Сообщество «Салон» 01:54 27 сентября 2021

"Ярославна, королева Франции"

Изящный шедевр Игоря Масленникова

Несмотря на то, что советский Агитпроп предпочитал античность и Ренессанс, творческая интеллигенция массово любила романтическое средневековье, да и подростки – из самых разных слоёв населения - зачитывались приключениями рыцарей. Кроме того, образ княжны Анны Ярославны – русской королевы Франции – был невероятно популярен, причём на официальном уровне. Это преподносилось, как переезд грамотной и чистоплотной принцессы в неумытый, серенький Париж.

По сути, оно так и обстояло – Киев XI века был чище замызганной Лютеции, да и с грамотностью обстояло много лучше – Anne de Russie знала греческий и латынь, чем не мог похвалиться её супруг Генрих I. У маститого советского поэта Николая Тихонова (того, у которого «гвозди бы делать из этих людей»!) было роскошное стихотворение о Ярославне: «Из блестящих киевских покоев, / От друзей, с какими говоришь / Обо всём высоком мирострое, / В эту глушь, в неведомый Париж?»

двойной клик - редактировать изображение

И вот в конце 1970-х годов режиссёр Игорь Масленников (создавший, к тому же, дивный сериал про Шерлока Холмса!) снимает изысканный фильм "Ярославна – королева Франции" (1978), тут же сделавшийся популярным – мы в воскресенье с утра на него стояли в очереди. Премьере кинокартины предшествовала рекламная кампания – в передаче "Кинопанорама" и новостных сообщениях. Мол, грядёт великое историческое зрелище - с мечами и шкурами.

Лента действительно получилась, хотя её популярность была ниже, чем у зарубежных "Викингов" (например), которых тоже крутили в те же годы. Что характерно, "Ярославна" - шикарный вариант, сочетающий историческую достоверность с лёгкостью повествования. Плюс музыка Владимира Дашкевича, написавшего не только фоновый саундтрек, но и стилизованную песенку "Барон Жермон поехал на войну" - такое типичное средневековое творчество - в меру скабрезное, но поучительное.

Сюжет - приключенческий и крутой. Анну везут через всю Европу, наводненную разбойниками и врагами. Не всем выгоден этот союз Генриха с Ярославом! Особенно византийцам - этим извечным врагам русов и остальных европейцев. К слову, их всегда изображали малоприятной цивилизацией – и в "Руси изначальной" (1985), и в фантазийном действе "Василий Буслаев" (1982). Даже варяги – не такие скверные. Византия – территория хитрости и коварства.

И тут главным антагонистом является «грек» в исполнении Игоря Дмитриева. Хороши и Василий Ливанов, и Николай Караченцов. Но без рыжей красотки-оторвы Елены Кореневой - никуда! Она тут воплощает интересный типаж - не такой уж распространённый в тогдашнем кинематографе. Так сказать, рвёт шаблоны. В принцессу влюблён некий интеллектуал - Даниил-книжник...

И по логике романтического и особенно - советского кино, девушка должна хотя бы страдать, что вынуждена стать (ужас!) королевой и женой неведомого и, скорее всего, дремуче-жестокого мужчины из племени франков. И, конечно, любить книжника за его красу и редкий ум. Тут этого нет - Ярославна хочет править, ей нравится быть в центре внимания, а любовь интеллигента ей мало интересна. Он для неё - обслуга. Учит её французскому - и ладно.

Повествование – динамичное, много драк и воплей. Финал – скучноватый. Мы ждали свадьбы, коронации, трона, замка с донжоном. Но нет – Яролавна видит лишь алый плащ короля. Будущий муж скачет ей навстречу. С точки зрения искусства это – краше. Не точка, но изящное многоточие. К слову, примерно такая же композиция была у неудачного фильма "Виват, гардемарины!" (1991), где везут уже юную немецкую принцессу – в Россию.

Но в синематографе важно не что, а как. У Масленникова - получилось. У Дружининой - нет. Что же касается Ярославны, то она прожила бурную жизнь и даже второй раз вышла замуж за графа Рауля де Крепи, была регентшей при своём сыне Филиппе, а второй её сын – Гуго Великий стал одним из вождей Первого Крестового похода. Жаль, что всего этого не показали. Тут просилась вторая часть. Но - увы. Для такого проекта нужны другие средства - а Масленников на минимуме сделал шедевр.

Источник

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x