядерным оружием , явному агенту ЦРУ и эти почести оказывает , Президент страны которую призывал уничтожить Солженицын. Ощущение ,что "наверху " все агенты ЦРУ, МИ-6, Моссад, БНД и боюсь ,что эти ощущения скорее правда, время это раскроет все ...
-
Александр
13 декабря 2018 в 14:34Ермошин
""призывающему уничтожить Россию ядерным оружием"
Точно знаете, что призывал? Ничего не перепутали?
-
Борис
12 декабря 2018 в 14:22Сергеев
Очередной поток "халдейщины": Путин, мятущийся среди предательской "элиты", которую сам же 18 лет и назначал, мучительный выбор "меньшего из зол" ради сохранения России. Только что бы Халдею не поинтересоваться, где дочки Путина проживают, как оффшоры виолончелиста Ролдугина себя чувствуют? Может, это лучше объяснит путинское мелькание на сомнительных сборищах?
-
Вячеслав
12 декабря 2018 в 16:08Тихонов
ПОЛУФАШИСТ ПУТИН ОТКРЫВАЛ ПАМЯТНИК ФАШИСТУ СОЛЖЕНИЦЫНУ, ПОТОМУ ЧТО ОН НАДЕЕТСЯ НА ПОМОЩЬ ФАШИСТОВ ("ЛИБЕРАЛОВ") В СВОЕЙ БОРЬБЕ С НАРОДОМ.
Не поможет. Испачкал себя ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПУТИН. Совсем потерял связь с реальностью. Недолго же стоять тому памятнику! Осквернённый и разрушенный, он совсем скоро, в результате НАРОДНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ будет заслуженно забыт!
Ставить памятник этому фашисту - всё равно, что ставить памятник гитлеру!
-
Александр
12 декабря 2018 в 16:15Кормашов
Наивная статья, дескать, Путин просне и порядок наведе.
-
Петр
12 декабря 2018 в 16:16Черный
Да, ребята, Вы просто распоясались по полной программе...
Такая безнаказанность доведёт Вас - до Бутырок...
Вы даже и НЕ замечаете, до какой степени Вы распоясались...
-
Геннадий
12 декабря 2018 в 16:36Ибраев
Солженицын писал «Архипелаг» не по архивным документам, а якобы по рассказам и воспоминаниям заключенных. Но людей в «Архипелаге» как раз и нет: цифры, списки, перечни, кровь, мясо, труха, пепел, смрад. Единственный человек во всем этом безбрежном океане смерти и крови – автор. Даже бывший власовец и сотрудник идеологического аппарата геббельсовского министерства пропаганды диссидент Леонид Самутин был поражен схожестью приемов пропаганды доктора Геббельса и «пророка» Солженицына. Прочитав «Гулаг», он воскликнул: «Боже, как они мне знакомы! Еще с тех времен, когда я занимался пропагандой во власовской армии и нас усиленно питали материалами из геббельсовского министерства. Да и в вермахте не было батальонной библиотечки, в которой бы не валялись тощие брошюрки о «большевистских зверствах». В них в разных комбинациях цитировались достижения безымянных гениев статистики, с предельной точностью знавших все о стране, где они никогда не были и о которой за всю жизнь не прочли ни одной путной книги. Но кто поверит в эту туфту? Из каких шепотков на нарах слышал это Исаич, а потом силой своего авторитета попытался возвести в ранг непреложной истины?». (Наталья Смирнова) "Великий писатель или великий предатель"?
http://ibirzha.kz/velikij-pisatel-ili-velikij-predatel-11/
-
Геннадий
13 декабря 2018 в 11:41Сергеев
Пётр, и Вы не замечаете, до какой степени прогнулись. Смотрите, не переломитесь - чай, не молодой уже.
-
Маргарита
13 декабря 2018 в 17:45Ровенских
петя,чай не 37 год на дворе и свобода слова и мыслей у нас по Конституции.....или не для нас ,петя?
-
Владимир
12 декабря 2018 в 17:09Васильев
"Зачем Путин открывал памятник Солженицыну?"
Это Путин еще раз показал, кто он и кому служит.
-
Михаил
12 декабря 2018 в 20:20Шталь
Описано то, что мы видели. А далее... "Штирлиц" вернулся в кабинет, плотно задёрнул оконные шторы, открыл кран умывальника. Из сейфа в стене за портретом Ельцына он достал бюсты В.И.Ленина и И.В.Сталина, поставил на письменный стол, покрытый кумачём, включил чёрно - белый " Рекорд" с записью трансляции отчётного доклада Генерального секретаря КПСС Л.И.Брежнева, и пробормотав: " наконец можно расслабиться", погрузился в чтение " Краткого курса..."
-
Геннадий
13 декабря 2018 в 11:44Сергеев
Да, это вполне уместная сатира на теорию о путине-патриоте.
-
Doktor
12 декабря 2018 в 23:47Todd
Про Солженицына верно написано, хотя это только маленькая часть, но все же...
Путина автор явно приукрасил, расписав радужными красками серую действительность. Усыпляет бдительность, схлестнулся с Западом в смертельной схватке,дворцовый переворот предотвращает. Да бросьте вы ерунду писать. ничего он не планирует и ничего не делает, только говорит, он нашу бдительность усыпляет своим маразмом. Памятник "писателю" - это только кирпичик, из множества которых построена эта мерзость, зовущаяся российским капитализмом. И мерзость эта множится ежедневно, ежечасно.
-
Григорий
13 декабря 2018 в 00:06Северов
Вот ВАМ (гражданЫ) -( Г-НЫ-сокращённо) и 76,6 %. Не прошло и года, как вам впёхали все эти проценты во все дыры, которые у вас есть, даже десятые доли после запятой после запятой-растяпы вы были, растяпами и крякнете. Стрёмно б-дь жить в этой наивной стране...но я не Солженицин, не уеду...люблю я её непутёвую - НЕ Путёвую.
-
Эдуард
13 декабря 2018 в 00:24Волков
Отца нации пробуем уличить в предпочтении одного из детей своих. Смешно.
-
Григорий
13 декабря 2018 в 01:36Северов
Это Вы сурьезно...ну что вам смешно? А какой нации? Какой нации, какой отец?
Отец-овец? Ну тех, которых можно стричь 5 раз в год.
Воть если бы вас на стройку, да таскать арматуру есЧё лишних пяток лет жись заставила, я думаю, весь ваш лоск, понемногу и слетел, и вместо видеокамеры, или чё там у вас за наворот, вам пришлось бы подглядывать в замочную скважину , наблюдая, что готовят соседи на ужин.
-
Федя
13 декабря 2018 в 06:41Отжогин
По логике того, что написано, приходит на ум классика: "Тот, кто предпочитает позор войне, получит и то, и другое".
-
Геннадий
13 декабря 2018 в 11:52Сергеев
Интересный стиль выработал Халдей - путин потому ведёт народ и страну в могилу, чтобы не испугать "элиту" и не выдать себя-патриота. Иначе "Началась бы паника, после чего управлять элитой стало бы невозможным".
А Алексееву он поздравлял так искренно, как нельзя сыграть. Для него она - недосягаемая "легенда", столп диссидентства и антисоветизма.
-
Маргарита
13 декабря 2018 в 17:38Ровенских
путину по статусу совсем необязательно присутствовать на открытии памятника лженицину,а тем более его наведовать незадолго до его смерти да еще лобызаться с ним
-
Владимир
13 декабря 2018 в 17:50Васильев
Маргарита, если бы от это не сделал, его бы народ и подельники не поняли бы.
-
Геннадий
13 декабря 2018 в 23:03Сергеев
Если бы путин имел хоть какую-нибудь самостоятельность - он послал бы церемониймейстеров и "режиссёров" куда подальше, но не поехал бы в Е-бург.
Но путин - как кукла, - его (её) всюду возят.
-
Александр
13 декабря 2018 в 17:47Троицкий
Смотри фото. Почему сзади все окна за решетками, как в тюрьме? И цвет "государственный", желтенький. Ничего не скажешь, подходящее место выбрано. Сообразно этому таланту. Что-то подсказывает, что вокруг постамента тоже решетку поставят. Нормально будет.
-
Валерий
13 декабря 2018 в 18:09Катков
Просто удивительно какими идиотами большинство народа считает вся эта медийная обслуга типа Халдея. Он видите ли " по секрету всему свету" рассказывает, что Путин - это наш Штирлиц, который вынужден маскироваться, работая в логове врага. Даже не смешно.
А та сторона, которая якобы может разбежаться или устроить дворцовый переворот, судит исключительно по делам. Для них пенсионное людоедство или внутренний офшор - сигналы куда весомее. Но и такие сигналы, как памятник иуде и прощание с вражиной, ласкают бесовские души.
Но Халдей опытный враль и знает, что часть правды обязательно должна присутствовать, чтобы обмануть. Потому про писанину иуды сказал все как есть.
А еще и мелким провокатором выступил, предположив, что памятнику что-нибудь отобьют или чем-то обольют. Этого делать не следует. В Москве сейчас везде камеры, а там, думаю, особенно их много, поэтому обязательно отследят. К тому же у каждого сейчас с собой телефон, а это персональный шпион и радиомаяк. Найдут и по билингу.
Придет время и страну обязательно очистят и от Ельцин-центров, и от таких памятников, и много еще от чего. А пока пусть помогают зреть гроздьям гнева.
-
Григорий
13 декабря 2018 в 23:23Северов
Прочёл внимательно комментарий; думаю: Ну не может же так быть, чтобы мысли о сущности, нашей-вашей власти, могли быть так одинаковы, буква в букву... оказывается - МОЖЕТ!
-
Vladimir
14 декабря 2018 в 00:16Barakhnin
"Гроздья гнева" - название романа американского писателя Стейнбека (1939) про тяжелую жизнь американских фермеров. «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго», — писал автор.
Однако это "недолго" в США длится уже 80 лет.
-
Yafim
14 декабря 2018 в 18:57Liport
Vladimir
Barakhnin
Сегодня в 00:16 Оценить комментарий:
"Гроздья гнева" - название романа американского писателя Стейнбека (1939) про тяжелую жизнь американских фермеров. «В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго», — писал автор.
Однако это "недолго" в США длится уже 80 лет.
////////////////////////////////////////////////////////////////////
И дядя ТОМ давно сдал свою хижину в музей и переехал в особняк ,а его
правнук даже стал президентом США , доктор ХАЙДЕР И ПОЛТИЭР
перестали голодать , получают приличную пенсию .
А ГРОЗДЬЯ ЗАСОХЛИ !
-
Vladimir
13 декабря 2018 в 18:31Barakhnin
Автор: "Издатели его тиражей разорялись"
Основной издатель Солженицына - YMCA-Press. Оно не разорилось ддо сих пор:
https://ru.wikipedia.org/wiki/ИМКА-Пресс
А про других издателей, которые якобы разорились..."Огласите весь список, пожалуйста".
-
Алексей
13 декабря 2018 в 19:20Буряковский
Я думаю умственный уровень сегодняшней элиты позволяет воспринимать сигналы типа "оглоблей по лбу" и то не всегда. Посадили Улюкаева или Никиту Белых. Это "сигналы", или уже "оглобля"? Открытие памятника Солженицыну - это не сигнал. Это попытка "и нашим - и вашим". Равно как и похороны Алексеевой. Любопытно - на "Эхе" (есть такая гнусь, то же чего-то не закрывают), каждая крыса верещала, что Алексеева "наше знамя боевое". И вдруг...Алексееву похоронят в США. Знаменательно, что после этой информации все писки про Алексееву мгновенно (за несколько минут) с первой страницы сайта ушли. Крысы - они сигналы понимают. Не думаю, что Путин боится "оранжевой" революции. В России, даже в Москве, очень мало дураков (в отличии от Парижа). В 1993 году было больше. Но потом на улице появились танки в количестве 6 (шести!) штук. И их хватило, чтобы разогнать стотысячные толпы. "Майданная" дурость мгновенно испарилась. Остались только стойкие, несгибаемые борцы (без кавычек). Но именно про них написал Горький "безумству храбрых поём мы песню". Они воспеты Прохановым в его замечательном романе "Красно-Коричневый" (нынешнему поколению это словосочетание уже непонятно). И, когда-нибудь, станут иконой, как хорошенько подзабытые декабристы, с которых стряхнули пыль и сделали из кучки массонов-неудачников первых борцов с ненавистным царизмом. Народ в России и не выходит на митинги. Так что это если и сигнал - то сигнал именно Западу - мы, типа, готовы на переговоры, но на безоговорочную капитуляцию пока нет. Будем торговаться.
-
Иван
13 декабря 2018 в 19:52Хануманов
На сём замечательном памятнике стоило написать золотыми буквами слова из романа Владимира Войновича "Москва 2042":
"А не состоял ли ты , падла в заглотной партии ?"
Сим Симыч Карнавалов.
-
Маврик
13 декабря 2018 в 21:48Донской
Думаю,что автор часто стал ошибаться с выводами!!!
-
Samvel
14 декабря 2018 в 07:19Khachatryan
памятник прикрывает свой задний проход и виновато смотрит на Русь. Браво Путину, как тонко он завуалировал свой реальный посыл врагам. Страшно преклониться перед талантом президента и афтара, с дрожью снимаю шляпу.
-
Александр
14 декабря 2018 в 09:58Супалов
Государь всея Руси, потому и открывал. Всея - включая и Солженицына, и его почитателей. По крайне мере, до поры.
-
Дима
14 декабря 2018 в 23:02Сугронов
Народ я нарыл способ как без физ. нагрузок и диет сжигать калории и подкачаться дома. Пока опробовал только живот, за две недели убрал пивное пузо и уже проступают кубики, а у жены за неделю ушло пару сантиметров на талии. Мы просто в восторге от этого прибора, вначале не поверили, но решили проверить ведь цена вопроса копеечная. Теперь не нужно сидеть на диетах и ходить в спорт зал, это лучший подарок. А вычитал о нем в этом блоге] ---- http://tok.pw/miopres
-
светлана
15 декабря 2018 в 08:32ли
Подлинный ГУЛАГ и подтасованный
Историки Юрий и Михаил Моруковы в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором Кожемяко
Это сочетание пяти букв — ГУЛАГ — стало в своё время одним из главных таранов, направленных на разрушение Советской державы и в конце концов уничтоживших её. Но и сегодня, почти тридцать лет спустя после осуществления той роковой для нашей страны задачи, оправдавшее себя оружие продолжает использоваться вовсю.
Знаковым стало внедрение солженицынского сочинения «Архипелаг ГУЛАГ» в школьную программу для обязательного изучения. Но несёт ли истину о сложнейшем историческом периоде этот «роман»? Ту истину, которая — согласимся с В.И. Лениным — конкретна: всё зависит от условий, места и времени.
Историки Юрий Николаевич Моруков и Михаил Юрьевич Моруков, отец и сын, много лет занимающиеся изучением не мистифицированного, а реального ГУЛАГа, готовы чуть ли не постранично опровергать Солженицына и всех других, кто спекулировал и продолжает спекулировать на этой острой теме, а им несть числа.
Спекулировать легко, если люди плохо знают подлинную историю. И мой разговор со знающими, компетентными специалистами Юрием и Михаилом Моруковыми, с учёными, честно исследующими истинный ГУЛАГ, имеет важную цель — помочь всем читателям лучше понять, что это было, почему было и как. Полностью эта беседа вошла в мою книгу «Деза. Четвёртая власть против СССР». С тех пор, к глубочайшему сожалению, выдающийся исследователь Ю.Н. Моруков ушёл из жизни.
1.
Отнюдь не по злому умыслу
Виктор Кожемяко. Когда появилось само это название — ГУЛАГ?
Михаил Моруков. В 1930 году. Сначала, 25 апреля, было создано Управление лагерями ОГПУ, а с 1 ноября того же года был введён новый штат, и теперь это стало уже Главное управление исправительно-трудовых лагерей — сокращённо ГУЛАГ. Если же говорить о сути, то это было одно из хозяйственных подразделений ОГПУ, а затем НКВД, основной функцией которых являлось ведение производственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства. С привлечением как вольнонаёмной рабочей силы, так и труда заключённых.
В.К. Но заключённых, конечно, в первую очередь?
М.М. Разумеется. Обратите внимание при этом, что ГУЛАГ возник не по какому-то злому умыслу и вовсе не одновременно с Советской властью. После Октябрьской революции он имел свою предысторию, стал результатом определённых (и немалых!) организационных поисков.
Юрий Моруков. В принципе, получив разрушенную страну, большевики просто обязаны были максимально использовать все ресурсы. Существовавшая, может быть, у кого-то надежда, что люди в изменившихся социальных условиях перестанут хулиганить и воровать, совершать другие преступления, не оправдалась. Заключённых много, и на них тратятся огромные средства. Представьте, в 1928—1929 годах затраты на содержание осуждённых оказались сопоставимыми с затратами на выполнение плана ГОЭЛРО!
М.М. Да, 120 миллионов рублей в год тратилось на создание всех электростанций и 108 миллионов — на содержание заключённых…
Ю.М. Могло ли государство и дальше позволять подобную роскошь? Естественной стала идея: организовать дело так, чтобы заключённые работали, обеспечивая себя.
В.К. А что, до конца 1920-х годов они не работали?
Ю.М. До 1928 года практически нет. Были, конечно, какие-то кустарные мастерские, но они погоды не делали. Безработица существовала в стране, и в таких условиях труд заключённых негде было использовать.
М.М. Нам придётся заглянуть в более дальнюю историю, чтобы всем стало ясно: проблема эта — использование труда заключённых — вовсе не была какой-то сугубо советской. Ещё при Александре II заключённые были разбиты на две категории: ссыльно-каторжные, которые работали в тех районах, куда их ссылали, и основная масса сидящих по тюрьмам. Но, в силу исторического развития, тюрьмы расположены, как правило, в центральных районах страны, хозяйство вокруг развито, безработица большая. В этих условиях любая попытка конкурировать заключённым со свободным трудом вызывала бы общественное недовольство. Поскольку это означает, что заключённые лишают хлеба тех, кто честно живёт и работает.
Та же самая ситуация выявилась и в советское время. Тюрьмы и дома заключения никуда из центральных районов не делись. А в 1920-е годы нэп означал фактически узаконение безработицы в стране. Построить при этом полноценное производство на основе тюрем, домов заключения было просто невозможно.
Да, как уже говорилось, там существовали мастерские, там стояли станки, была даже сделана попытка организовать образцовые хозяйства на базе бывших помещичьих имений. Но, естественно, пока существовала большая безработица в центральных районах, труд заключённых здесь мог быть только кустарным. А раз кустарный, значит, не прибыльный, и основной задачи он не решал — не покрывал расходов на содержание осуждённых.
Грубо говоря, вся страна чинит керосинки, и, если то же самое будут делать заключённые, это лишь добавит конкуренции на рынке труда. Но тогда рабочие обратятся в профсоюзы, обратятся в Советское правительство, и тех же заключённых «урежут». Потому что, вполне понятно, интересы честных тружеников дороже.
А вот то направление, которое в Российской империи представляли собой ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы, естественно, в Гражданскую войну заглохло. Потому что на этих территориях перекатывались взад-вперёд армии противоборствующих сторон, и было здесь не до какого-либо труда вообще.
В.К. После Гражданской войны мысль Советского руководства обратилась именно к этому направлению?
M.M. He сразу. Всё обусловливалось жизнью, её этапами, всё диктовали условия развития. А сначала надо было с помощью нэпа элементарно восстановить подорванную экономику и социальную жизнь. Но вот когда встали задачи расширения топливно-сырьевой базы, валютной базы и, наконец, развития инфраструктуры, именно в этом направлении стала двигаться мысль руководства страны.
Что такое расширение топливно-сырьевой базы? Это разведка, разработка и добыча новых полезных ископаемых. Что такое расширение валютной базы? Это опять-таки сырьё и лес, продаваемые за валюту, необходимую для закупки техники за рубежом. Представим, геологи где-то прошли и нашли перспективные месторождения, которые помогут поднять советскую промышленность. Но — эти месторождения за несколько тысяч километров тайги и горных хребтов, куда нет никаких дорог и где нет никакой другой инфраструктуры. Нет ничего!
Вот и появилась идея сделать основой пенитенциарной, то есть исправительной, системы исправительно-трудовые лагеря, создавая их в необжитых районах страны для освоения и включения в общехозяйственную жизнь Советского Союза, или, как говорилось тогда, с целью пионерства. Процитирую высказывание наркома юстиции Янсона, относящееся к 1929 году: «Лагеря должны стать пионерами заселения новых районов…»
В.К. А кто персонально был автором идеи? Кому первому она пришла в голову?
Ю.М. Невозможно сказать. Необходимость массового использования труда осуждённых, прежде всего в окраинных, необжитых, труднодоступных районах, назрела и настойчиво диктовалась самой жизнью.
Об этом шла речь и на Первом всесоюзном совещании пенитенциарных деятелей, состоявшемся в Москве в конце 1928 года. Это же выдвигалось на первый план и в совместной докладной записке наркоматов юстиции, внутренних дел и ОГПУ, направленной в Совнарком РСФСР 13 апреля 1929 года. Здесь уже доказывалась необходимость создания системы трудовых лагерей и, в частности, выдвигались предложения по организации в районе Олонца — Ухты лагерей общей ёмкостью 30 тысяч человек. Предлагалось также впредь всех лиц, осуждённых на срок от трёх лет и выше, использовать для колонизации северных окраин страны, для разработки их природных богатств.
Предложения трёх наркоматов рассматривались месяц, и 13 мая 1929 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление, официально дававшее старт коренному преобразованию пенитенциарной системы. Документ требовал «перейти на систему массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трёх лет, в районе Ухты, Индиго и т.д.». Для выработки решений по конкретным областям использования труда заключённых была образована специальная комиссия. На основе её предложений 11 июля 1929 года Совнарком СССР принимает постановление об использовании труда уголовно-заключённых. Этим правительственным документом ОГПУ и другие ведомства обязывались срочно разработать комплекс мер по колонизации осваиваемых районов.
М.М. Вот так рождалась организация, названная ГУЛАГом. Не по неразумной или злой воле Сталина, а как результат целого комплекса экономических и социальных факторов. Основной задачей экономической деятельности этой организации в соответствии с Положением об исправительно-трудовых лагерях, принятым СНК СССР 7 апреля 1930 года, стало освоение окраинных районов страны.
Зачем и как строился Беломорканал
Виктор КОЖЕМЯКО. Итак, ГУЛАГ под этим названием и с его системой начинался в 1929—1930 годах. С чего конкретно начинался?
Михаил МОРУКОВ. Одной из важнейших отраслей народного хозяйства, где особенно активно стали использоваться силы осуждённых, было строительство путей сообщения. На этом направлении хозяйственной деятельности в 1920-е годы образовался целый ряд проблем. Транспорт не справлялся с возрастающим объёмом перевозок, что ставило под сомнение реализацию экономических программ. И это остро, с большой тревогой отмечалось руководителями партии и правительства. Для органов ОГПУ первой крупномасштабной задачей в решении транспортных проблем становится строительство Беломорско-Балтийского канала.
В.К. Почему именно этот канал? Чем была вызвана необходимость срочного его сооружения?
М.М. Вообще-то никакой не-ожиданности тут не было. Вопрос об этом канале, обсуждавшийся ещё в дореволюционное время, практически встал на повестку дня уже вскоре после Октябрьской революции. Весной 1918 года Советом народного хозяйства Северного района был разработан план развития транспортной системы, включавший постройку Беломорско-Обской железной дороги и Онежско-Беломорского канала. По имевшемуся замыслу канал и железная дорога должны были стать осями транспортной системы, позволявшей установить бесперебойные хозяйственные связи между Северо-Западным промышленным районом и Сибирью, послужить базой для освоения Ухто-Печорского нефтеносного и Кольского горнорудного районов.
В.К. Ничего не скажешь, перспективно мыслила молодая Советская власть, далеко вперёд смотрела!
М.М. В марте 1918 года Пермским университетом при помощи ВСНХ уже велась подготовка к отправке в изучаемые районы изыскательских партий, но начало интервенции на Севере сорвало осуществление этих планов.
Юрий МОРУКОВ. Точнее, прервало. До весны 1930 года, когда в Совете Труда и Обороны была разработана докладная записка «О сооружении Беломорско-Балтийского водного пути». Она стала объектом рассмотрения на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 5 мая того же года и, надо сказать, вызвала столкновение разных мнений. Это можно понять, поскольку экономическая часть записки была недостаточно проработана, а общий уровень хозяйственного освоения Севера оставался к концу 1920-х годов столь низким, что приходилось сомневаться в наличии веских потребностей, которые должен удовлетворять новый водный путь. Геологические изыскания на Кольском полуострове — в районе Ухты и Воркуты — начались только в 1925 году, и лишь в 1930-м начинает строиться Хибинский апатито-нефелиновый горнохимический комбинат. К этому времени совсем недавно, по результатам долголетних испытаний, было окончательно признано народнохозяйственное значение рудных месторождений Норильского района. Не существовало ещё и Северного морского пути.
В.К. Что ж, значит, авторы предложенного проекта опять-таки глядели далеко вперёд?
Ю.М. Да, считали, что прокладка канала должна стать катализатором ускоренного хозяйственного освоения Севера. Плюс к этому, кроме экономической стороны дела, была ещё одна — военно-стратегическая. Чрезвычайно важная и неотложная. Она сыграла, может быть, главную роль в том, что Политбюро приняло решение: канал строить. Официально старт работам был дан постановлением Совета Труда и Обороны от 3 июня 1930 года.
И обратите внимание на темпы! С 3 по 15 июня специалистами строительства был изучен весь имевшийся материал и сформированы технические задания по основным сооружениям, а 14 июня на месте будущей северной части канала уже высадились первые изыскательские партии. На этих работах было занято около 300 человек инженерно-технического персонала и свыше 600 рабочих из числа заключённых — с задачей «осветить местность, лишённую правдоподобных карт, в плановом и высотном отношениях и дать общее геологическое исследование возможных направлений». Первые итоги изыскательских работ были подведены уже к концу августа.
В.К. Да, темпы впечатляют…
М.М. Однако серьёзнейшей заботой оставалась стоимость предстоящего строительства, вылившаяся при проведённых обстоятельных подсчётах в колоссальную сумму — 535 миллионов рублей! Стремительный взлёт затрат вновь пробудил скепсис у части Советского руководства…
2.
Виктор Кожемяко. Мы с вами, говоря о подготовке к сооружению Беломорско-Балтийского канала в 1930 году, остановились на проблеме стоимости строительства. Вы сказали, что при более обстоятельных подсчётах стоимость работ резко возросла.
Михаил Моруков. Да, и это снова вызвало скептические настроения у части Советского руководства. Так вот, реакцией на этот скепсис стало негодующее письмо И.В. Сталина В.М. Молотову, датированное 7 сентября 1930 года: «Говорят, что Рыков и Квиринг хотят потушить дело Северного канала вопреки решениям ПБ. Нужно их осадить и дать по рукам. Сократить максимально финплан — следует, но тушить дело преступно».
В.К. Как вы объясняете такой жёсткий и решительный настрой Сталина?
Юрий Моруков. Пониманием исключительной важности военно-стратегического значения канала. Вот продолжают повторять, будто Сталин не готовился или плохо готовился к будущей войне. А ведь строительство Беломорканала, можно сказать, было частью уже начавшейся подготовки к тому, что нашу страну ожидало в июне 1941 года. И надо говорить о редкостной прозорливости, предусмотрительности Сталина!
В самом деле, необходимо было срочно создавать Северный флот, которому, как известно, будет принадлежать громадная роль в Великой Отечественной войне. А для этого предстояло перебросить с Балтики в Белое море часть кораблей малого и среднего водоизмещения, для которых семнадцатидневный переход вокруг Скандинавии при полном отсутствии промежуточных баз был невозможен. Значит, только каналом.
Забегая вперёд, скажу, что в период с 1933 по 1941 год по Беломорканалу было переведено на Север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А
3 корабля — эсминцы «Сталин» и «Войков», подводная лодка Щ-404 по Северному морскому пути перешли на Дальний Восток и вошли в состав Тихоокеанского флота: переброска кораблей этого класса другим путём для СССР в те 1930-е годы была невозможна.
Значение Беломорканала для обороны Советского Союза сразу же было понято и с заметной тревогой воспринято агрессивными военными деятелями на Западе.
М.М. Нужно отметить следующее. До Великой Отечественной войны тогда было ещё далеко, но открытие навигации по Беломорско-Балтийскому каналу дало нашей стране большой стратегический выигрыш почти немедленно. Ведь все 20-е годы в Белом море продолжалась «тюленья война» — конфликт между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов. Каждую весну многие сотни (до двух тысяч!) норвежских, а также английских траулеров входили в горло Белого моря и методично выбивали беломорского тюленя, беспрепятственно ловили рыбу. Попытки слабых судов нашей морской пограничной охраны вмешаться в ситуацию радикально пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Насколько мощно была поставлена «силовая поддержка», видно из того, что на границе территориальных вод СССР во время путины постоянно находилась целая эскадра Британского флота с крейсером в качестве флагмана. Дважды норвежские боевые корабли обстреливали советскую территорию. Доходило до того, что самые крупные корабли норвежского флота — броненосцы береговой охраны — сопровождали промысловиков-хищников.
Урегулировать этот затянувшийся и весьма убыточный для нас конфликт политическим путём было невозможно, поскольку Королевство Норвегия не признавало Советский Союз. Всё переменилось летом 1933 года — с переброской по каналу советских подводных лодок. Норвежская сторона тут же настолько отступила от своей прежней позиции, что стало возможным восстановление между странами дипломатических отношений.
В.К. Однако ведь до сих пор нашим соотечественникам продолжают внушать: постройка Беломорканала была совершенно ненужным делом! Вот такой, мол, наглядный пример бесполезного, бессмысленного рабского труда заключённых в Советском Союзе…
Ю.М. Действительно, об этом писана-переписана уйма всякого вздора, в том числе Солженицыным. Договорился Александр Исаевич до вопиющей дури: дескать, по каналу совсем ничего нельзя было перевезти, и даже военные корабли надо было грузить на баржи и только потом кое-как перемещать.
Глупость! Какого же размера должна быть эта баржа, чтобы поместить на ней эсминец длиной 100 метров? И каким должен быть шлюз, чтобы эта громоздкая конструкция в него влезла? И как эту махину потом, по пришествии на Север, снять с баржи, если там нет не только завода, но даже и плавучего крана?
Нет, всё было гораздо проще, и вот недавно стали публиковаться фотодокументы, которые воочию это подтверждают. Ведь невозможность провести военные корабли по каналу своим ходом обосновывали их большой осадкой, для которой, дескать, глубины канала недостаточно. Однако это так лишь в том случае, если корабли «под завязку» загружены. Но зачем идти по каналу, по своей территории, погрузив на корабль 12 торпед и несколько сотен снарядов? Зачем нужны на борту полная команда и полная загрузка топливом, если достаточно половины? Вот вам и решение!
М.М. Вообще, в связи с Беломорканалом надо говорить не о рабском труде, а о творческом. В полном смысле! Снова и снова приходится отмечать кажущуюся, на первый взгляд, невозможной парадоксальность ситуации: как это — творческий труд… заключённых?! Однако было именно так.
Ведь почти с самого начала (вспомните записку Сталина Молотову: «Сократить максимально финплан — следует…») была поставлена задача уйти от недопустимо громадной суммы на строительство, составившей аж 535 миллионов рублей. И вот новое постановление, принятое Советом Труда и Обороны 18 февраля 1931 года, предусматривает строить канал по изменённому, удешевлённому варианту, определяя затраты уже в несколько раз меньше: 60—70 миллионов. Оцените разницу! Было записано: «Валютных ассигнований не производить». А для этого, само собой разумеется, требовалось максимально широкое использование на стройке местных и бездефицитных материалов, что в свою очередь обязывало проектировщиков решать множество сложных задач, изыскивать совершенно неординарные технические и инженерные решения.
Ну а кто были эти люди, разрабатывавшие эскизные проекты сооружения канала? Заключённые. Согласитесь, необычное и достаточно смелое решение.
В.К. До тех пор не было ничего подобного?
М.М. Было. Мало кто знает, но первое в новейшей истории конструкторское бюро, где использовался принудительный труд, возникло в 1917 году в США. Силами содержавшихся под арестом инженеров в течение месяца был спроектирован и испытан авиационный двигатель «Liberty» — основной двигатель американской авиации в начале 1920-х годов…
В целом о наших особых технических бюро, которые просторечно известны как «шарашки», мы далее можем ещё поговорить, а сейчас вернёмся к проектированию Беломорканала. Особый комитет Беломорстроя 1 апреля 1931 года принял решение разработать технический проект водного пути до 1 сентября, то есть менее чем за пять месяцев. Большая группа инженеров, обвинённых во вредительстве на водном транспорте и в водном хозяйстве, была доставлена в проектный отдел Беломорстроя, располагавшийся тогда в Москве по адресу: Фуркасовский переулок, 12, и под техническим руководством вольнонаёмного инженера С.Я. Жука приступила к разработке проектов шлюзов и плотин.
В.К. И как пошло дело в столь необычно рождённом коллективе?
Ю.М. Замечательно пошло. Очень плодотворно. Один за другим создавались проекты действительно уникальных гидротехнических сооружений. Можно назвать для примера, скажем, деревянные ворота шлюзов конструкции профессора В.Н. Маслова, способные выдерживать трёхкратное давление воды, или ряжевые и земляные плотины конструкции К.Н. Зубрика и О.В. Вяземского…
В.К. Имена авторов, значит, сохранились?
Ю.М. А как же! Но самое главное — до сего времени сохранились и прекрасно действуют результаты их творческого поиска. Там в основном всё из дерева делалось, металл почти нигде не применялся. И вот уже более 80 лет прошло, а все эти деревянные плотины стоят и работают лучше железобетонных, которые трескаются. Самая высокая в мире цельнодеревянная плотина — Шаваньская: 45 метров!..
В.К. Это в Карелии?
Ю.М. Да. И она до сих пор стоит.
В.К. Словом, проектный отдел из заключённых со своими задачами справился?
Ю.М. Вполне. Причём с двухмесячным опережением графика — не к 1 сентября, а к 1 июля 1931 года. Строительство Беломорканала началось.
Про гулаговский вклад в экономику и про трудовую «перековку»
Виктор Кожемяко. Конечно, строительство Беломорско-Балтийского канала само по себе может быть темой не для одного номера газеты. Но хотелось бы в связи с этой и другими стройками ГУЛАГа продолжить выявление всяческих спекуляций и фальсификаций по острой теме, восстанавливая для читателей реальную картину и статистику происходившего. Ведь ГУЛАГ сделали устрашающим символом: вся Советская страна — ГУЛАГ, всё, что в Советском Союзе создано, построили лагерники!..
Юрий Моруков. В действительности вклад заключённых в первой пятилетке и по объёму выполненных работ, и по освоению материальных ресурсов был меньше одного процента! В стране ведь строилось тогда около 1600 предприятий. Отнюдь не заключёнными, не ГУЛАГом. И только во второй пятилетке, в основном за счёт канала Москва—Волга, доля труда заключённых в общенародном труде достигла двух процентов.
В.К. Всего лишь двух?..
Михаил Моруков. Давайте подчеркнём: не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать масштабы и роль «лагерных» работ. Ясно (что однозначно надо сказать!), ни о какой преобладающей, ведущей роли ГУЛАГа в экономическом развитии страны речи быть не может. Это — ложь! А вот при реализации конкретных задач, особенно на тех направлениях, где требовался большой уровень концентрации ресурсов, эта роль в условиях 30—40-х годов прошлого века бывала весьма значительной. То есть труд осуждённых являлся дополнительным резервом хозяйственного и оборонного строительства с ограниченной областью применения, ни в коем случае не заменявшим нормальную деятельность экономических и военных структур государства.
В.К. До солженицынского «Архипелага» аббревиатура «ГУЛАГ», по-моему, даже не звучала и в обществе не была известна.
Ю.М. Дело в том, что уголовно-исполнительная система во всех странах имеет свои подразделения и соответствующие названия. Ну какое-нибудь Главное тюремное управление либо Управление местами лишения свободы… Ничего апокалиптического, демонического. Просто учреждение.
М.М. Если вспомнить известную книгу о Беломорско-Балтийском канале, созданную группой писателей и вышедшую в знаменитой горьковской серии «История фабрик и заводов», то слово «ГУЛАГ» там употреблялось. Это книга, которая до 1938 года стояла на полках чуть ли не во всех библиотеках Советского Союза. Кроме того, в 1937 году на экраны страны вышел документальный фильм о строительстве канала Москва — Волга. Там, конечно, строителей называли славными каналоармейцами, работавшими под руководством славных наркомвнудельцев, но по ходу повествования упоминался с экрана и ГУЛАГ.
Так что слышали люди про такое учреждение, хотя, конечно, не в смысле того прямо-таки всеохватывающего и сверхъестественного, инфернального, поистине дьявольского зла, который придали ему впоследствии Солженицын и другие ярые антисоветчики.
В.К. Совсем забыто сегодня широко употреблявшееся в своё время слово «перековка». То есть перевоспитание людей трудом в местах заключения. А ведь и Горький именно этим интересовался, когда в 1929 году посетил Соловки, и писатели, создававшие книгу о Беломорстрое. На том же материале Николай Погодин написал знаменитую некогда пьесу «Аристократы». Так было это в реальности или не было?
М.М. Безусловно, было. Тема очень интересная, и рассказывать об этом можно бесконечно. В системе ГУЛАГа развивалось социалистическое соревнование и поощрялись передовики. Были библиотеки, художественная самодеятельность, были клубы и даже театры. А знают ли те, кто сочиняет страшилки про ГУЛАГ, что в 1935-м и 1936 году заключённые Дмитровского лагеря, строившие канал Москва—Волга, участвовали в физкультурных парадах на Красной площади? Представьте, на трибуне ленинского Мавзолея Сталин и другие руководители страны, а перед ними демонстрируют свои спортивные достижения «лагерники»… Кстати, об их участии в парадах и газеты сообщали, в том числе «Правда».
Или вот ещё один реальный факт: заключённых из того же Дмитлага наказывали за… воздушное хулиганство над городом. Вы спросите: что имеется в виду? А вот что: оказывается, в лагере этом существовал аэроклуб, который подготовил несколько тысяч лётчиков, планеристов и парашютистов-десантников. Военная подготовка здесь была поставлена фактически на уровне организаций Осоавиахима.
Напомню вам: у известного писателя-партизана Петра Петровича Вершигоры в книге «Люди с чистой совестью» есть герой по фамилии Карпенко, который командовал батальоном в партизанском соединении Ковпака. И где же он получил свою уникальную десантную подготовку? Оказывается, был заключённым — принял на себя вину другого человека и в лагерь пошёл. И там стал десантником.
Вот факты. Подлинные! Разве не свидетельствуют они о том времени и о людях того времени?
В.К. Для абсолютного большинства нынешних читателей, я думаю, это — открытие.
Ю.М. Не обо всём, по вполне понятным причинам, сообщалось в газетах и книгах. Известно о трудовом перевоспитании беспризорных. Вы знаете, конечно, первый советский звуковой художественный фильм «Путёвка в жизнь», знаете замечательные произведения Антона Семёновича Макаренко. Он пишет о фотоаппаратах «ФЭД», которые делали воспитанники колонии имени Дзержинского. Но, кроме того, ведь почти все оптические снайперские прицелы, служившие нашей армии в годы Великой Отечественной войны, были произведены этой коммуной!
В.К. Интереснейший факт. Наверное, ребята гордились своей причастностью к укреплению обороны страны?
Ю.М. Несомненно. Как это ни парадоксально звучит, но ГУЛАГом очень много было сделано для обороны. Это была одна из приоритетнейших его задач. Например, во второй пятилетке, одновременно с каналом Москва — Волга, велось важное железнодорожное строительство на Дальнем Востоке. Дело в том, что к этому времени японцы захватили Маньчжурию, а наша железная дорога проходила там совсем близко от границы, то есть она простреливалась пулемётным и артиллерийским огнём.
М.М. Японцы несколько раз даже обстреливали нашу территорию, вели дежурную пристрелку по проходившим поездам…
Ю.М. И вот срочно строились железнодорожные обходы подальше от границы, прокладывались вторые пути, которые значительно увеличили проходимость Транссиба. В 1941-м, когда понадобилось в кратчайший срок перебрасывать под Москву дальневосточные и сибирские дивизии, а также военную технику, всё это сыграло свою спасительную роль.
В.К. Успели сделать?
Ю.М. Успели. Больше того, под Амуром в Хабаровске проложили тоннель, о котором тоже мало кто знает. Там есть мост, но есть и тоннель. На всякий случай. Впрочем, оборонное строительство ГУЛАГа — это особая и необъятная тема…
М.М. Если же вернуться к трудовому перевоспитанию, к «перековке», как тогда говорилось, давайте не забывать: результаты коллективной работы были очевидны не только в созданных объектах, но и в людях. Скажем, когда в 1937 году был построен канал Москва — Волга, 70 тысяч осуждённых вышли на свободу. Причём они вышли не только с чистой совестью и паспортами полноправных граждан, а ещё и со специальностями высокопрофессиональных рабочих. Потом их нарасхват брали любые наркоматы, любые предприятия Советского Союза.
В.К. То есть в заключении они получали специальность?
М.М. Иногда самую современную. Советские экскаваторщики — это профессия, родившаяся в Дмитлаге, на строительстве канала Москва — Волга. Первые советские экскаваторы были созданы специально для этого строительства. Ковровский пулемётный завод переналадили на выпуск экскаваторов, и благодаря этому на канале широко развернулась механизация строительных работ.
Ю.М. Многое в механизации советских строек пошло оттуда! Например, и гидромониторы впервые в массовом порядке были применены именно там…
В.К. Возникает вопрос: а почему канал Москва — Волга (в центре, не на окраине страны!) надо было прокладывать силами заключённых?
М.М. Это диктовалось чрезвычайными сроками и чрезвычайными условиями. Тогда, без малейшего преувеличения, на карту были поставлены судьба столицы как крупнейшего индустриального центра страны, перспективы её дальнейшего развития и модернизации. Либо в Москву придёт волжская вода, либо всякое развитие города остановится с возможными катастрофическими последствиями. Причём не только экономическими, но и политическими.
А необходимое количество свободной рабочей силы в центре России на данное время отсутствует, и взять её в короткий срок неоткуда, даже с огромными затратами. Не было у обычных строительных организаций и опыта работ такого масштаба, тем более гидротехнических. Строительные же организации ОГПУ—НКВД такой опыт на Беломорканале получили.
Ю.М. Новая стройка, конечно, была гигантским шагом вперёд во всех отношениях, чем и объяснялось особое внимание к ней руководства страны. Общий размер капиталовложений был установлен почти в полтора миллиарда рублей, что в 20 раз превышало ассигнования на сооружение Беломорканала и в 2,5 раза — сумму, которая требовалась для создания Беломорско-Балтийского пути в полном объёме.
По некоторым объектам, учитывая их важность, принимались специальные совместные постановления Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б). Например, от 14 сентября 1935 года — «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска». Это должно было обеспечить судоходный подход к каналу Москва — Волга со стороны Волги с глубинами в 5 метров от устья канала до соединения с Волго-Балтийским водным путём (Мариинской системой). Этим же документом предусматривалось увеличить глубины на Волге от Рыбинска до Астрахани. Таким образом, после реконструкции Мариинской системы и строительства Волго-Донского канала создавалась единая глубоководная транспортная система большого экономического и социального значения.
В.К. Да, ещё и ещё раз по достоинству надо оценить перспективность и масштабность советского государственного мышления!
М.М. Созданным тогда мы пользуемся и теперь. Только при этом Советскую власть клянут на все лады…
Были ни в чём не виновны?
Виктор Кожемяко. Клянут Советскую власть за ГУЛАГ, полностью отвлекаясь от конкретных условий конкретного времени. Не так ли?
Юрий Моруков. Именно так.
В.К. При этом что-то подтасовывая, передёргивая, преувеличивая или, наоборот, преуменьшая, а о чём-то умалчивая совсем. В итоге массовое сознание усваивает абсолютно извращённую картину. Скажем, многие ныне уверены, что все заключённые ГУЛАГа — это, во-первых, были «политические», а во-вторых, все они были ни в чём не виноваты. Их просто хватали подряд и сажали «ни за что». Как вы можете это прокомментировать?
Ю.М. «Политических», то есть осуждённых за контрреволюционную деятельность, было во все годы ГУЛАГа в основном от 15 до 20 процентов общего числа содержавшихся в исправительно-трудовых лагерях и колониях. Редко больше. Остальные — «бытовики» и «блатные», то есть наказанные за уголовные преступления. «Блатные» — это бандиты, воры, насильники и т.д., а «бытовики» — растратчики, спекулянты, аферисты и прочая подобная публика. Прибавьте в конце войны пособников фашистских оккупантов, бандеровцев, власовцев, «лесных братьев»…
Что же, всех их считать невиновными? Практически именно это людям ныне и внушили. Если кого-то наказала Советская власть, значит, заведомо несправедливо. Но вспомните, что стало твориться в стране, когда была объявлена амнистия после смерти И.В. Сталина, чем обернулось «холодное лето 1953-го», когда все эти «невинные овечки» оказались на свободе!
Михаил МОРУКОВ. Несправедливо осуждённые, разумеется, были, нельзя этого отрицать, и не будем ничего идеализировать. Со временем, разобравшись, их реабилитировали — одних раньше, других позднее. Хотя кого-то, судя по их делам, явно поторопились оправдывать.
И опять-таки следует подчеркнуть необходимость конкретно-исторического подхода для понимания и верной оценки происходившего. Вот в 20— 30-е годы прошлого столетия нередко судили за вредительство. А что, разве реально вредительства не было? Было. Однако было и то, что надо отнести, наверное, к «болезням роста». Возникали сложные ситуации, когда подчас очень трудно было определить, где просто разгильдяйство, безответственность, а где вредительство, самое настоящее. Подчас в конструкторском бюро или на заводе допускались какие-то серьёзные технические ошибки (возможно, в спешке или из-за недостаточной квалификации), но типовой реакцией на неудачи в социально-психологическом климате того времени, когда ещё очень сильны были отголоски Гражданской войны, становились репрессии.
Ю.М. Действительно, ситуации бывали сложнейшие. Такие, что, откровенно говоря, даже сегодня трудно дать однозначную оценку: ошибка ли это была либо умышленное преступление.
В.К. А можно привести конкретный пример?
М.М. Характерным примером стали аварии, сопровождавшие испытания первых советских подводных лодок в 1927 году. Тогда Советский Союз приступил к строительству своего Военно-Морского Флота, и на стапелях в Ленинграде заложили 6 подводных лодок типа «Декабрист», а затем в Николаеве ещё 8 — типа «Ленинец». Советская разведка с ног сбилась, добывая чертежи у немцев и итальянцев, за валюту покупали компрессоры и турбины у шведов, маскируя, что нужны они для метро и комбайнов. Корпуса лодок изготавливали вручную, листы обшивки гнули молотками…
И вот первая — головная — лодка построена. Выходит на испытания, начинает погружаться и вдруг — проваливается на дно. Ну хорошо ещё, что испытывают в Балтийском море, где глубина 20—30 метров, корпус же лодки рассчитан на 90—120. А если бы в Чёрном море, где глубина — 600 метров? Лодку просто раздавило бы, с неизбежными человеческими жертвами.
В.К. Что же случилось?
М.М. Когда стали разбираться, выяснилось, что кингстоны в цистерне быстрого погружения сделаны открывающимися не наружу, как надо, а внутрь.
В.К. И это стало роковым?
М.М. Да! Ведь эту кингстонную пару — заглушки, расположенные ромбом, следовало открывать специальным усилием, а в обычном состоянии они прочно прижаты водой к корпусу. Но когда их сделали открывающимися внутрь, а не наружу, давление воды их быстро открыло, как только лодка начала погружаться. То есть рычаги регулирования кингстонов легко были преодолены, вода хлынула в цистерну, и лодка, потеряв управление, «провалилась». Произойди это не на Балтике, а в Чёрном море, установить причину гибели подводного корабля было бы невозможно, и все остальные 13 пришлось бы разрезать на стапелях. Значит, вся программа строительства подводного флота пошла бы, грубо говоря, коту под хвост!
Ю.М. Вот и вопрос: как к этому отнестись? Как к разгильдяйству, халатности или всё-таки тут был злой умысел? Где грань?
М.М. И не надо думать, что «сталинские палачи» специально отлавливали невинных конструкторов, инженеров, техников, чтобы заполнять ими ГУЛАГ. Если можно так выразиться, «сдавали»-то специалистов зачастую рабочие, которые должны были реализовать их проекты.
Вот так, например, получилось с выдающимся авиаконструктором, «королём истребителей» Николаем Николаевичем Поликарповым. Проектирует он 10 типов самолётов, и 5 из них разбиваются. Выходит, производить эти машины в массовом порядке нельзя. Завод, который делал опытные образцы, простаивает, рабочие не получают зарплату, потому что они на сдельщине, люди возмущаются.
А ведь на авиационные предприятия подбирали не худших, это была «рабочая аристократия» Советского Союза. В общем, партком завода в 1929 году по десятой или двадцатой жалобе рабочего коллектива постановил, что надо войти в контакт с ОГПУ и сообщить о возникших подозрениях.
Ю.М. Дело усугублялось ещё и тем, что самолёты проектировались под двигатели, которые в Советском Союзе тогда не производились, а закупались в одном-двух экземплярах за валюту. И вот за два года, с 1928 по 1930-й, были испытаны 14 моделей самолётов, 7 из которых разбились. Оказался сорванным проект перевооружения ВВС РККА новыми типами самолётов-истребителей — так называемый Заказ 1927 года. В результате попала в заключение значительная часть инженерно-технических кадров.
М.М. А дальнейшее выполнение программ перевооружения армии и флота было поставлено под угрозу. Именно тогда выход нашли в создании из числа осуждённых специальных проектно-конструкторских организаций, которые затем получат название особых технических бюро (ОТБ), а в современной литературе — «шарашек».
3.
Виктор Кожемяко. Вы затронули тему особых конструкторских бюро (ОТБ), чаще называемых теперь «шарашками». В чём был смысл их создания?
Михаил Моруков. Больше контроля и гораздо большая концентрация усилий на том или ином особенно срочном задании. Особые технические бюро по сути своей являлись организациями, предназначенными для выполнения чрезвычайных задач в максимально сжатые сроки. Подчеркну, что никогда не было цели заменить ими обычные конструкторские бюро. Именно поэтому ОТБ не имели собственной проектной инициативы, они были призваны дополнить собой повседневную деятельность КБ соответствующего профиля. Так что противопоставление ОТБ и других конструкторских организаций исторически некорректно.
Некоторые подробности о «шарашках»
Виктор Кожемяко. Как же организовывалась работа осуждённых в этих самых «шарашках», то есть в особых технических бюро? Кто ими руководил?
Михаил Моруков. В период 1929—1934 годов единого центра для координации их деятельности не было. Соответственно не было и единообразия в организации работы. Структура каждого такого коллектива разрабатывалась применительно к конкретным условиям и задачам. Но, как правило, техническое руководство осуществлял консультант (главный инженер) при начальнике ОТБ. Обычно этот пост занимал наиболее опытный из заключённых специалистов. Подготовленные проекты поступали на утверждение в технический совет, куда входили как осуждённые, так и вольнонаёмные специалисты, а также сотрудники ОГПУ.
Юрий Моруков. Надо отметить, что в середине 1934 года все особые конструкторские бюро ОГПУ СССР, существовавшие под разными названиями (ЦКБ, ОКТБ и др.), были расформированы, а заключённые специалисты освобождены.
В.К. Считалось, что они выполнили свои задачи?
Ю.М. Перечисление того, что было сделано этими бюро, заняло бы много времени… И вот четыре года спустя, в 1938-м, вновь начинается формирование ОТБ.
В.К. Чем же это было вызвано?
М.М. Основной причиной возвращения к использованию труда осуждённых специалистов было стремление руководства СССР сохранить научно-технический потенциал, пострадавший в ходе процессов 1937—1938 годов, с учётом нарастания военной угрозы.
В.К. А что вызвало массовые аресты специалистов в те годы?
М.М. Вновь, как и ранее, причинами стали главным образом низкое качество ряда образцов боевой техники и медленное освоение новых технологий, сопровождавшееся неприемлемым качеством работ. Для примера приведу беспрецедентный в отечественной практике случай перепроектирования на стапеле целой серии эсминцев, неудачи в деле модернизации фронтовой бомбардировочной авиации, аварии и жертвы, сопровождавшие процесс освоения первых образцов ракетной техники. На фоне боевых действий в Испании, всё более нараставшей фашистской угрозы, пересмотра военных доктрин и военно-технической политики подобные неудачи воспринимались руководством страны особенно болезненно.
В.К. Возобновляя организацию ОТБ, учли предыдущий опыт?
М.М. Разумеется. А в целях большей их координации было образовано Особое техническое бюро при НКВД СССР. Уже в его составе формировались восемь групп по специальностям: самолётостроения и авиационных винтов, авиационных моторов и двигателей, военно-морского судостроения, группа порохов, группа артиллерии, снарядов и взрывателей и т.д. Руководили группами помощники начальника ОТБ. Общий тематический план формировался на основе заявок ведомств-заказчиков, а собственной проектной инициативы ОТБ не имело, что опять-таки подчёркивает чрезвычайный, вспомогательный характер его деятельности.
Для обсуждения текущих вопросов и оперативного решения возникавших проблем в каждой группе действовало техническое совещание с участием осуждённых специалистов. Предусматривалось и привлечение на работу в группах вольнонаёмных специалистов, молодых перспективных учёных.
Организационно группы ОТБ строились по бригадному принципу. Проекты разрабатывались отдельными коллективами, во главе которых стояли крупные специалисты из числа осуждённых. Они несли ответственность за результат разработок перед начальником группы. Бригада осуществляла весь объём работ, от эскизного проектирования до внедрения разработки в серийное производство. В её состав входили не только осуждённые, но и вольнонаёмные сотрудники: они исполняли работы, не поручавшиеся заключённым по условиям режима.
В.К. Результаты были значительными?
Ю.М. Весьма. Силами различных групп ОТБ (с июля 1941 года 4-го спецотдела НКВД — МВД) за период 1939—1953 годов был выполнен целый ряд важнейших разработок, имевших большое оборонное значение и активно использовавшихся в годы Великой Отечественной войны. Здесь велась также научно-аналитическая деятельность, позволившая, в частности, вовремя оценить важность работ над «атомной проблемой». В письме начальника 4-го спец-отдела В.А. Кравченко на имя наркома внутренних дел Л.П. Берии от 10 октября 1941 года на основе анализа широкого круга фактов впервые в СССР указывалось на возможность использования атомной энергии в военных целях и ставился вопрос об организации работ в данном направлении. Это, как вы понимаете, было исключительно важно!
В.К. Известно, что перед войной в заключении оказались некоторые из самых выдающихся советских конструкторов, на чём строится особенно много антисоветских спекуляций. Имена действительно очень громкие. Что вы об этом могли бы сказать?
М.М. Факты есть факты. Причины того или иного ареста надо рассматривать особо, тщательно разбираясь, где были какие-то основания, а где — одни лишь наветы и клевета. Но, я считаю, большинство осуждённых (не только специалистов, а вообще!), находясь в системе ГУЛАГа, честно участвовали в общенародном труде по подготовке Родины к войне, внесли свой вклад в нашу Победу.
Не случайно ряд осуждённых и вольнонаёмных специалистов ОТБ был удостоен высоких наград Советского правительства. Среди них и те громкие имена, которые вы имели в виду. За выдающиеся заслуги в деле создания новых образцов военной и специальной техники А.Н. Туполев, В.М. Петляков, А.Д. Чаромский, А.С. Бакаев и другие стали лауреатами Сталинской премии, они были освобождены со снятием судимости. Награждены орденами и также освобождены со снятием судимости С.П. Королёв, В.П. Глушко, Е.П. Иконников, С.И. Лодкин, М.Ю. Цирюльников, П.Г. Гойнкис и многие другие.
Ю.М. Словом, несправедливости и обиды были, но интересы Родины, её защита и спасение для многих советских граждан, оказавшихся в ГУЛАГе, оставались превыше всего.
Жертвы реальные и надуманные
Виктор КОЖЕМЯКО. Наибольшим искажениям и фальсификациям подверглись, судя по всему, данные о численности и смертности заключённых в ГУЛАГе. Давно ведь пошли и продолжают гулять разноречивые, но явно преувеличенные цифры о числе содержавшихся и погибших, умерших в лагерях и колониях. Говорю: «явно преувеличенные», потому что честными исследователями это уже доказано. И не только учёными. Например, контр-адмирал Анатолий Тихонович Штыров, много лет служивший на Дальнем Востоке, провёл собственное расследование колымской статистики. Дело в том, что в июне 1996 года, как раз перед президентскими выборами, в Магадане был воздвигнут гигантский памятник «жертвам ГУЛАГа». Причём утверждалось, что «вот на этом самом месте был концлагерь, в котором погибли не менее 700 тысяч заключённых», а всего на Колыме погибли… 10 миллионов!
Между тем А.Т. Штыров сделал свои расчёты и пришёл к иным выводам, как и другие независимые исследователи «истории Колымского края». Перевозили заключённых для «Дальстроя» в порт Нагаево через порты Ванино и Находка сперва на одном, а потом на двух специально оборудованных пароходах, которые никогда не действовали одновременно. Каждый из них мог принять в трюмы до 2 тысяч человек. Сезон навигации в Охотском море — с июня по ноябрь, то есть 6 месяцев в году. Челночный рейс туда и обратно — не менее 15 суток. Следовательно, транспорт мог сделать не более 12 рейсов за навигацию и доставить на колымскую землю до 30 тысяч человек спецконтингента в год. Это максимум, при бесперебойном функционировании — без задержек на штормы, туманы и прочее. А других способов доставки не было! Получается, за 17 лет не более 510 тысяч заключённых могло быть доставлено на Колыму, а реально, по выкладкам Штырова, — до 375 тысяч. И действительно, архивы «Дальстроя» показали, что с 1939 по 1953 год в порту Нагаево был принят спецконтингент в 371 тысячу заключённых. Откуда же, спрашивается, 10 миллионов погибших?
Обращаюсь к вам как к наиболее осведомлённым в этой области специалистам: можно внести окончательную ясность в столь запутанную и, конечно, умышленно извращённую антисоветчиками статистику ГУЛАГа?
Юрий Моруков. Можно и нужно. Определённая ясность уже есть. Только до сих пор немногим известна. А продолжают господствовать в массовом сознании, как вы совершенно правильно отметили, невероятно раздутые, просто фантастические цифры находившихся и умерших в ГУЛАГе. Шло прямо-таки соревнование, чьи цифры страшнее. Достаточно сказать, что, согласно книге Р. Конквеста «Большой террор», число заключённых в лагерях составляло в 1933 году 5 миллионов, а в 1939 году возросло до 9 миллионов человек. Небезызвестный А.В. Антонов-Овсеенко утверждает, что только перед Великой Отечественной войной было репрессировано 20 миллионов человек, из которых 7 миллионов расстреляно. Некоторые другие авторы, среди которых особое место принадлежит А.И. Солженицыну, довели число погибших в местах лишения свободы до 50 миллионов и даже гораздо более.
В.К. Откуда же всё это берётся? На чём основаны такие подсчёты?
Михаил Моруков. Вопрос резонный, а ответить на него можно так: берётся «с потолка». Это ненаучный подход, совершенно бездоказательный. И если даже делаются ссылки на какие-то документы, то с грубейшим искажением.
Например, упомянутый Антонов-Овсеенко оценивает число заключённых следующим образом: «по данным Управления общего снабжения ГУЛАГа, на довольствии в местах заключения состояло без малого 16 миллионов — по числу пайкодач в первые послевоенные годы». Но создаётся впечатление, что он не видел этого документа и приводит его с чьих-то слов. Ведь если бы видел, то наверняка обратил бы внимание на запятую между цифрами 1 и 6, так как в действительности осенью 1945 года в лагерях и колониях ГУЛАГа содержалось не 16 миллионов, а 1,6 миллиона заключённых. В 10 раз меньше!
Данные о численности заключённых, спецпоселенцев, ссыльнопоселенцев, ссыльных и высланных имеются в документах ГУЛАГа, хранящихся в архивах. Здесь содержатся статистические сведения о «населении» ГУЛАГа по состоянию на 1 января каждого года. До нас много занимался исследованием этих сведений Виктор Николаевич Земсков, известный и уважаемый историк. Составленная им таблица численности заключённых по годам уже вошла в научный оборот.
В.К. Да, эту таблицу мы в «Правде» печатали. Вместе со статьёй В.Н. Земскова. Однако люди, называющие себя «демократами» и «либералами», не перестают обвинять его в том, будто он приводит заниженные данные, что объясняется якобы фальшивым характером используемых документов. Вы можете это опровергнуть?
Ю.М. Давайте я поясню. Организация исправительно-трудовых лагерей и необходимость эффективного использования контингента буквально в течение шести месяцев привели к созданию центрального аппарата по руководству ИТЛ, поскольку подчинение их органам ОГПУ в регионах не давало возможности быстро и целеустремленно сосредоточивать рабочую силу из заключённых для решения поставленных правительством задач. А создание органа центрального управления (напомню, что с 25 апреля 1930 года им стал УЛАГ ОГПУ, преобразованный с 1 ноября того же года в ГУЛАГ) потребовало и необходимой системы отчётности. Так что важнейшим элементом, обеспечивающим принятие управленческих решений, становится статистическая отчётность, разработанная по основным направлениям деятельности исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), а затем и колоний (ИТК), где содержались осуждённые на срок до трёх лет.
В.К. Какие обязательные данные она включала?
Ю.М. Прежде всего это отчётность о наличии, движении и составе заключённых, сведения о физическом профиле рабочей силы из их состава, о числе женщин, инвалидов и т.д., об использовании специалистов. Всё это собирал учётно-распределительный отдел (с 1947 года — спецотдел 2-го управления ГУЛАГа).
Кроме того, был санитарный отдел. Он вёл статистику заболеваемости, амбулаторной и стационарной. Учитывались число лиц по тем или иным заболеваниям, а также потери рабочего времени в результате освобождения по болезни, количество действующих медучреждений и их вместимость, число медработников. В санитарный отдел поступали и данные о смертности среди осуждённых, в том числе вне лечебных учреждений, о её причинах.
Отдельная отчётность была по линии охраны, оперативно-режимной работе, кадрам, культурно-воспитательной работе, производственно-хозяйственной деятельности. Так вот, если всё названное иметь в виду, с абсолютной определённостью надо сделать вывод о невозможности фальсификации всей системы отчётности.
В.К. И в этом не может быть никаких сомнений?
Ю.М. Никаких! Ведь сведения, поступавшие в центральный аппарат ГУЛАГа, многократно дублировались различными управлениями и отделами, поскольку на их основании принимались кардинальные решения, выделялись средства и материальные ресурсы. Отчётность из ИТЛ и ИТК направлялась по нескольким адресам, а объём её был так значителен, что ни о какой сознательной подделке не могло быть даже мысли. Представьте себе, схема отчётности по ГУЛАГу включала семь разделов (табелей), насчитывавших 85 форм, в которых имелось более двух с половиной тысяч показателей!
М.М. Это не только наш вывод, что возможность фальсификации в статистике ГУЛАГа должна быть категорически исключена. Так считают и тот же Виктор Земсков, и Александр Дугин — автор книги «Неизвестный ГУЛАГ», очень много сделавший для установления правды по этой теме, да и другие по-настоящему профессиональные историки, которые работают не в угоду политической или какой-либо ещё конъюнктуре. Земсков справедливо замечает, что вопрос о подлоге можно было бы рассматривать, если бы речь шла об одном или нескольких разрозненных документах. Но нельзя же подделать находящийся в государственном хранении целый архивный фонд со многими тысячами единиц хранения, куда входит и огромный массив первичных материалов! А предположить, будто первичные материалы — фальшивые, можно лишь при допущении нелепой мысли, что каждый лагерь имел две канцелярии: одну — ведшую подлинное делопроизводство, а другую — неподлинное.
Тем не менее все эти документы были подвергнуты тщательному источниковедческому анализу, и их подлинность установлена со 100-процентной гарантией. Данные первичных материалов в итоге совпадают со сводной статистической отчётностью ГУЛАГа и со сведениями, содержавшимися в докладных записках гулаговского руководства на имя Н.И. Ежова, Л.П. Берии, С.Н. Круглова, а также в их докладных на имя И.В. Сталина.
Ю.М. Можно добавить, что в материалах всесоюзных переписей населения 1937 и 1939 годов численность спецконтингента НКВД группы «В» (заключённые и трудопоселенцы) совпадает с данными, взятыми В.Н. Земсковым из статистической отчётности ГУЛАГа НКВД СССР, тюремного управления НКВД и Отдела трудовых поселений ГУЛАГа НКВД СССР.
М.М. После всего сказанного продолжение полемики с авторами типа А.И. Солженицына, А.В. Антонова-Овсеенко или некоей О.Г. Шатуновской, казалось бы, становится совершенно бессмысленным. И более чем странным можно назвать включение солженицынского «Архипелага ГУЛАГ» в школьные программы по истории! Свободная игра «цифрами жертв» продолжается в прежнем ключе…
Ю.М. Между тем имеющаяся информация позволяет со значительной степенью достоверности реконструировать реальное число поступавших в лагеря и колонии осуждённых, а также их дальнейшую судьбу. Этот анализ может быть проведён как по всей системе в целом, так и по отдельным лагерям.
Вот вы говорили о «Дальстрое». Но данные, которые анализировал контр-адмирал А.Т. Штыров, как я понял, относятся не ко всему периоду существования этой организации. А я могу привести цифры за весь срок — с 1932 по 1954 год включительно. Итак, за это время в лагеря «Дальстроя» поступило 867 тысяч заключённых, из которых освобождено около 500 тысяч, умерло около 140 тысяч, бежало примерно 10 тысяч. На 1 января 1955 года оставалось 73 тысячи осуждённых, остальные — в разные годы — были вывезены в другие лагеря и колонии.
В.К. Видите, кого-то по отбытии срока освобождали, а кто-то в заключении умирал. Однако, по вашим данным, в лагерях «Дальстроя» умерло 140 тысяч человек, а по другим — аж 10 миллионов. Такая выдуманная статистика, которой людей оглушают, призвана рисовать картину «лагерей смерти». Чтобы была полная аналогия с фашистскими концлагерями.
А разве у руководства ГУЛАГа имелась заинтересованность в наибольшей смертности? Людей лечили. Того же Солженицына вылечили от рака, о чём сам он рассказал в повести «Раковый корпус». И вылечили бесплатно! А во что сегодня обходится такое лечение? Он-то утверждает, что это Бог его спас, чтобы Александр Исаевич написал свой «Архипелаг», однако без врачей и лекарств всё-таки не обошлось. Что вы скажете о статистике смертности в ГУЛАГе?
Ю.М. Вопрос о числе умерших и погибших в местах лишения свободы за годы существования Главного управления лагерей в сугубо научном плане почти не ставился. Над авторами большинства публикаций тяготели стереотипы, мифы и легенды. Каждый стремился как можно страшнее показать тяготы и ужасы лагерной жизни, а для этого оглашались самые невероятные цифры умерших и погибших. Правда, не приводились документы для подтверждения того, откуда это взялось.
В.К. Вы говорили, что документы о реальной смертности имеются.
Ю.М. Да, как я уже сказал, сбором данных о смертности в местах лишения свободы занимались две независимые друг от друга структуры ГУЛАГа — санитарный отдел (САНО) и отдел учёта и распределения заключённых (УРО), переименованный в 1947 году в спецотдел 2-го управления ГУЛАГа. Санотдел, отвечавший за санитарное состояние мест заключения, был заинтересован как в фактическом снижении смертности, так и в том, чтобы в отчётность не включались случаи смерти, не относящиеся к уровню и качеству санитарии. Поэтому, например, убитые в результате бандитских проявлений, при попытке к бегству и т.п. статистикой санотдела не учитывались.
Зато все они входили в статистику, поступавшую в УРО от частей учёта и распределения заключённых в лагерях и колониях. В результате между данными двух этих отчётностей существует определённая разница, измеряемая в некоторые годы тысячами человек (например, в 1939 году— 3898 человек, в 1940-м — 2809 и т.д.). Используя эти данные, можно со значительной определённостью вычленить различные составляющие смертности в ИТЛ и ИТК.
Годовой уровень смертности рассчитывался по различной методике. До 1943 года число умерших соотносилось со среднесписочным составом заключённых за год. Например, в 1934 году в лагерях умерло 25187 человек, а среднесписочный состав в этом году — 586477. Разделив первое число на второе и умножив на 100, получаем уровень смертности в процентах, который составил 4,28 процента.
Начиная с 1943 года исчисление идёт по-другому: как отношение суммы умерших за каждый месяц к сумме среднемесячных численностей заключённых. Если взять тот же 1934 год, то в январе умерло 2218 человек при среднемесячной численности заключённых 450174, в феврале умерло 1890 человек при среднемесячном общем составе — 450000 и так далее до декабря включительно. Сложение числа умерших даёт за год ту же сумму — 25187 человек, но сложение среднемесячных численностей за весь год результат имеет иной.
При делении первого числа на второе и умножении на 100 получается уровень смертности в 0,34 процента, то есть по сравнению с предыдущей методикой он существенно ниже.
Я пересчитал все данные по первоначальной методике, чтобы можно было сравнивать. Из имеющихся данных явствует, что наиболее трагическим периодом для обитателей мест лишения свободы стали годы Великой Отечественной войны. Впрочем, как и для всего населения нашей страны. В ИТЛ и ИТК сказались увеличившиеся трудовые нагрузки, сокращение централизованного снабжения и, как следствие, уменьшение продовольственного пайка, массовые переброски заключённых, включая срочную эвакуацию.
Наибольшая смертность в лагерях была в мае 1942 года, когда умерло 28642 человека, а затем смертность идёт на убыль и в октябре сокращается до 13193. Напротив, смертность в колониях росла в течение года, достигнув максимума в летние месяцы, что было связано в первую очередь с массовой эвакуацией заключённых из регионов юга России, Северного Кавказа.
После окончания войны смертность среди осуждённых резко снижается. Начиная с 1949 года коэффициент смертности (число умерших на тысячу человек) в ГУЛАГе был даже меньше этого показателя по стране. При всей условности подобного сравнения оно даёт достаточно объективное представление о положении в ИТЛ и ИТК, о его динамике в послевоенное время.
Кому и почему нужны фальсификации
Виктор Кожемяко. Как, в каких данных можно подвести итоги о реальной смертности осуждённых за все годы существования ГУЛАГа?
Юрий Моруков. В лагерях, по сведениям САНО, умерло 1 миллион 34 тысячи человек, а по сведениям УРО — несколько больше, 1 миллион 167 тысяч. В колониях смертность составила около 570 тысяч человек. Таким образом, за время существования ГУЛАГа, с 1930 по 1956 год, здесь умерло и погибло приблизительно 1 миллион 737 тысяч осуждённых. Почти 60 процентов от этого числа приходится на годы войны. С учётом такого тяжелейшего для страны времени средний уровень смертности в ГУЛАГе за все 27 лет его существования составляет 4,91 процента от среднегодовой численности заключённых.
Коэффициент смертности в ГУЛАГе колебался в зависимости от условий, которые были вне мест лишения свободы, и составлял в сравнении с подобным показателем в стране величину одного порядка. Число умерших в местах лишения свободы, за небольшим исключением, не превышало 2—3 процентов от смертности в целом по стране и существенного влияния на общие показатели не оказывало.
В.К. Конечно, любая смерть есть трагедия. И жизнь в заключении нельзя назвать нормой. Хотя если наказание заслуженное, то понести это наказание — справедливо. Ведь никак не лучше, во всех отношениях, если преступники в массе своей не осуждаются, не наказываются, не работают в лагерях и колониях, принося пользу обществу, а вызывающе гуляют на свободе, что сегодня стало уже вполне обычным.
При этом меня поразил вывод, к которому пришёл в результате своих исследований Александр Дугин. Как он пишет, «масштабы уголовно-правовой политики, связанной со сталинским периодом нашей истории, не слишком отличаются от аналогичных показателей современной России». В начале 1990-х годов в системе Главного управления исправительных дел СССР находилось 765 тысяч заключённых, в СИЗО — 200 тысяч. Почти такие же показатели существуют и в наши дни, и со временем они даже растут. Но невольно думаешь: а если бы к находящимся в заключении прибавить всех тех, кто «по заслугам» обязательно должен бы там находиться, какие данные мы имели бы!..
На мой взгляд, из нашего прошлого хотят вывести оправдание любым нынешним безобразиям, поднять на пьедестал самую вопиющую несправедливость, воцарившуюся в стране за последние почти тридцать лет. А как же, расстрелов-то нет и нет
ГУЛАГа. Значит, мы должны радоваться, ликовать, закрыв глаза на происходящее вокруг и проклиная всё, что было в советское время. Но, во-первых, время это было очень разное, в зависимости от конкретных исторических условий. А во-вторых, даже самые суровые годы требуют конкретного и правдивого рассмотрения, исключая всяческие вымыслы, фальсификации, спекуляции.
Михаил Моруков. Будем надеяться, что наш с вами разговор служит именно этому.
В.К. Когда-то Анна Ахматова очень броско выразилась: дескать, полстраны сидело, а полстраны охраняло. И это подхватили, внушили молодым! Но эмоциональный поэтический образ всё-таки не отражает реальность доподлинно, в чём ещё раз убеждают и те документальные фактические данные, которые вы приводили. Во имя истины необходимо, чтобы все поняли: Сванидзе, Млечин, Караганов и прочие «десталинизаторы» просто лгут, когда говорят, будто всё в Советской стране построили лагерники, а защитили страну — штрафники. Как вы считаете, в каких направлениях далее особенно важно продолжать разъяснительную работу?
Ю. М. Если люди будут знать, сколько чего на самом деле построено, создано в советскую эпоху и что из этого приходится на долю «лагерников», млечины и сванидзе станут для абсолютного большинства просто посмешищем. Если подвиг советского народа в годы Великой Отечественной раскроется для новых поколений во всей его потрясающей силе и полноте, вклад «штрафников» займёт в нём реальное, то есть весьма скромное, место.
М.М. Очень важно конкретными выкладками разоблачать ложь о репрессиях, которая стала особенно расхожей. Например, о 1937—1938 годах, когда в привычно размашистом изображении «сажали» чуть ли не подряд, без разбора. Скажем, Рой Медведев пишет: в эти годы, «по моим подсчётам, было репрессировано от 5 до 7 миллионов человек… Большинство арестованных в 1937—1938 гг. оказались в исправительно-трудовых лагерях, густая сеть которых покрыла всю страну». Каким образом проведены эти подсчёты, остаётся неизвестным. А вот упоминавшийся нами Александр Дугин свою методику и свою численность, основанную на сугубо документальных архивных данных, не скрывает. И вот какая получается картина.
На 1 января 1937 года в исправительно-трудовых лагерях находилось 820881 человек, на 1 января 1938-го — 996367, на 1 января 1939 года — 1317195 человек. Много? Безусловно. Однако нельзя автоматически складывать эти цифры, чтобы получить общее число арестованных в 1937—1938 годах, как это нередко делается…
Виктор Кожемяко
pravda
Материал с сайта «Красноярское Время», публикующего лучшие работы Александра Проханова. Прошу извинить меня за объем статьи, но полное знакомство с нею не только просветление ума, но и очищение души от клеветы на СССР, не только «гения первого плевка» – Солженицына, но и власти, Если бы автор знал эти факты, он бы объективнее расставил акценты
-
Григорий
15 декабря 2018 в 14:22Северов
Это ОНЕ : Ахматова, Пастернак, Мандель, так ссказать Штамп, Окуджава, Галич, Цветаева, Бродский, Солженицин-Это они, по капле, орошали клумбу русского либерализма ( осмысленного и подлейшего), своими завываниями о чистоте помыслов преследуемых кровавыми большевиками рафинированных эстетов. Вот он цвет русской интеллигенции, в постреволюционной и чуть попоЗжеЕ России.
Вот и выросли цветы на этой клумбе ---цветы с неприятным запахом, который начал распространяться по всей России, начиная с 90-х. Народ сначала не очень обращал внимание на этот запах, но, когда дышать стало не вмоготу, было уже поздно, пыльца распространилась повсюду. По этому поводу есть анекдот^
Учитель на уроке ботаники объясняла пятиклассникам о назначении тычинок и пестиков, а так же о том, что цветы это органы размножения растения.
ФУ - С-ка, раздаётся Вовочкин голос... -а я их вчера нюхал.
-
Vladimir
15 декабря 2018 в 18:05Barakhnin
"Историк" Ю.М.: "Договорился Александр Исаевич до вопиющей дури: дескать, по каналу совсем ничего нельзя было перевезти, и даже военные корабли надо было грузить на баржи и только потом кое-как перемещать.
Глупость! Какого же размера должна быть эта баржа, чтобы поместить на ней эсминец длиной 100 метров? И каким должен быть шлюз, чтобы эта громоздкая конструкция в него влезла? И как эту махину потом, по пришествии на Север, снять с баржи, если там нет не только завода, но даже и плавучего крана?"
А на деле?
"Эскадренные миноносцы «Сталин» и «Войков» вышли из Ленинграда в ночь на 3 июля 1936 года. Часть пути по Беломорско-Балтийскому каналу эсминцы прошли под буксирами, часть (от р. Карелка до Вознесенья) – поочередно в плавучем доке. С выходом в Белое море были произведены монтажно-погрузочные работы, и к 29 июля оба эсминца были готовы к переходу".
http://www.great-country.ru/rubrika_articles/this_day/08.html
NB! Сайт более чем просоветский!
Вот такие "историки"...
-
Геннадий
16 декабря 2018 в 09:39Сергеев
Выискали таки "соринку"! Прошлись "белым платочком"...
Сущность такая ваша, что-ли?
-
Геннадий
16 декабря 2018 в 09:46Сергеев
За перепубликацию огромное спасибо! Весьма нелишние подробности и факты.
Правда, тем, кто внутренне заточен под антисоветизм, - это ничего не даст, кроме дополнительного ожесточения. Ну и пусть их...
-
Григорий
15 декабря 2018 в 14:31Северов
НЕВМОГОТУ. Плохо то, что Окуджава и Солж воевали, не знаю как-не мне судить; я тоже воюю со всякой мразью всю жиСть. Но непререкаемый авторитет у писателей, поэтов - фронтовиков, существовал однозначно. Как и то, что фамилии героев Гражданской, всегда были в почёте. Гайдар-например. Вот отчасти ещё один атрибут ИХ мимикрии. Комсомольская Правда. Ленком. Комсомола нет - А Ленком стоит; живой, здоровый; а его шеф, конченная... ещё и поливает из своего г-мёта Советскую власть.
-
Геннадий
16 декабря 2018 в 09:47Сергеев
Дженераль Власов тоже воевал и, говорят, воевал неплохо...
-
Геннадий
16 декабря 2018 в 09:51Сергеев
Прошу прощения, читать - "женераль".
-
Александр
16 декабря 2018 в 23:02Прокофьев
"Отказ Путина от выступления на открытии памятнику Солженицына - это отказ от системы и возврат к старой системе. Той, где никакая лояльность на гарантирует от репрессий".
---------- В любом государстве миллионы граждан и все РАЗНЫЕ: умные и туповатые, ленивые и трудолюбивые, жадные и добрые. Всех не убедишь, а времени нет, чтобы ждать когда одни поумнеют, а другие подобреют. Поэтому, увы, репрессии неизбежны. Не хочешь быть "репрессантом" - не ходи во власть.
Элиту, готовую кинуться в объятия Госдепа, нужно быстрее туда отправлять. Пользу они могут приносить только себе, но не России.
-
Samvel
17 декабря 2018 в 08:08Khachatryan
Кидающихся в объятия я бы по другому использовал, могу показать.
-
Григорий
17 декабря 2018 в 14:19Северов
Это вот такие ты пишешь комментарии. Ты хоть сам-то понимаешь, какую банальную лабудятину ты тут написал? А я ещё чё-то хотел тебе ответить.
Вот таким мусором, это ты позоришь сайт. Смойся шоб я тебя не видел.
-
Григорий
17 декабря 2018 в 14:19Северов
Прокофьеву-дуболому.
-
Александр
17 декабря 2018 в 17:03Прокофьев
Опохмелись, гришка-север... А потом вспомни: кто тебя назначил украшением сайта?
-
Григорий
17 декабря 2018 в 18:29Северов
Чё ты мудила заладил: опохмелись, да опохмелись. Научись выражаться прямо, не виляя ман-ой. Кто меня назначил? Я сам назначаю, когда считаю нужным. ТИбя например-терпилой.
Ты, сморщенный суслик, пытаешься мне какие-то убогие поттырки высказывать.
Вот я тебе здесь показываю, насколько ты мелок и паскуден.
Ты знаешь, что писать имя и фамилию человека, даже врага, с маленькой буквы, это дёшево и паскудно; это говорит о твоём скудоумии.
У тебя есть ко мне какие-то претензии по высказанным мною темам?
Ты вообще куда сунул свой нос? серое невзрачное, аморфное существо.
Сгусток недоразвитых клеток.
-
Геннадий
17 декабря 2018 в 20:35Сергеев
Григорию Северову.
У меня складывалось положительное отношение к Вашим комментариям. Но здесь ни претензия к Прокофьеву, ни повторная реакция не укладывается в понимание и допустимые рамки. Словно другой человек сел за комп.
-
Григорий
18 декабря 2018 в 13:05Северов
Ну что вам ответить уважаемый Геннадий?!? Жаль что не оправдал ваших надежд - искренне сожалею. Признаюсь, несколько обескуражен, что адвокатом Прокофьева выползли именно вы; увы-увы-увы.
-
Григорий
18 декабря 2018 в 14:13Северов
А вот адвокатом Тумбо - овцевой, вырядился любезный вашему сердцу Прокофьев, которого никто, между прочим не трогал; решил разыграть эдакого джентльмена, защищающего честь шизоидной женщины, бахнутой на православном монархизме. МШД- маниакально-шизоидная деменция.
Истинной православной женщине ( каковой она себя заявляет), которой по всем канонам РПЦ, предписано быть кроткой, скромной и добропорядочной и в голову не должно приходить такое, что вытворяет Тамбовцева.
Кидается на людей, которые не разделяют её взглядов и мыслей, направленных на отстирывание грязного белогвардейского, недобитого дерьма.
Закончив районный фуфло-метательный гуманитарий ( САМА ПОВЕДАЛА-ДУРА), в который при Брежневе шли те, кто ни куда не прошёл по конкурсу ( спросите у любого технаря)), называет человека с высшим техническим образованием, работающего по одной из специальностей, от которой зависит экономический потенциал целой отрасли промышленности... называет похабными, явно не христианскими словами.
Моя единственная ошибка заключается лишь в том, что я вообще обратил внимание на эти две субстанции, которые по весне, первыми появляются из - под снега, ещё задолго до подснежников.
-
Григорий
18 декабря 2018 в 14:16Северов
Это вам сердобольный Геннадий Сергеев, так - на всякий случай.
-
Геннадий
19 декабря 2018 в 14:12Сергеев
Где тут Тамбовцева, я не понял, но я не раз указывал ей на подобающее ей место отступника. В чём я "сердобольный" - тоже не понял. "Любимчиков" не имею, "отмазывать" никого не собирался. За Александром Прокофьевым никаких "косяков" не наблюдал не разу. Хотя, удаётся знакомиться только с десятой частью здешних публикаций, в лучшем случае.
-
Григорий
19 декабря 2018 в 18:50Северов
Ладно Сергеев - проехали///