В таком далёком 2014 году Барак Обама внезапно вспомнил про свой родной континент: Америка обнаружила, что теряет влияние в Африке. Для срочного исправления этого недоразумения в августе того года президент США созвал все африканские флаги к себе в гости. Посетителям саммита лидеров стран Африки в США популярно объяснили, что гораздо выгоднее работать с Вашингтоном, чем сотрудничать с Пекином, чьё влияние в Африке растёт и будет расти весь XXI век. Встречи проходили в американской столице, где представители США настойчиво убеждали африканских лидеров не только в скорых инвестициях, но и в том, что именно под руководством США Чёрный континент сможет уделять достойное внимание таким важным и актуальным для Африки вопросам, как демократия и права ЛГБТ. Основным посылом саммита восьмилетней давности стало заверение американской администрации в том, что Африка не забыта: вот теперь-то на континент с самым значимым демографическим и экономическим потенциалом грядущих десятилетий хлынут американские инвестиции, а вслед за ними зайдёт и политическое влияние под руку с различными культурными, так сказать, особенностями сегодняшнего Pax Americana. Зачем нужен рассказ о том, что случилось в 2014? Затем, что, как мы уже неоднократно убеждались в уходящем году, сюжеты из того времени имеют свойство закольцовываться. Это ещё раз показал следующий по счёту саммит лидеров стран Африки в США, завершившийся 15 декабря.
Судя по тому, что повестка большой встречи в этот раз была примерно такой же, обещание Обамы выполнено не было: Америка забыла об Африке ещё на восемь лет. Американская пресса, освещавшая саммит, ожидаемо винит во всём Трампа, который не совершил ни одной поездки в Субсахарскую Африку за всё время своего президентства, чем, следуя пути размышления либеральных журналистов, поспособствовал росту влияния врагов Америки. Нет нужды напоминать, что половину времени, прошедшего с 2014-го, президентом был вовсе не Трамп, а совсем даже наоборот – кениец, а потом и его вице-президент. Стоит сконцентрироваться на том, кто числится среди основных угроз американскому присутствию на континенте. Разумеется, никуда не делся Китай: 250–260 миллиардов долларов товарооборота за этот год, хотя на прошлом саммите называлась цифра в 200 миллиардов. В 2014-м торговый баланс США с континентом составлял около 85 млрд долл., а в этом называется показатель в 64 млрд. Китай занимает положение главного кредитора почти всех африканских правительств (что американские политики называют «долговой ловушкой»), главного поставщика потребительских товаров на африканские рынки и создателя крупных инженерных проектов по всему материку.
Но куда важнее меняющихся пропорций или достижений Пекина выглядит политический дрейф Африки на Восток. Та же The Washington Post с горечью отмечает, что позиция африканских стран по поводу происходящего в Малороссии не так однозначна, как хотелось бы Вашингтону. На саммите громких речей про российское присутствие почти не звучало, но подтекст был совершенно ясен. Все понимали, почему в Вашингтон не прибыли представители Буркина-Фасо, Мали, Судана и Гвинеи-Бисау: все эти страны по чистому совпадению связаны с Москвой довольно тесными торговыми и военными отношениями. Зато в США прилетел президент ЦАР Фостен-Арканж Туадера, которому посол Белого дома при ООН Линда Томас-Гринфилд прочла лекцию о том, как опасно пускать русских к себе в страну, на следующий день после чего (вероятно, для закрепления материала) в Банги был взорван глава Русского дома Дмитрий Сытый. Параллельно с этим развивалась конспирология по поводу жалоб президента Ганы Наны Акуфо-Аддо госсекретарю США Блинкену. Он по секрету рассказал руководителю американской дипломатии, что на территорию Буркина-Фасо вошли подразделения ЧВК «Вагнер», и моментально этот секрет оказался в прессе, где неподтверждённую информацию о том, как независимое государство взамен на какие-то услуги отдало частной компании некие месторождения на юге страны, описали чуть ли не как вторжение России на территорию расположенной совсем неподалёку от неё Ганы. Госдеп выразил чрезвычайную озабоченность, а СМИ пустились в конспирологию о том, что́ с первой недели декабря делает в Москве премьер Буркина-Фасо Иоахим Кьелем. Уж не переговоры ли ведёт? К слову, правительство этого африканского государства, пришедшее к власти в результате недавнего переворота, действительно отчаянно цепляется за любую военную помощь: закупают технику и оружие у Турции, торгуются с Китаем, договариваются об услугах наёмников из России, – так что истерики западных газет имеют под собой основания. Интересно то, как антироссийская риторика в отношении африканских дел перешла на уровень выше, перестав быть локальной темой французских журналистов и став поводом для выступлений американских дипломатов. Постепенное сползание в бездну грёз французской неоколониальной империи обернулось для Вашингтона проблемой, в свете выдавливания и их тоже из африканской политики.
Несмотря на то, что пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер отдельно уточнила, что ни Китай, ни Россия на этом сугубо экономическом форуме обсуждаться не будут, демократическая администрация оказалась слабее собственных инстинктов. Помните, как в начале прошлого года китайская делегация покинула скандальные переговоры с американцами в Анкоридже из-за того, что те, наплевав на изначальные намерения обсудить сдерживание торговой войны, принялись читать гостям лекции про свободу уйгуров? Здесь дидактическая натура «правильной стороны истории» разгулялась куда сильнее в расчёте на то, что поучаемым гостям не придёт в голову бежать, куда глаза глядят.
Многие СМИ, включая даже лояльных Белому дому Аль-Джазиру и NYT, отметили, что с дидактикой пора кончать. Африканские лидеры устали от западной категоричности — они хотят выгодно лавировать между заинтересованными сторонами (наряду с великанами – Китаем и США – своё место под африканским солнцем ищут Россия, Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия и Иран), торговать со всеми и сотрудничать с кем угодно, лишь бы в этом была хоть какая-то выгода. В этом есть свой резон: можно заметить, что наиболее активно в плане сотрудничества с иностранными государствами себя проявляют страны второго эшелона, идущие следом за флагманами континента, расположенными ниже Сахары: Нигерией, Эфиопией, Кенией. От США им нужны не только инвестиции, но и отсутствие вмешательства во внутренние дела, чего Вашингтон, судя по всем прочитанным на саммите нотациям, пообещать не может.
Саммит лидеров стран Африки в США многие сравнили с другими аналогичными мероприятиями, проводившимися Байденом в этом году. В самом деле, этот форум имеет общие черты с Саммитом Америк, собранным в июне, и с саммитом АСЕАН, прошедшем в минувшем ноябре.
Обо всех форматах вспомнили внезапно, везде американцы очень суетились, доказывая невыгодность работы с Китаем и потрясающие перспективы сотрудничества с США, везде пресса выражала явное неудовольствие отсутствием однозначного стремления Южной Америки, Африки и Юго-Восточной Азии вновь оказаться в сфере исключительных интересов Вашингтона.
В своё время российская патриотическая публицистика ставила нашей власти в вину слишком большую любовь к различным ритуалам культа международных отношений. Все саммиты работали так: царьки каких-то Тьмутараканей приезжали на встречи, просили денег, получали желаемое в обмен на обещания изменить политику в пользу дающего, возвращались к себе домой, после чего на полученные деньги продолжали прежнюю политику. Последние годы изменили эту тенденцию в отношении российско-африканских связей: сочинский саммит «Россия - Африка» 2019 года открыл дорогу на Чёрный континент российским инвестициям, а известная всем частная инициатива военными методами на практике осуществляет объявленную Путиным деколонизацию.
Саммит лидеров стран Африки в США завершился весьма скромно: Соединённые Штаты пообещали в ближайшие годы выделить Африке 55 миллиардов, самым демократичным странам торжественно раздали гранты, предложили включить представительство Африканского союза (синекура на содержании Брюсселя) в G20 и Совбез ООН, да тихо передали в руки американцам некоторые мощности по производству и добыче кобальта в Замбии и Конго. Впечатляющих цифр вроде суммы подписанных соглашений или количества новых сделок в голодной до успехов прессе не появилось. США нечего предложить Африке, и в условиях, когда Вашингтон видится одним из множества вариантов, его конкурентные преимущества меркнут в сравнении с китайскими строителями и российскими ЧВК.