Советские военные академии, кузницы офицерских кадров, многие из которых были созданы в предвоенные годы, сыграли огромную роль в деле разгрома немецких захватчиков и японских милитаристов. Среди них и старейшая Ордена Ленина Краснознамённая Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева.
В прошлом году исполнилось бы 200 лет со дня основания Военно-инженерной академии им. В. В. Куйбышева. Это старейшее русское высшее военно-инженерное учебное заведение вело свою славную боевую историю от Главного инженерного училища, основанного в Петербурге в 1819 году, и преобразованного в 1855 году в Николаевскую инженерную академию.
С 1932 года Военно-инженерная академия находилась в Москве, а в 1935 году ей было присвоено имя В. В. Куйбышева, героя гражданской войны, одного из руководителей разгрома басмачества, одного из ближайших соратников Ленина и Сталина.
На всех этапах развития русской армии и русской военной науки Военно-инженерная академия была на высоте поставленных задач. Тут и героическая Оборона Севастополя во время Крымской войны 1854-1855 годов, прекрасно показанная великим Львом Толстым в «Севастопольских рассказах», тем более, что он сам был активным участником этой битвы. Тут и Русско-турецкая война 1877-1878 годов, где осадой Плевны руководил герой обороны Севастополя в 1854-1855 годах выдающийся русский инженер генерал, почётный член Петербургской академии наук, граф Тотлебен Э. И., с апреля 1877 года – главнокомандующий действующей армии. Тут и героическая Оборона Порт-Артура, и Дальнего в Русско-японскую войну 1904-1905 годов, прекрасно показанная лауреатом Сталинской премии А. Н. Степановым в романе «Порт-Артур». Тут и сооружение совместно с ВМФ фортов и других военных сооружений в районе Кронштадта и Петербурга, и многое другое. Тут и отражение захватнических походов Антанты, и разгром интервентов и белогвардейцев в годы гражданской войны, и иностранной военной интервенции. Тут и отличная боевая деятельность Инженерных войск во время боевых действий на озере Хасан и реке Халхин-Гол, а также во время Советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Первые Герои Советского Союза в Инженерных войсках появились тогда и там, как среди рядовых сапёров, так и среди командного состава Инженерных войск, а ценный боевой опыт, приобретённый во время указанных боевых действий, в том числе и при оказании интернациональной помощи в Китае, Испании, Монголии очень пригодился в годы Великой Отечественной войны.
Огромную роль советские военные академии, в том числе и Военно-инженерная академия сыграли в годы Великой Отечественной войны. С начала войны Военно-инженерная академия осуществляла ускоренную подготовку военных инженеров, а с 1942-1943 годов – подготовку слушателей с нормальным сроком обучения, вела большую работу по решению военно-инженерных задач в интересах действующей армии. В октябре 1941 – ноябре 1943 года ВИА находилась в г. Фрунзе. В 1942 году академия имела три факультета: командно-инженерный, фортификационно-строительный и геодезический, а также курсы усовершенствования начсостава Инженерных войск и переподготовки начсостава запаса. Кроме того, при академии были созданы трёхмесячные курсы командиров сапёрных рот и взводов.
В годы войны кафедрами академии было выполнено свыше 300 научно-исследовательских работ, многие из которых были реализованы в действующей армии, в том числе наставления инструкции, руководства по мостам и переправам, фортификаций, маскировки, дорогам, полевому водоснабжению, пособия по взрывному делу и разминированию местности и многое другое.
Воспитанники академии предвоенных и военных лет составляли костяк командных кадров Инженерных войск и военно-топографической службы во всех звеньях. Выпускники академии М. П. Воробьёв и Л. З. Котляр возглавляли Инженерные войска Красной Армии в годы войны.
Военно-инженерная академия оказывала большую помощь Инженерным войскам в годы ВОВ на всех стадиях формирования и развития. Тут и широкое применение электризуемых заграждений, впервые применённое во время битвы под Москвой. Тут и формирование в середине января 1942 года десяти сапёрных армий. Тут и формирование в мае 1943 года в Московском военном округе впервые в Красной Армии мотоштурмовых инженерно-сапёрных бригад РГК, и многое другое. На фронте в предвоенные и послевоенные годы многие задачи Инженерные войска решали в тесном взаимодействии с военно-строительными частями, железнодорожниками (военными и гражданскими), различными частями специального назначения. Так, в 1942-2943 годах все они участвовали в строительстве Челябинского металлургического завода, куда летом 1942 года из-под Сталинграда была передислоцирована Пятая сапёрная армия под командованием выдающегося русского, советского инженера-строителя генерала Комаровского, в дальнейшем замминистра обороны СССР по строительству и расквартированию войск, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Сталинской премии, генерал армии. В апреле 1943 на Челябинском металлургическом заводе была получена первая сталь. В своих воспоминаниях «Записки строителя» (Москва, 1972 год) Комаровский, а также другой выдающийся советский строитель Гинзбург в своей книге «О прошлом – для будущего» (Москва, 1983 год) вспоминали, что строительство Челябинского металлургического завода в годы войны было самым тяжёлым в их жизни.
В годы ВОВ свыше 650 солдат, офицеров и генералов Инженерных войск были удостоены звания Героя Советского Союза, 294 солдата и офицера стали полными кавалерами Ордена Славы. 6 инженерных бригад, 190 инженерно-сапёрных и понтонных батальонов и 5 отдельных рот удостоены гвардейского звания. Из выпускников Военно-инженерной академии 44 офицера и генерала стали Героями Советского Союза.
В конце войны и в послевоенные годы на плечи Инженерных войск, военных строителей, Железнодорожных войск, автомобильно-дорожных и специальных частей легли огромные задачи по разминированию огромных территорий, восстановлению разрушенного гитлеровцами народного хозяйства как на освобождённых территориях СССР, так и стран Восточной Европы, по расквартированию и обустройству частей, соединений и объединений Советской Армии. Инженерные войска, военные строители, Железнодорожные войска вместе со спецчастями с честью справились с этими задачами. Надо отметить, что значительную часть командного и технического состава перечисленных войск составляли питомцы Военно-инженерной академии.
В послевоенные годы в связи с агрессивной политикой США и её союзников, созданием блока НАТО и других реакционно-фашиствующих структур и открытым атомным шантажом встал вопрос о создании в СССР ракетно-ядерного щита Родины и создании новых родов войск: Ракетных войск стратегического назначения и войск ПВО страны. Для испытания принципиально новых образцов военной техники в рекордно короткий срок были построены и введены в эксплуатацию военные полигоны Министерства обороны СССР: «Капустин Яр», «Семипалатнский», «Новоземельский», «Керченский», «Сары-Шаган», «Байконур», «Плесецк» и др.
Всё это построили и ввели в эксплуатацию Инженерные войска, военные строители, железнодорожные, автомобильно-дорожные и спецчасти, а также инженерно-технические специалисты и рабочие ряда министерств в СССР: минсреднемаш, минобщемаш, минмонтажспецстрой и др. При сооружении всех этих объектов большую помощь оказывал личный состав упомянутых полигонов, частей, соединений и объединений, то есть те, кто в дальнейшем стал обслуживать и эксплуатировать эту современную военную технику. И здесь многие командные и технические должности занимали выпускники Военно-инженерной академии.
Так, бывший начальник кафедры, а затем факультета Военно-инженерной академии генерал-лейтенант Гуреев И. Н., участник Советско-финляндской, а затем Великой Отечественной войны (во время битвы под Москвой Гуреев был одним из руководителей установки электризуемых заграждений), в начале 60-х годов был начальником Семипалатинского ядерного полигона. Именно под его руководством был выполнен весь комплекс работ по переводу полигона к подземным испытаниям ядерного оружия, в результате чего была значительно улучшена экологическая экологическая обстановка, а генералу по представлению министерства среднего машиностроения было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Другой талантливый советский военный инженер, выпускник Военно-инженерной академии В. А. Болятко в годы войны проходил службу в оперативном управлении Генерального Штаба. Вот что пишет о нём генерал армии С. М. Штеменко в книге «Генеральный Штаб в годы войны»: «Связью руководил генерал-майор К. И. Николаев, а Инженерными войсками – генерал-майор В. А. Болятко, талантливый знаток своего дела, выросший впоследствии до генерал-полковника». В послевоенные годы Болятко возглавлял атомный главк Министерства обороны, и при нём была значительно укреплена материально-техническая база упомянутых ядерных полигонов, в чём была и его большая заслуга.
Личный состав Инженерных войск гордился и гордится многими выпускниками Военно-инженерной академии, в том числе Героем Советского Союза, Маршалом Советского Союза Н. В. Огарковым; Маршалами Инженерных войск Воробьевым и Харченко; Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом Инженерных войск Д. Н. Карбышевым, человеком легендарного мужества, стойкости, верности воинской присяге.
Военно-инженерная академия носила имя В. В. Куйбышева, героя гражданской войны и одного из руководителей разгрома басмачества в Средней Азии и на Юге Казахстана. Пламенный революционер, Куйбышев вместе с Орджоникидзе, Кировым, Ждановым входили в число ближайших соратников Ленина и Сталина. С именем Куйбышева, выдающегося организатора социалистической индустрии, связана и организация Госплана СССР, и составление планов предвоенных сталинских пятилеток, и успехи в индустриализации страны, и многое другое.
Советские люди хорошо знали, что старейшая Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева не только готовила кадры военных инженеров, вела крупные научно-исследовательские работы в интересах Советской Армии, но и выполняла огромный объём работ в области гражданского строительства, промышленного и жилищного.
Профессорско-преподавательский состав, выпускники и слушатели Военно-инженерной академии участвовали в авторском надзоре за проектированием, строительством, пуском и вводом в эксплуатацию многих важнейших объектов страны. Так, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор ИТС В. М. Келдыш, отец трижды Героя Социалистического труда, академика М. В. Келдыша, один из основоположников метода расчёта железобетонных конструкций по предельным состояниям. В. М. Келдыш – участник проектирования, строительства, пуска и ввода в эксплуатацию Турксиба, московского метро, канала «Москва – Волга» и других крупнейших строек. Его товарищ и сослуживец по Военно-инженерной академии, профессор В. К. Дмоховский – также заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор инженерно-технической службы, был крупнейшим специалистом по фундаментостроению. Он участвовал в авторском надзоре за проектированием и строительством всех крупных объектов в Комсомольске-на-Амуре, где были сложные гидрогеологические условия, а также и на других стройках СССР.
В своей практической и научно-исследовательской работе Военно-инженерная академия тесно сотрудничала с Московским инженерно-строительным институтом им. В. В. Куйбышева, где много лет работал доцентом сын В. В. Куйбышева, с Ленинградским инженерно-строительным институтом, МВТУ им. Н. Э. Баумана, с Московским энергетическим институтом и с другими вузами и военными академиями, с различными научно-исследовательскими организациями госстроя СССР и др. Так, крупнейший специалист в области мостостроения и переправочных средств войск, Герой Социалистического труда, член-корреспондент АН СССР, профессор Н. С. Стрелецкий работал в Московском инженерно-строительном институте и Военно-инженерной академии. Он создал теорию расчёта строительных конструкций по предельным состояниям и был автором проектов металлических железнодорожных мостов через Оку, Волгу, Днепр и др.
Военно-инженерная академия давала слушателям глубокую теоретическую подготовку, хорошую производственную практику и выпускала специалистов широкого профиля, многие из которых, особенно в годы войны, успешно руководили крупнейшими стройками. Так, выпускник академии в 1935 Н. А. Дыгай в 1938 году возглавил трест «Уралтяжстрой», а затем «Главуралстрой» – крупнейшие стройтресты Урала. Не случайно американские газеты в конце войны писали, что Урал победил Рур. В послевоенные годы Дыгай возглавлял ряд строительных министерств страны, в 1961 году он был избран председателем Моссовета и руководил им до безвременной кончины в 1963 году. С 1963 по 1986 годы Моссоветом руководил В. Ф. Промыслов, который очень плодотворно работал с Военно-инженерной академией. Он привлёк её к решению многих вопросов городского хозяйства, строительства и реконструкции Москвы. Сравните деятельность Дыгая, Промыслова с деятельностью Г. Попова, Лужкова и нынешнего мэра.
Все годы работы академии при Советской власти, и особенно в послевоенные годы, профессорско-преподавательский состав её при выполнении научно-исследовательских работ тесно сотрудничал с другими военными академиями. Так, при разработке вопросов гидравлики, электроники, материаловедения с учёными Бронетанковой академии им. Малиновского и Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского. Больше этих Краснознамённых военных академий нет. Комментарии излишни!
Семипалатинский ядерный полигон построили в рекордно короткий срок Инженерные войска Советской Армии под руководством Маршала Инженерных войск Воробьёва десять тысяч солдат и офицеров, в срок и качественно. Сравните это со строительстом космодрома «Восточный» в наши дни, где власти РФ и СМИ гневно сообщали о среве сроков строительства, о разворовывании крупных денежных средств, о забастовках строителей из-за длительных задержек с выплатой зарплаты и др. Возбуждён ряд уголовных дел. И кто только не строил этот космодром: и стройотряды, и волонтёры… Да и руководители этого строительства были такого же уровня. Точь-в-точь как в поговорке: «На зеркало нечего пенять, коль рожа крива».
Инженерные войска и ВИА активно участвовали во всех крупных мероприятиях по ликвидации аварий, ЧП, стихийных бедствий, катастроф и др. Так было при ликвидации аварий на ЧАЭС, при лесных и нефтяных пожарах, землетрясениях, наводнениях и др. Так, при Сталине в 1952 году были сформированы Трубопроводные войска, во многих частях которых командный и технический состав составляли выпускники ВИА. Во время страшных лесных пожаров в Европейской части страны летом 1972 года только в Подмосковье было проложено свыше 1100 км трубопроводных сетей. Работами руководил лично министр обороны СССР А. А. Гречко. Летом 2010 года там же, во время страшных лесных пожаров было проложено ровно в 10 раз меньше трубопроводных сетей, ибо Трубопроводные войска были ликвидированы, а отдельные части не могли закрыть образовавшуюся брешь. Да и бывшего министра обороны Сердюкова, бывшего ранее приказчиком в мебельной лавке, что-то там не заметили.
Когда после вхождения Крыма в состав России недружественная бандеровская Украина перекрыла в Крым воду Днепра по Северо-Крымскому и Южно-Украинскому каналам, трубопроводная часть для поиска подземных вод в Крыму была дислоцирована из Сибири, ближе не нашли.
Знаменитое Ленинградское высшее военно-инженерное училище во второй половине XX века было переведено из Ленинграда в Калининград (обл.), оттуда в 80-х годах в г. Кстово Горьковской области, а при нынешней российской власти ликвидировано, военные инженеры ей не больно нужны. И это при том, что сегодня в РФ каждый день всевозможные пожары, хлопки газа, взрывы и т.д. Судьба ВИА постигла и многие другие высшие военные учебные заведения.
На месте и в здании ВИА в Москве недалеко от бывшей станции метро Кировская, ныне, естественно, переименованной, размещается Высшая школа экономики. Подобных вузов сегодня в стране полно. Отношение к ним у большинства специалистов отрицательное, ибо то, что они с властями прославляли: рыночную экономику, ВТО, глобализацию и т.д. сегодня наглядно видно: десятки миллионов гектаров сельхозугодий заросли не только бурьяном, но и мелколесьем, многие тысячи мёртвых деревень, разрушенных и разворованных фабрик, заводов, строительных и монтажных организаций (трестов, СМУ, СУ, ПМК, РСУ и др.), а среди них такие гиганты социалистической индустрии, как пяти орденоносный московский автозавод им. Лихачёва, четырежды орденоносный Волгоградский тракторный завод им. Дзержинского и многие другие.
Бывший советский авиапром доведён до ручки, а ведь он был лучшим в мире! Сегодня в воздухе только 7% отечественных пассажирских самолётов, с боингами почти каждый день какие-то неприятности. Кстати, руководство страны летать любит, но летает не на боингах, а на советских типах самолётов. Выпускники же всех этих экономических вузов сплошь и рядом работают продавцами во всяких маркетах, а выпускницы – кассирами, ибо в банках на всех их мест не хватает. Да и банки частенько лопаются и дальше будут лопаться.
В послевоенные годы, сразу после образования в 1949 году Китайской Народной Республики, СССР поднимал с нуля её экономику.
Рабочие и специалисты Московского автозавода им. Сталина (позднее переименованного в ЗИЛ) помогли воздать такой же автозавод в Китае, который выпускал первоначально прототипы советских ЗИС-150, ЗИС-151, затем другие. Эти же советские специалисты после войны помогли создать автозавод в Минске, городе, разрушенном до основания. И китайский, и белорусский автозаводы прекрасно работают.
Рабочие и специалисты восстановленного в рекордно короткий срок Сталинградского тракторного завода помогли создать такие же тракторные заводы в Китае и в Белоруссии. Эти заводы там прекрасно работают, как и многие другие предприятия, построенные руками советских рабочих и специалистов. А плановые органы этих и других социалистических стран, созданные по типу «Сталинского Госплана», руководят перспективным развитием промышленности.
Сравните всё это со словами Медведева, экс-премьера, где он изливал хулу на плановую экономику социализма, тем более что сам он ни одного дня не работал на производстве, в плановых и финансовых органах и никогда не служил в армии.
Про 200-летний юбилей Военно-инженерной академии СМИ и власти не вспомнили, как не вспомнили и про 70 лет первого советского успешного испытания ядерного оружия 29 августа 1949 года на Семипалатинском ядерном полигоне, созданном на исконно-русских землях. Не вспомнили и об учёных, инженерах, техниках и рабочих, о солдатах и офицерах, тех, кто обеспечил успех испытаниям. А ведь это испытание навсегда ликвидировало ядерную монополию США и помогло создать ядерный щит Родины.
Многие патриоты нашей страны считают, что ликвидация Высших военных учебных заведений страны находится в одном ряду с ликвидацией космической станции «Мир», с ликвидацией российских военных баз во Вьетнаме и на Кубе и др., тем более что «игра в поддавки» в политике ещё никого ни к чему хорошему не приводила. Пословицу же, которой много лет, что народ, который плохо относится к своей армии, вынужден вскоре заботиться о чужой армии, никто не отменял.
Вставка.
Гордостью Военно-инженерной академии были лауреаты Сталинской премии профессор А. А. Гвоздев, Герой Социалистического труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, а также профессор Б. Г. Скрамтаев и другие выдающиеся учёные этой академии. Основные труды доктора технических наук А. А. Гвоздева посвящены исследованию монолитных и сборных железобетонных конструкций, конструкций фортификационных сооружений, расчёту строительных конструкций по предельным состояниям. Идея этого метода расчёта во время войны широко использовалась при расчёте фортификационных и других сооружений на действие удара, ударной волны и взрыва. Основные труды доктора технических наук Б. Г. Скрамтаева по теории прочности бетона и способам контроля качества в полевых условиях, использованию минеральных веществ, технологии специальных видов бетона.
Практически почти все выдающиеся учёные Военно-инженерной академии получили специальность инженера-строителя в гражданских вузах, но навсегда связали свою научно-преподавательскую деятельность с этой академией, а их труды и ученики были широко востребованы и в армии, и в строительной отрасли страны.
Литература.
1) Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. Однотомник. – Москва: Советская энциклопедия, 1985.
2) Военно-инженерная академия им. В. В. Куйбышева. 150 лет. – Москва, 1969.
Крюков Сергей Глебович,
первый заместитель председателя Совета
Нижегородской областной организации
«Комитета ветеранов подразделений
особого риска Российской Федерации»