Эта беседа состоялась еще до того, как известного политолога, выпускника философского факультета МГУ, нашего давнего автора и многолетнего сотрудника газеты "Завтра" украинские СМИ, со ссылкой на данные СБУ, назвали "российским руководителем сепаратистов, действующих на территории Украины". Подобные "вбросы" регулярно осуществляются киевской хунтой с целью подтвердить нужный ей по многим причинам тезис о "руке Москвы", стоящей за массовыми протестами населения Юго-Востока Украины. Впрочем, о реальных причинах и перспективах этих протестов Александр Юрьевич БОРОДАЙ, действительно, говорил с полным знанием дела.
Андрей Фефелов. Александр Юрьевич, что, по твоему мнению, происходит сейчас в Славянске?
Александр Бородай. Сегодняшние события в городе Славянске и сам факт так называемой "контртеррористической операции", а на самом деле — атаки верных Киеву украинских силовиков на добровольцев Донбасса, есть следствие прямого вмешательства США во внутреннюю политику Украины.
Дело в том, что на проводившемся ночью с 12 на 13 апреля заседании СБУ главную скрипку играл нарисовавшийся в Киеве под вымышленным именем директор ЦРУ Джон Бреннан. Он всячески "агитировал" украинское руководство, которое до того очень опасалось реальных столкновений на Юго-Востоке, начать силовую операцию, утверждая, что, по данным амерканской разведки, никаких реальных войск и "зелёных человечков" в Донбассе нет — только добровольцы, которые серьёзного сопротивления оказать не могут.
Также он привёз с собой сотрудников спецслужб — как в статусе советников, так и конкретных специалистов частной военной компании "Greystone". Эти "солдаты удачи" и были теми "чёрными человечками", которые захватывали в Луганской области райотделы МВД, поскольку местная милиция лишь формально подчинялась Киеву, а на самом деле реально была на стороне восставшего народа.
Однако в Славянске атака спецподразделения МВД Украины "Булат" при поддержке американских наёмников, как мы знаем, полностью провалилась.
Фактически штаб "контртеррористов" во время этой операции был разгромлен в первом же боестолкновении. Никак не ожидавшие такого отпора, они в панике отступили, бросив несколько единиц бронетехники, которая сейчас находится в руках Народной армии Донбасса. Захваты зданий СБУ и зданий, которые принадлежат МВД, сейчас идут во многих городах Донецкой и Луганской областей. По всей видимости, этот процесс сейчас пойдёт и на территории Харьковской области.
Что произошло? Произошло не российское вторжение, которого так опасалась нынешняя киевская "власть", а спровоцированное действиями этой нелегитимной "власти" народное восстание на юго-восточной Украине. Сейчас это восстание одержало крупную и очевидную победу. Эта победа одержана в древнем русском, основанном ещё царём Алексеем Михайловичем, городе Славянске (бывшая крепость Тор). И она, я бы сказал, является победой исторического значения, потому что она подтвердила: нынешнее "правительство" в Киеве — полностью марионеточно и неспособно к самостоятельным, без поддержки США, действиям. То есть оно не только нелегитимно, но ещё и полностью импотентно. По крайней мере, юго-восток Украины оно совершенно не контролирует.
Можно сказать, что оно не контролирует и запад Украины, поскольку там реальная власть принадлежит сегодня "Правому сектору". Нынешнее, полностью признанное США и их союзниками, "правительство" Украины, которое состоит из персонажей типа Турчинова и Яценюка, реально контролирует всего лишь несколько зданий в Киеве.
Это факт, из которого всем придётся исходить. В том числе — и мировому сообществу, изъявившему готовность Украине помогать. Но сейчас совершенно, непонятно, кому и как эту помощь оказывать. Денег киевские "власти", разумеется, хотят, чем быстрее и чем больше — тем лучше, но реально им никто ничего не даёт, только обещают и то — после 25 мая. Наверное, какие-то деньги, на которые киевская хунта сегодня существует, им дали американцы из своих "черных" фондов спецслужб, но и то, похоже, под залог золотовалютного запаса Украины, спешно вывезенного из страны специальным авиарейсом. Далее, Запад никакой бесплатной помощи не предоставит — он даст кредит, который потом надо как-то отрабатывать или выплачивать какими-то активами.
На самом деле участь нынешней киевской хунты очень скоро станет очевидна всем, и она будет весьма печальной. Эти люди утратят контроль над страной, что лишний раз подтверждают события в Славянске.
Да, на Юго-Востоке Украины пока выделить явного лидера, типа Аксёнова в Крыму, нельзя. Но, я думаю, что очень скоро такой лидер появится.
За тем, что сейчас происходит в Донецке, Луганске, других украинских городах, я не вижу никакой "руки Москвы". Протест против "майданной власти" выражают прежде всего те русские активисты, которые делали это всегда и которые понимают, что против них открыты серьёзные уголовные дела. Впрочем, есть еще и русские добровольцы, действующие на свой страх и риск, без всякого прикрытия.
Я лично знаю людей, которые прибыли в Крым как добровольцы с целью воевать за русское дело. Однако "зелёные человечки" возникли в Крыму настолько быстро, что добровольческое движение не было развернуто, поскольку просто в нем исчезла необходимость.
Но сейчас в Донецкой области ситуация принципиально иная. Добровольцев там ждут… Другое дело, что путь на Украину для них закрыт. Сейчас на российско-украинскую границу переброшено большое количество пограничников, которые раньше охраняли границу Украины на западе: с Польшей, Венгрией, Румынией, Словакией. По этнической принадлежности это в основном западные украинцы. Они сейчас довольно плотно пытаются контролировать границу между Россией и теми областями юго-востока Украины, которые к России примыкают.
Андрей Фефелов. Какой видится судьба юго-востока Украины, исходя из нынешней конъюнктуры, нынешней ситуации?
Александр Бородай. Судьба юго-востока более-менее понятна. Эти регионы, так или иначе, в конце концов, отделятся от Киева. Я лично прогнозирую распад Украины по крайней мере на три части: центральную (евромайдановскую), западную (необандеровскую) и юго-восточную (прорусскую). Другое дело, что это может случиться, условно говоря, не завтра и не послезавтра. Осенью юго-восток Украины может отделиться вовсе не по политическим причинам…
Андрей Фефелов. Имеется в виду крах украинской экономики?
Александр Бородай. Да, нынешняя украинская "власть" — полный банкрот. Несмотря на всю обещанную многомиллиардную европейскую, американскую и прочую помощь, она этого банкротства избежать не сможет. Уже сейчас ей приходится сокращать реальные зарплаты, средний уровень которых снизился примерно на 20% — и это при росте цен на все товары и услуги, при катастрофической девальвации гривны и полной стагнации производства. Доход граждан Украины уменьшается очень существенно. Уже сейчас растут коммунальные платежи. До конца года там, по соглашению с Евросоюзом, планируется повысить уровень коммунальных платежей примерно на 120%. Это будет означать, что вся зарплата среднего "бюджетника" на юго-востоке Украины будет уходить на оплату коммунальных услуг, а питаться ему нужно будет лебедой и плести себе лыковые лапти. Там будут очень серьёзные проблемы осенью, связанные с тем, что не прошла и даже не начинается посевная. Поскольку никто ничего не сеет, то и жать будет нечего. Украина — страна аграрная, и одним из больших её плюсов была возможность самоснабжения хотя бы продуктами сельхозпроизводства, но сейчас и этот плюс будет отсутствовать. Так что новый "голодомор" на Украине не исключен. За что боролись — на то и напоролись.
Андрей Фефелов. А почему никто не сеет?
Александр Бородай. Во-первых, есть существенная нехватка "горючки". Во-вторых, часть мужчин, в основном из сельской местности, мобилизована в так называемую украинскую армию. Третья причина — всем не до этого, все делят власть. На Украине сейчас другие развлечения, кому там работать?
Так что на самом деле посевная практически нигде не проходит. Поскольку она нигде не наблюдается, то цены на продукты питания осенью резко взлетят вверх. При всех остальных факторах это будет угрожать голодом. По крайней мере, серьёзным недоеданием для немаленькой части населения, в том числе населения юго-востока Украины. Это ведь промышленный регион, где сейчас в массовом порядке останавливаются производства, падают все виды бизнеса. Соответственно, это колоссальное падение всей инфраструктуры. Плюс повсеместные сокращения, начиная с шахт и кончая заводами. Я напомню, что на Украине существовал ещё довольно мощный ОПК, сосредоточенный прежде всего в юго-восточных регионах и ориентированный в основном на Россию. Как правило, это было производство не какого-то конечного продукта, а комплектующих. Тем не менее, это были десятки, если не сотни тысяч рабочих мест. Сейчас эти производства остановлены. Соответственно, по юго-востоку Украины такая экономическая ситуация ударит больнее и сильнее всего. Другое дело, что она ударит и по киевлянам, и по жителям западной Украины…
Кроме того, юго-восток Украины — это пограничные с Россией регионы, там гигантские потоки людей пересекают границу и в другую сторону — по три-четыре миллиона человек в месяц примерно. Теперь граница для русских фактически перекрыта. Никто не приезжает.
Андрей Фефелов. Осень, обнищание, кризис… А дальше что? Разве это автоматически повлечёт какие-то политические изменения?
Александр Бородай. Нет, автоматически это политических изменений не влечёт, но у жителей юго-востока Украины будет маячить очень конкретный пример перед глазами — пример достойной жизни. Это граничащая с Украиной Белгородская область.
Андрей Фефелов. Если говорить о Киеве… Линия разлома между нацистами из "Правого сектора" и дельцами от политики, которые сейчас реально пришли к власти, действительно существует? "Правосеки" идут на штурм Рады, требуют отставки Турчинова и Авакова… Насколько реален раскол внутри Майдана?
Александр Бородай. Реален. И дело не только, как ты выразился, в "дельцах от политики". Среди обычных киевских обывателей есть некая активная политическая прослойка евромайдановцев, для которых Киев — европейский город. Майданные палатки, в их понимании, ставило "маргинальное быдло" из западной Украины: какие-то гастарбайтеры, работяги, сельскохозяйственные рабочие, полуграмотные крестьяне. Да, спасибо им большое, они помогли своими телами и своей активностью свергнуть Януковича, но теперь им пора бы и убраться обратно. Как говорят самые циничные киевляне, слегка перефразируя Шекспира, мавпы (это "обезьяны" по-украински) сделали своё дело — мавпы могут уходить. Но эти самые "западенцы" никуда уходить с Майдана не хотят. Они чувствуют себя силой и хотят быть властью на Украине. По крайней мере, их лидеры на это претендуют, потому что у них другого варианта нет. Они понимают, что если их от власти отодвинут, если они останутся маргиналами, то их очень быстро втопчут в землю, как Сашка Билого.
Андрей Фефелов. То есть их задача — находиться в центре Киева с оружием в руках?
Александр Бородай. Да, Андрей Александрович. Другое дело, что им это делать всё тяжелее и тяжелее, поскольку нет больше формализованной цели, а финансирование активистов Майдана олигархами осуществляется уже по остаточному принципу.
Андрей Фефелов. Может быть, они на хозрасчёте как-то протянут. Были ведь попытки банчок какой-то взять… Но главное в другом: этих хлопцев развели, использовали и выбросили?
Александр Бородай. Да, это так. И ощущение, что их "кинули", у активистов Майдана нарастает. Они ещё пока хорохорятся, пытаются качать свои права в Киеве. Но, насколько я знаю, потихоньку намечается совершенно иная тенденция. Они готовят пути отхода на западную Украину, что называется, в родные партизанские леса. Всё по знакомому сценарию, давно апробированному. И там уже, в партизанских лесах, как ни странно, я думаю, они пойдут по тому же варианту, по которому идёт юго-восток Украины, то есть — потребуют федерализации. И начнут устраивать свое собственное государство на западной Украине. Причём, я думаю, на самом деле они там не так плохо будут жить…
Андрей Фефелов. Спасибо, за беседу, Александр Юрьевич. В эти ночи и дни решается многое. Начало силовой операции киевской хунты против восставшего юго-востока может положить начало полномасштабной гражданской войне на братской Украине. Надеюсь танки, "Грады" и бронемашины, ползущие с запада на восток, замрут, остановленные чьим-то мудрым приказом. Будем надеяться на лучшее, но готовиться к худшему.