"ЗАВТРА". Алексей Константинович, в конце 2013 года президент РФ провозгласил новую идеологическую доктрину российской внешней политики. В центр этой доктрины поставлена "защита традиционных ценностей". Такая постановка вопроса нашла живейший отклик и поддержку во всем мире. Как вы полагаете, это был эпизод в деятельности Путина или же действительно стратегическая позиция, рассчитанная на многие годы? Ведь её положения входят в жесткое противоречия с постулатами современного либерализма, который исповедует сейчас администрация как США, так и Евросоюза, не говоря уже о нашей местной либеральной братии вроде олигархов Прохорова и Чубайса с компанией?
Алексей ПУШКОВ, председатель Комитета Государственной думы РФ по международным делам. Я думаю, что это стратегическая установка. Путин уже не раз возвращается к данной теме. Тот идеологический вакуум, который был провозглашен в качестве основы нового российского государства, должен быть заполнен. Государство без идеологии — абсолютно гибельное и порочное. Попытка создать неидеологическое государство была реакцией на сверхидеологичность Советского Союзе. Но неидеологических государств не бывает.
Либеральная доктрина, которая была нами принята в 90-е годы в качестве основы для развития, как выяснилось, имеет целый ряд недостатков, особенно в российских условиях. Одно дело — условия более-менее богатого общества, где средний класс составляет 30-40% и обеспечивает социальную стабильность. А в условиях переходного от социалистического к рыночно-капиталистическому обществу вы получаете колоссальное экономическое и социальное неравенство. У нас либеральная доктрина привела к созданию олигархической системы. Это главный её результат.
Кроме того, сегодня либеральная доктрина из внутренней доктрины западных обществ превратилась в объект активной экспансии за пределы их границ. Она начала принимать радикальные формы, которые не находят понимания в других обществах. Я имею в виду однополые браки. Я имею в виду однополые усыновления. Я имею в виду попытки придать такой категории, как ЛГБТ, статус особой социальной группы с особыми правами. Я имею в виду официальную политику ЕС по навязыванию гей-культуры другим государствам. Когда в качестве чуть ли не обязательного условия для нормальных отношений с Евросоюзом выдвигается проведение гей-парадов.
В результате многотысячелетнего развития человечество пришло к определённому результату. Семья во всём мире: от Аляски до Австралии и от Огненной земли до Берингова пролива, — считается основной современного общества. Не однополые браки, а семья, состоящая из мужчины и женщины. Это ценность, структурирующая человеческое общество. Необходимо актуализировать это ценностное, цивилизационное содержание, потому что оно подвергается атакам. Думаю, что в данном случае Россия может сыграть особую роль.
Материал подготовила Мария КАРПОВА