Сто девяносто явок с повинной за десять месяцев заставил написать пожизненно осужденных старший оперуполномоченный исправительной колонии №18 поселка Харп ЯНАО, подполковник внутренней службы Юрий Сандркин. Об этом уникальном преступлении на пресс-конференции 18 июля рассказали руководитель отделения по расследованию преступлений, совершённых должностными лицами правоохранительных органов СУ СКР по УрФО подполковник юстиции Дмитрий Корешников и пресс-секретарь УФСБ по Свердловской области Анна Ластовецкая. Система принудительного самооговора осужденных была вскрыта, когда один из заключенных ИК-18 — Кузнецов — написал под давлением явку с повинной по делу Павла Федулева. В этот момент уже были установлены истинные убийцы — Пищенко и Никонов. Сотрудники отделения СУ СКР по УрФО вскоре вышли на организатора "конвейера" явок с повинной Юрия Сандркина.
Как выяснилось, подполковник действовали при помощи одного из заключенных ИК — Журавлева, который моральным и физическим давлением на осужденных заставлял их оговорить себя, согласиться написать явку с повинной. По словам Дмитрия Корешникова, мотивы, по которым действовал Юрий Сандркин, понятны — подполковник, пятилетний контракт которому продлили только на год, хотел побыстрее "продвинуться по службе", перевестись в Москву, получить служебную жилплощадь и "на телефон — на непыльную работу".
Сандркин заставлял осужденных признаваться в самых разных преступлениях, вплоть до самых громких и резонансных — убийствах Политковской, Хлебникова, Кадырова. "Больше пожизненного вам не дадут, а вы и так уже сидите", — убеждал он заключенных. Согласившихся на самооговор в качестве "поощрения" переводили в лучшие камеры, они получали дополнительные продукты питания, другие льготы. "В уголовное дело вошли 32 явки с повинной, которые были написаны под давлением Сандркина и Журавлева, они объединены для того, чтобы не затягивать расследование и вынесение приговора, — сообщил Дмитрий Корешников. — Уголовное дело уже состоит из 51 тома".
В настоящее время Юрий Сандркин заключен под стражу. Уголовное дело направлено в суд Ямало-Ненецкого автономного округа — его будут рассматривать в Салехарде. По словам Дмитрия Корешникова, обвиняемые могут получить до 15 лет лишения свободы. СУ СКР по УрФО вынесло предписание "Отсутствие реального контроля со стороны оперативных служб". Защищая честь мундира коллег, Дмитрий Корешников заметил, что большинство "липовых" явок с повинной были расследованы как полагается и не нашли подтверждения на местах.
По информации, имеющейся у правозащитного центра "Русский вердикт", в частности, Никита Тихонов подвергался последние месяцы серьезному давлению в упомянутой выше ИК-18 — колонии для пожизненно осужденных в поселке Харп, в т.ч. пыткам. В результате этого он подписал некую "явку с повинной" по ряду громких, ранее не раскрытых, преступлений политической направленности. Этапированный в Москву Тихонов, вероятно, под давлением следствия, отказался от услуг адвоката Александра Васильева.
Возникает вопрос — связана ли "явка с повинной" Тихонова с уголовным делом в отношении "оборотней в погонах" Сандркина и Журавлева, и была ли проведена проверка по данному поводу?