4 ноября — в День соборного единства в Большом манеже в рамках православного проекта "Россия — Моя история", открылась экспозиция "1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе". Подобно прогремевшей в позапрошлом году выставке, посвященной роду Романовых, эта экспозиция — попытка рассказать об отечественной истории при помощи новых медиа-технологий. Затейные световые проекции, компьютерные реконструкции, интерактивные декорации — все это уложено в некий единый смысловой ряд, выстроенный по хронологическому принципу.
Блуждая среди этих занятных мерцаний и свечений, я думал о том, что ценность этой выставки не только в ее очевидном просветительском значении. Здесь явлен новый, интегральный подход к отечественной истории. Сам отрезок времени, взятый для обозрения, представляет собой длительный период войн и революций, начавшийся с момента вступления России в Первую мировую войну. В самом названии выставки сквозит новая доктрина восприятия исторического процесса. История страны не членится и не шинкуется на обрезки и клочки. В истории страны, как и в жизни отдельного человека, — одно вытекает из другого.
Об этом, кстати, в своей знаменитой лекции "Правда и мифы о 30-летней войне 1914-1945 годов" говорит историк Андрей Фурсов.
Таким образом, организаторы выставки, среди которых Русская православная церковь в лице владыки Тихона (Шевкунова), провозглашают идею целостности и непрерывности русской истории.
Сама мысль о "целостности" и о "единстве" как ножом по сердцу всем тем, кто двадцатилетие трудился над уничтожением не то что исторической памяти, но самого исторического сознания русского народа. Именно поэтому и в том году, и в этом выставка в Манеже вызывает настоящее бешенство в кругах западной агентуры.
В конце октября в Москве прошла специальная акция западников под названием "Бессмертный ГУЛАГ", что является своеобразным ответом жёлто-коричневых на подъём в России национального самосознания, явленного 9 мая 2015 года, когда на улицы столицы вышел многотысячный "Бессмертный полк". Задача деструкторов и фальсификаторов в области истории проста: привить народу чувство исторической обреченности, нейтрализовать вспыхнувшее чувство исторической перспективы, уничтожить ростки достоинства и самоуважения, пробившие черный асфальт перестроечной и западной пропаганды.
Акции, подобные "Бессмертному ГУЛАГУ", рождаются отнюдь не в мозгах ошалевшей мелкой "демшизы", коей развелось в Москве, надо сказать, — изрядно. Такие проекты разрабатываются в тиши кабинетов, в закрытых идеологических центрах противника. Главный посыл: "Кайтесь, кайтесь! А затем исчезните из мировой истории!"
Череда пропагандистских кампаний, экономических санкций, терактов, диверсий и других акций гибридной войны — это не просто "всерьёз и надолго". Это процедура, рассчитанная на определенный длительный период. Операция, заточенная на достижение одной цели. Цель эта — окончательный разгром России…
Хорошо, что это понимает глава Русской православной церкви. Показательно выступление патриарха Кирилла I на открытии выставки в Манеже. Считаю нужным привести здесь его основной фрагмент:
"…Выставка посвящена трудным страницам нашей истории. Все мы знаем, что послереволюционное время было временем хаоса, столкновения классовых, социальных, политических, экономических интересов, попыток разрушить страну; было пролито много крови, миллионы были изгнаны из пределов нашего Отечества. Мы знаем, что непростыми были и 30-е годы — много крови, много несправедливости, и все это никогда не должно уйти из нашей памяти, как нельзя минимизировать эти страдания. Но ведь не было бы современной России, если бы не было подвига предшествующих поколений, которые в 20-е и 30-е годы не просто пахали землю — хотя и это очень важно, — но создавали промышленность, науку, оборонную мощь страны. Успехи того или иного государственного руководителя, который стоял у истоков возрождения и модернизации страны, нельзя подвергать сомнению, даже если этот руководитель отличился злодействами. Там, где проявлялись воля, сила, интеллект, политическая решимость, — мы говорим: "да, несомненные успехи", как и в случае с победой в Великой Отечественной войне. А там, где были кровь, несправедливость, страдания, мы говорим, что это неприемлемо для нас, людей XXI века. Мы отдаем исторические персонажи на суд Божий. Но никогда отрицательные стороны не должны давать права исключать все то положительное, что было сделано. Как и наоборот, то положительное, что было сделано теми или иными людьми, не должно исключать критического отношения к преступлениям, которые были совершены ими же. Я очень надеюсь, что выставка поможет нам понять всю красоту подвига нашего народа в 20-е, 30-е, 40-е годы. Она поможет нам увидеть и тяжелые страницы и понять: чтобы любить Отечество, не нужно исключать из исторической памяти ни один из периодов, но нужно воспринимать их здравым смыслом и незамутненным нравственным чувством, и тогда правда будет отделена от лжи, а добро — от зла. Пусть Господь помогает всему нашему Отечеству собираться, сосредотачиваться, преодолевать трудности прошлого и устремляться вперед. Сегодня у нас есть для этого все возможности и все основания…".
Несомненным украшением и дополнением выставки "1914-1945. От великих потрясений к Великой Победе" является экспозиция "Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945". Это уникальное собрание станковой живописи сталинского периода, явившего миру концентрированную мощь и красоту русской цивилизации.
Фото: "Стоять насмерть!" Раненный офицер на фоне батареи, ведущей огонь по обороняющимся немецким войскам. Белоруссия, лето 1944 года. Фотография Эммануила Евзерихина.