В Центре Вознесенского проходит выставка, посвященная феномену творчества Бориса Усова (Белокурова) — поэта, художника, кинокритика, писателя, лидера группы «Соломенные Еноты». На экспозиции впервые представлен усовский архив в полном объёме.
Мы начинаем рассматривать графику Бориса Усова, и сразу на наших губах появляется улыбка, хочется смеяться. Иногда нервно. Перед нами рисунок «Этика и психология семейной смерти», тут, пожалуй, каждый вспомнит о ситуации, когда хоть раз да оказывались врагами «человеку домашние его». Мы видим сомнительное традиционное застолье с родственниками, глаза посторонних (людей ли?), дюжину жадных рук, тянущихся к тарелкам, бесчувственное тело на столе и желтых эмбрионов — порождений и пищу кровожадного чудовища-эгрегора семьи.
Раскрытие ужаса и трагизма через смех — основные принципы искусства, известные со времен Античности и Средневековья.
Платон считал, что без смешного нельзя понять серьёзного: вообще противоположное познается с помощью противоположного, и вот мы стремительно оказываемся в фантасмагорическом mundus inversus, — перевёрнутом мире Бориса Усова, где возможно всё. Здесь вы будете сопереживать бумажным слезам удивительных звероподобных креатур и смеяться над бумажной кровью нелепейшего и несчастнейшего из созданий — человека.
Как правило, люди на рисунках Усова — носители разнообразных пороков: глупости, алчности, жестокости и т.д.
На работе «Город из кубиков» изображена женщина, въезжающая в город на гигантском пятнистом коте. В руках — окровавленный меч, она убила птицу, сидящую на ее руке. Современная интерпретация образа Вавилонской блудницы в городе греха? Быть может.
«Навечно запертый внутрь кота» — новый Иона?
С образами животных сложнее — это некие субстанции, в зависимости от контекста —носители отрицательных и положительных качеств, некоторые напоминают людей, другие же — сюрреалистичны. Иногда это некое физическое воплощение определенных человеческих свойств или эмоций, где-то — нечто совершенно инородное, присутствующее рядом, но не поддающееся трактовке, неизъяснимое.
Рисунки датированы: это конец 80-х – начало 2000-х, стык эпох, смена старого мира новым, с громким развенчанием прежних идеалов, атмосферой эсхатологической вседозволенности и безумия. Усов иронично, с педантизмом изображает обложки толстых журналов «Новый мир», «Октябрь», использует для коллажа заголовок политического журнала «Новое время». Вот оно и наступило, но облегчения это не принесло. Мир стал ещё более абсурдным и гротескным, беззащитным. «Вот она перестройка».
Это искусственный мир рекламных лозунгов, ярких агрессивных цветов неоновых вывесок, подсвеченных витрин, новых фильмов и анимации, резко контрастирующих с реалиями внешнего мира.
«Мафия убивает муми-тролля за долги». Убийство и десакрализация одного из символов детства — отклик на вынужденное стремительное взросление общества, которое оказалось во многом не готово к новой реальности, предлагающей на выбор «Экскурсию на кладбище» или удивительное семилетнее путешествие «в стальном гробу» под песню сверхновой звезды. Вся эта «накипь смутного времени» подробно запротоколирована автором.
Многочисленные коллажи, обложки самиздатовских журналов: «ШумелаЪ Мышь», «Связь Времен» и «Мир Искусства», собственноручное оформление обложек кассет — это создание и присвоение интересной Усову реальности, некая настройка и интерпретация текстов, музыки, фотографий, кадров — всего того, что он пропускал через себя.
Принцип работ Усова — превращение трагического и ужасного в комическое, стремление победить скорбь и тяжесть бытия через пародию, убрать разрыв между пафосом и повседневностью. Это интерес исследователя, а работы — поиск себя и попытка понимания и принятия окружающего мира, каким бы он ни был.
двойной клик - редактировать галерею