Сообщество «Круг чтения» 00:10 2 февраля 2023

Венок венков

сборник сонетов Юрия Богданова

Сонет является одной из классических, традиционных поэтических форм. Ведущий свою историю из далёкого XIII века, он проявил удивительную жизнеспособность, будучи востребованным на протяжении всей последующей истории мировой литературы. Созданный в Италии, имеющий несколько канонических моделей, сонет активно использовался едва ли не всеми крупными поэтами. Его фиксированный объём и строгая структура давали возможность выразить поэтическую мысль и лирическое чувство красиво, изящно и внутренне уравновешенно. Говоря о сонете, мы вспоминаем прежде всего великих гениев: Петрарку и Шекспира, символизирующих для нас высокое достоинство сонета. В России эта форма появилась в XVIII веке и с тех пор уже не исчезала из творчества наших поэтов. И сегодня, в начале XXI века, русский сонет продолжает жить.

Книга известного русского поэта Юрия Богданова представляет собой яркий пример современного сонета (Юрий Богданов. Святой венец России. Венок венков сонетов. — М. : У Никитских ворот, 2022. — 332 с.). "Венок венков сонетов" — исключительно сложная структурная форма, требующая от автора помимо собственно таланта ещё и чуткого слуха, а также чувства меры и вкуса. Гармония стихотворной конструкции здесь обусловлена неукоснительным следованием установленному канону, равновесие формы и содержания полностью зависит от мастерства автора произведения. Не станем углубляться в теорию вопроса, в нашу задачу входит охарактеризовать содержательное значение книги.

Книга "Святой венец России" состоит из пятнадцати венков сонетов. Двенадцать из них посвящены жизни и подвигам прославленных творцов российской истории, причисленных к лику святых. Последние три сонета завершают "венок венков", подводя содержательный итог и делая концептуальное обобщение. Приступая к чтению, мы с первых строк ощущаем величественную державную поступь русского сонета, имеющего в своём прошлом опыт великих и выдающихся деятелей русской литературы. Сонеты Юрия Богданова написаны в форме архаичной стилизации, интонационно отсылающей читателя к житийным текстам и былинным повествованиям. В качестве примера можно привести сонет из первого венка, имеющего название "Святая равноапостольная великая княгиня Ольга":

В неразличимые древние были

Через лета я вглядеться хочу…

Ветер веков задувает свечу –

Игоря-князя древляне казнили.

И на княгиню обрушилась тьма –

Чёрною птицей на душу слетела.

К мужу любовь её заледенела,

Стала коварным отмщеньем она.

Сватов древлян заманила на двор:

С лодкой живыми их закопала,

Других — в жаркой баньке нещадно сожгла…

Расправы над мужем простить не могла —

Тёмные мысли не оставляла,

Души тревожащие до сих пор.

События русской истории, известные нам с детства, под пером стихотворца вновь обретают живую плоть и встают перед читателем в ярких образах. Юрий Богданов наделён органичным чувством отечественной старины, поэтому так убедительно и вдохновенно звучат его стихи. Тонкие ритмические перебои призваны подчеркнуть бесхитростную речь летописца, стремящегося с максимальной точностью запечатлеть то, что он видит, с полным осознанием своей ответственности перед будущими поколениями. Таким образом осуществляется духовная преемственность между прошлым и настоящим, укрепляется связь времён.

А вот сонет из венка "Святой благоверный великий князь Александр Невский":

Подвиги князя в веках не забыты:

Не трепетал пред коварной Ордой.

Ханская дружба туманом сокрыта –

В Русь возвратился смертельно больной.

Видела при отпеваньи княгиня,

Что Ярославич, как будто живой,

Руку простёр… — и грамоту принял

С молитвою. Чудо явил над толпой.

Так Бог прославил угодника Божия.

Вороги русский народ не стреножили –

И по сей день он духовно богат.

Для соплеменников князь был примером:

В душу вселял православную веру –

Дух укреплял наш во тысячу крат!

Сонет выдержан в державном, классическом духе, исполнен патриотического пафоса и утверждения православной веры. Образ княгини выписан вдохновенными мазками и обладает почти визуальной образностью. Гордость за русский народ звучит не только от имени автора — она невольно передаётся и читателю.

Книга обладает внутренней цельностью. Перед читателем проходит череда образов, дорогих каждому русскому сердцу: святая равноапостольная великая княгиня Ольга, святой равноапостольный великий князь Владимир, святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский, святой благоверный великий князь Александр Невский, святой благоверный великий князь Даниил Московский, святители Московские Пётр и Алексий, святой благоверный великий князь Дмитрий Донской, святой преподобный Сергий Радонежский, святой праведный воин Фёдор Ушаков, святой преподобный Серафим Саровский, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси. Ёмким и глубоким обобщением звучит сонет из венка "Святые заветы":

Простолюдины, монахи, князья

Русь охраняли от злобных наветов –

Эта сплочённая верой семья

Помнила предков святые заветы:

Молитвой Христа совершали дела –

Народу давала несметную силу:

Она за собой в поднебесье вела –

Солнцем из тёмного леса всходила.

Ликом иконы им виделась Русь

На освещённой молитвой дороге –

Я Богородице с ними молюсь.

Святые просили за Русь во все дни!

За нас неразумных и грешных они

Верой и правдой служили во Боге.

Завершает книгу глубокая литературоведческая статья Евгении Ромейко-Богдановой, посвящённая теории венка сонетов.

Сама история дышит со страниц этой книги. Сегодня, когда русское национальное самосознание переживает подъём, книга Юрия Богданова "Святой венец России" особенно нужна российскому читателю. Высокая культура слова, патриотическое мировоззрение, православный дух и глубокое знание истории — все эти факторы делают книгу "Святой венец России" значительным событием современного отечественного литературного процесса.

Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x