Сообщество «Салон» 14:31 18 октября 2021

Видеть свет

выставка Алексея Венецианова "Пространство, свет и тишина" в Третьяковке
1

«И по сердцу эта картина

Всем любящим русский народ!»

Николай Некрасов.

С фамилией Венецианов хорошо быть художником, и, видимо, предчувствуя появление гения в своём роду, греки Михапуло-Проко сделались когда-то Венециановыми. Было это ещё в галантном восемнадцатом столетии, когда те самые Проко приехали в Россию из Венеции. Грек-венецианец обратился Венециановым, пустил корни. Его сыновья женились на русских и считались русскими.

Семья Венециановых была честной и зажиточной – торговали и луковицами тюльпанов, и кустами смородины, …и картинами. Юный Алёша тоже готовился к «негоциям», как тогда называли бизнес и параллельно с этим учился рисовать. Самостоятельно! Торговля не увлекала – пошёл на службу. В сознательном возрасте, будучи молодым чиновником, Венецианов нанял себе учителя, а потом пробился к Владимиру Боровиковскому.

Светлый романтик и певец крестьянской неповторимой красы – Алексей Венецианов начертал особую страницу в истории искусств. Он поэтизировал тех, кого считали «тягловым сословием». Крепостного не воспринимали полноценным хомо-сапиенс. Единицы работо-часов. «Степан Пробка, Михеев-каретник и какой-то Петр Савельев Неуважай-Корыто», - как списки в "Мёртвых душах". Помещики относились к своим «душам» по-разному, чаще – нормально, как к средству производства, которое лучше не портить.

Салтычиха была редкостью, оттого и дело оказалось громким, и провела кровавая барыня остаток века в страшнейшем заточении. Встречались князья-просветители и графы-театралы, создававшие крепостные труппы в духе Шереметевых; случались добрые и крепкие владетели, почитывавшие аглицкую прессу по земледелию; попадались кутилы, растлевавшие подвластных девушек и проматывавшие в штосс наследие предков. В общем, крестьянская жизнь зависела от жеста Фортуны – кому как повезёт с барином. Бывало, что и в Италию отправляли учиться, и вольную давали. Сам Венецианов, женившись на дворянке и получив её имение, учил талантливых мальчишек рисованию. Но обо всём по порядку!

В Государственной Третьяковской Галерее (в Инженерном Корпусе) проходит масштабная выставка Алексея Гавриловича Венецианова (1780 – 1847). Представлены почти все его работы, за исключением тех, что уехали в Германию на совместную экспозицию, посвящённую романтизму XIX века. Проект получил название "Пространство, свет и тишина" - даны ключевые точки венециановского стиля. Видеть свет – осязать пространство – слышать музыку тишины, чуть нарушаемой полётом шмеля в знойный день или слаженной песней косцов где-то очень далеко – не то за лесом, не то в Вечности.

Вот автопортрет, не вполне характерный для эпохи. Тогда обязательно писался сложный фон – мастерская, атрибуты, бюст императора, малиновая штора с кистями. Тут – ничего. Задник малопонятного, но интересного цвета – золотисто-коричневый, густой и вязкий. Впоследствии Александр Бенуа скажет: «К числу прекраснейших его произведений принадлежит его собственный портрет, написанный сочно и жирно, в приятных, густых серо-жёлтых и жёлто-чёрных тонах, никого из современников его не напоминающих». Такое чувство, что мастер вглядывается именно в зрителя и пишет …нас.

двойной клик - редактировать изображение

Мы привыкли к «хитам» из крестьянской серии, но Венецианов охотно писал портреты людей своего круга, а также родственников. Можно увидеть портреты его матери – Анны Лукиничны и жены – Марфы Азарьевой, но если первая вещь – сугубо парадная, созданная по канонам ушедшего Галантного века, то вторая – семейная, личная. Судьба Марфы Венециановой не была праздничной – муж больше любил «искусство в себе», а заодно «себя в искусстве». Ему уж за тридцать, а он всё занят штудиями! Тому доказательство – копии с шедевров Эстебана Мурильо "Отдых на пути в Египет" и Луки Джордано "Оплакивание Христа", сделанные в начале 1810-х. Любопытна вариация на тему полотна Франсуа Гранэ "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме" - копируя эту популярную картину, Венецианов учился подавать рассеянный свет. Это одна из самых трудных задач в интерьерной живописи!

В 1819 году чиновник попросил об отставке (напомню, что всё это время он исправно ходил на службу, а творил в свободные часы!) и Венециановы переехали в Сафонково – женино именьице. Тут наконец-то подлинно раскрылся талант этого зрелого, почти сорокалетнего человека. Искусствоведы считают картину "Гумно" переломным моментом в творчестве художника. Нашлась тема. Крестьянин – его душа, заботы, смыслы, грёзы. "Гумно" - фотографическая вещь. Мужики и бабы увидены в процессе; их движения как бы «схвачены» и запечатлены в спешном порядке. Это не самая техничная работа, но тут есть живая динамика.

двойной клик - редактировать изображение

Центральным экспонатом является, конечно же, весенняя феерия "На пашне". Здесь всё – театрально. Пейзанская богиня будто бы исполняет балетный танец. Её фигура и жесты списаны с античных барельефов, а сидящий поодаль ребёнок похож на купидона. Венецианов доказал – человек прекрасен вне зависимости от его происхождения и положения. Любая Матрёна – матрона. Некрасов не выдумывал, когда изрекал: «Красавица, миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка». Венецианов передавал свет, исходивший от всех этих Матрён и Прасковий. Они тоже – пригожи. У них есть достоинство. Барышня может переодеться крестьянкой, а крестьянка – Персефоной, зовущей весну. Александр Бенуа высказался точно и непредвзято: «Несмотря на то что фигуры занимают значительную часть во всех его картинах, несмотря на то что часто они - или кукольны, или слащаво условны (это уже в угоду времени), общее впечатление от его произведений остается вполне жизненным, от них необычайно веет теплотой и настроением».

двойной клик - редактировать изображение

Очаровательна "Крестьянка с бабочками" - девушка в алой косынке, держащая серп, как дамы держат веер. Мотив бабочек Венецианов потом будет использовать не единожды и тому пример – хрестоматийные "Жнецы". И снова – остановившийся миг. Бабочки на долю секунды присели на руку. Взмах – и мелькание крыльев. Жара. Золото ржи. Горячее марево полдня. Всё тот же Бенуа вопрошал: «Кому в целой русской живописи удалось передать такое истинно летнее настроение?»

двойной клик - редактировать изображение

"Крестьянка с васильками", "Крестьянка с косой", "Жница", "Девочка с гармоникой", "Девушка в платке", "Гадающие девушки" - задумчивые, утончённые, свежие, дивные. О Венецианове распускались грязные слухи – он, мол, завёл себе целый гарем, а «служенье муз» - так, ширма для «разврата грязного и мелкого тиранства», как сказал Некрасов, правда, по иному поводу. Ему гадко завидовали – венециановские работы нравились императору. Николай I даровал художнику звание придворного живописца, а две его картины – "Мальчик с лыками" и "Крестьянка с грибами" отослал своему тестю – прусскому королю Фридриху-Вильгельму III. Тевтонец высоко оценил славянский дар – изображение крепостных из Тверской губернии висели в королевском кабинете дворца Бабельсберг.

двойной клик - редактировать изображение

Не все модели безымянны – так, известен персонаж с портрета "Захарка". Этакий некрасовский мужичок-с-ноготок! Это был сын пахаря Федула Степанова из деревни Сливнево. Барин взял мальчика себе в дворовые. К слову, этого мальчишку легко заметить и на других полотнах. Тут Венецианов отходит от ампирно-ренессансной манеры и пишет всё, как есть – и пытливо-настороженные глаза, и вздёрнутый носик, и красные от мороза щёки. Не забывает Венецианов и о друзьях. Так, эффектен и при том лаконичен портрет Марии Философовой, владелицы имения Богдановское Псковской губернии, где художник часто гостил. Отлично выписаны букли, именовавшиеся «взбитыми сливками», воздушный чепец, декольтированное платье из муара, меховое боа – Венецианов умел созидать репрезентативные портреты, но они его не увлекали.

двойной клик - редактировать изображение

Значительное место отведено школе, которую выпестовал мастер на свои – не такие уж великие – средства. Ему помогал Василий Жуковский – искренний друг просвещения. Бенуа восхищался этим почином: «Количество его учеников для того времени, когда художественные школы еще не загромождались барышнями-любительницами и всяким вздорным элементом, было громадно - свыше 60 человек, и большую часть из них Венецианов содержал на свои средства, а для других из кожи выбивался в хлопотах о поощрении и вспомоществовании, сам же кое-как при этом существовал частными уроками и доходом от своей деревушки».

Особого внимания заслуживают сельские виды Григория Сороки – крепостного крестьянина, имевшего тонкую душу и столь изысканную внешность, что все его принимали за барчука. Доля его – ужасна. Хозяин, Вышневолоцкий предводитель дворянства – Николай Милюков так и не дал вольную талантливому парню, хотя, причина крылась вовсе не в подлом характере господина. Лидочка Милюкова была влюблена в своего раба, и тот отвечал ей взаимностью. Папенька смекал, что имей художник в кармане отпускную грамоту, барышня тут же ринется под венец. Просьбы Венецианова и Жуковского звучали, как глас вопиющего в пустыне. Существует легенда, что Сорока покончил с собой из-за этой несчастной любви. Реальность гораздо менее романтична – Сорока повесился уже после отмены крепостного права. Эти муки невозможно совместить с полупрозрачной прелестью его деревенских пейзажей!

Другой ученик Венецианова – Капитон Зеленцов пришёл учиться к Венецианову, будучи тридцатилетним. До этого он рисовал лубки, иллюстрировал книги, писал портреты, но его работы несли на себе отпечаток дилетантизма. Венецианов обучил Зеленцова всему, что умел сам, и тот сделался бытописателем дворянской жизни и автором картин в жанре Zimmerbilder, что буквально означает «картины, образы комнат». Анфилады, кабинетики, диваны, рояли и комоды – главные герои, тогда как мужчины во фраках лишь фоновое приложение к шторам и колоннам.

двойной клик - редактировать изображение

Отдельная тема – дочери Венецианова, способные, хорошенькие Фелицата и Сашенька. Их портреты представлены в одном из выставочных залов. Обе учились у отца, причём Александра подавала серьёзные надежды. К сожалению, девочки так и не смогли выработать свой почерк, находясь под влиянием харизматичного папы. Схоронив его, Саша и Фелицата растерялись, не имея практически никаких средств к существованию. Более того – они так и не вышли замуж.

Гибель художника окружена легендами. Согласно официальной версии, то был несчастный случай на дороге. Дочь Александра описывала это так: «Кучер потерял силы удерживать лошадей, его первого сбросило на дорогу, и он лежа, видел, как повозку свалило на бок, и батюшка имел духу схватить вожжи, когда тройка неслась, потом сваливает батюшку не совсем на дорогу, но, волоча его и ударяя обо что встречалось, и, наконец, сбросив так, что он остался на дороге без дыхания». Это как сбивчивые показания, даваемые следователю.

двойной клик - редактировать изображение

Однако ходили упорные слухи, что художника забили крестьяне. Всего-навсего «шерше ля фам». Дворовая девица Елена Никитина, позировавшая Венецианову, стала его наложницей и уже примеривала на себя роль госпожи. Справедливости ради, это случилось уже после того, как барин овдовел. Фаворитка унижала прислугу, заносилась в общении со старостой и приказчиком, помыкала людьми. Возникает вопрос: почему в этом случае убили хозяина, а не виновницу сего позорища? Отомстили старику за его мужскую слабость?

Как бы то ни было, Венецианов остался в памяти, как один из русских гениев. Он видел свет! «Венецианов не был только скромным начинателем, - вещи, в которых он просто и цельно выразился, рисуют его нам как первоклассного мастера и необычайного человека, которым вполне должна гордиться Россия», – полагал Бенуа, и добавить-то нечего.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Cообщество
«Салон»
4
Cообщество
«Салон»
1
12 января 2022
Cообщество
«Салон»
2
Комментарии Написать свой комментарий
19 октября 2021 в 08:23

Всегда (ну, ПОЧТИ всегда, если уж совсем откровенно) с удовольствием читаю галину. Чувствуется, что есть образование, есть вкус и знания, но, к счастью нашему и уважени, нет ЧВАНЛИВОСТИ и богомерзкого высокомерия, которое вижу у некоей "ШАККО" в ЖЖ. Уж к той на козе не подъедешь! Если твоё мнениЁ не совпадёт с её - получишь бан. испугала, голубушка, баном, ха-ха-ха! да ты кто такая, а? А мне, русскому человеку, получить бан от , извините, еврейки — благо. Зато, вот, Иванкину, читаю с удовольствием и с пользой, потому что я не гуманитарий, в искусствоведении не силён, зато силён в военном связном деле, в боевом применении войск связи во всех видах боевых действий и на различных ТВД. Каждый суслик на своём поле — АГРОНОМ.
Так что Галину читаю с удовольствием и радостью. Я у неё выбираю то, что мне надо, что мне полезно. И да е той же ШАККО я брал то, что мне было нужно. Я, наприпмер, не разделяю мнение, что Адольф Гитлер был поганым художником. Обыкновенным был, каких (ныне- тем более) сотни тысяч или миллионы. Правду хочу. Если он, Гитлер, был людоедом и подлонокм, то так и говорите, а факты нам приводить не нужно : наша страна хлебнула от этого субчика столько и такого, что до сих пор не очухаемся. Ну, а некоторые от общения с господином Гитлером до сих пор извлекают, как ни странно для нас, пользу. ДО СИХ ПОР!!! Мастаки! Умельцы!!! Более того, даже нас, русских людей, эти мастаки умудряются обвинять в том, что мы их недостаточно умело и маловато, что ли, защищали от фашистов. Чуть ли не иски нам вчиняют. Хотя, если по правде, они своё от нас берут. И мало нам не кажется. Повторяю: МАСТАКИ и УМЕЛЬЦЫ этого "дела"! А вот мы почему-то не требуем от этих "господ" заплатить нам и платить нашим потомкам за спасение оных от смертушки. ОНИ не стесняются оскорблять нас, унижать, требовать, намекая, каких-то деньжонок, а мы боимся слово молвить в их адресок.
И знаете, почему? Да потому что нам, народу, живущему в русском мире и живущим им, этим русским миром, надобно ВСЁ ЧТО МЫ ПРЕДЪЯВЛЯЕМ и в чём ОБВИНЯЕМ, надо доказывать. Юридически всё обставлять. А этим.... НЕ НАДО. Их слово воспринимается, яко, понимаете, руководство к действию, как чуть ли не закон: делать только так.
Думаю: и когда же эта публика и эти беспардонные господа уселись нам на шею-то? А мы и не заметили! А где же были наши "слуги"? Народные слуги где были? Посмотрели, а там ОНИ почти все. И ОНИ сами и написали те законы, к которым мы апеллируем, на которые ссылаемся. Вот мы попали, а?
Как бы нам не сказали в одночасье, как в кинофильме "Добро пожаловать..." : "РЕБЯТ, А ЧЕГО ЭТО ВЫ ЗДЕСЬ ДЕЛАЕТЕ, А? ВАШЕ ВРЕМЯ ДАВНО ЗАКОНЧИЛОСЬ, ПОРА И ПО ДОМАМ!". Мы оглянемся: нет ни домов, ни одежды, ни харчей, ничего нет. И пойдём мы, солнцем палимы, повторяя :"Суди их Господь", разводя безнадёжно руками. И пока они будут на нас смотреть-глазеть, криво и презрительно ухмыляясь, будем мы переть уперэд по пыльным дорогам с непокрытыми головёнками. Так нам и надо! ! "Так тебе и надо, не будь такой болван! Нечего тебе глазеть на ероплан!" (с).

1.0x