Сообщество «Посольский приказ» 00:08 20 июня 2023

В Китай на поклон

вторая полноценная неделя июня вновь увела фокус всеобщего внимания на Восток

Вторая полноценная неделя июня вновь увела фокус всеобщего внимания на Восток. Пока президент Владимир Путин принимал делегацию африканских государств, дабы выслушать мнения и предложения о мирном урегулировании украинского кризиса, в Китай на поклон к императору Си съезжаются гонцы многоголосой Америки: сначала страну посетил основатель и бывший руководитель Microsoft Билл Гейтс, а вслед за ним не без драматических вывертов прибыл глава американской дипломатии Энтони Блинкен. Вот так, по отдельности, в Пекине побывали две разных версии США – Америка прагматичная, достойная ответного поклона и Америка чиновничья, склочная, так сильно надоевшая Пекину своей дидактикой и назойливостью. И для той, и для другой был заготовлен особый приём.

В частности, в пятницу с Биллом Гейтсом встретился лично Си Цзиньпин. Приезд американского мультимиллиардера был связан с вопросами «глобального здравоохранения и развития». Хоть Гейтс и оставил свой Microsoft в покое практически десятилетие назад, он всё ещё остаётся крупнейшей фигурой как в мировой политике, так и в экономике. Скупаемые им тысячи квадратных километров сельскохозяйственных угодий, проводимые через собственный благотворительный фонд инициативы, многомиллионные инвестиции в разработку лекарств от всех болезней и огромные вложения в благостный пиар всего перечисленного творят образ гуманного капиталиста. Очарованию этого образа, кажется, поддался и Си Цзиньпин: последний назвал американца «старым другом», пожал руку и говорил много приятных слов о фонде Билла и Мелинды Гейтс, через который укрепляется сотрудничество Китая и США.

Что интересно, вопреки американской повестке в отношении Пекина китайский лидер позволил себе сказать следующее: «Основа китайско-американских отношений — в людях. Мы всегда возлагали наши надежды на американский народ и надеемся, что дружба между двумя народами продолжится». Кажется, подобной формулировкой Си Цзиньпин ещё раз подчеркнул: с Белым домом в его нынешнем виде говорить не о чем, поэтому только и остаётся, что возлагать надежду на избрание американским народом более договороспособной администрации.

В остальном разговор Гейтса и Си касался места Китая в мире, ликвидации бедности, борьбы с климатическими изменениями. Разумеется, была затронута также важнейшая для Гейтса и Китая тема – ковид. Гейтс не мог о ней умолчать как основной выгодоприобретатель глобальной пандемии – будучи одним из двух (помимо Пентагона) главных инвесторов компании Moderna, Гейтс получил в ходе эпидемии колоссальный прирост своего состояния. Конкретных цифр, разумеется, нет, но стоит вспомнить, что́ он сам говорил в Давосе в январе 2019-го, за год до начала пандемии: на 10 млрд вложений в производителей и распространителей вакцин приходится 200 млрд прибыли. Китай же, ставший родиной ковида, стал и его могилой: именно с отменой жесточайших ковидных ограничений по всей Поднебесной прошлой осенью связана последняя масштабная волна новостей про моровое поветрие XXI века. Все разговоры о социальной напряжённости и политические игры в Пекине были второстепенны: значение имел лишь спад экономики, вызванный ограничениями, и резкий рост, последовавший за их отменой. При обсуждении ковида китайский генсек признался мультимиллиардеру: «Вы являетесь первым американским другом, с которым я встречаюсь в Пекине в этом году». Вашингтону стоит понадеяться, что не последним.

На протяжении этого года, задолго до встречи Билла Гейтса с Си Цзиньпином, китайское правительство приветствовало у себя многих других акул американского бизнеса. С должным почётом были приняты владельцы JPMorgan, Starbucks, Apple. К слову, несколько ранее, в конце мая, в Китай приезжал и Илон Маск. Его визит в Поднебесную рассматривался в одном из прошлых номеров «Завтра» с позиции как дипломатического, так и делового жеста. На фоне поездок обоих богатейших людей в Пекин зарубежные СМИ стали связывать эти визиты с подготовкой к некоторой разрядке отношений между Китаем и США. Будто бы американская коммерция готовит необходимое поле для переговоров между государствами, а может, и обещает что-то кому-то за саму возможность поговорить. Как бы этого ни хотела верхушка США, звёздно-полосатый бизнес не настроен гробить выгодные контакты за океаном во имя сиюминутных политических амбиций администрации собственного президента. Особенно остро это ощущается сейчас, когда в попытках уязвить Пекин вашингтонские функционеры следуют проторенными дорожками холодной войны – заманивают китайских соседей в военные альянсы, накачивают их оружием и строят новые базы в непосредственной и некомфортной близости к границам Срединной империи. Вместе с тем приближаются выборы президента США, от которых будут сильно зависеть все «можно» и «нельзя» американских дельцов на китайской земле. Вне зависимости от того, что́ после ноября 2024 года готовит новая (или же чудом оставшаяся у власти старая) администрация – поворот к потеплению отношений или же к похолоданию, бизнес хочет сохранить статус-кво. Особенно когда он подразумевает ежегодную торговлю на сумму около 700 млрд долларов.

Тем более что опасения вызывает успешность подготавливаемого визита госсекретаря США Энтони Блинкена. Американские СМИ тиражируют одинаковые заголовки про «малые надежды на какой-либо прорыв» в отношениях, и по всем вводным они недалеки от истины. Ведь госсекретарь США не скрывает ярого алармизма в отношении Китая, да и политическая атмосфера между странами совсем сложная. Изначально поездка Блинкена должна была состояться в феврале, но её отложили в связи со скандалом вокруг китайского метеорологического зонда, внезапно оказавшегося над территорией Америки. Исключительно научный и ни капли не шпионский – если верить китайцам – аэростат попал в границы США из-за плохой погоды и «обстоятельств непреодолимой силы». Тогда байденовская администрация отреагировала медлительно жестоко, сбив зонд при помощи F-22 лишь на пятый день развития ситуации и спровоцировав мгновенную дипломатическую заморозку отношений. Наконец, за неделю до назначенного визита американские спецслужбы выяснили, что Китай собирается разместить разведывательную базу на Кубе для прослушивания переговоров и перехвата спутниковых передач. Однако поездку госсекретаря, видимо, решили не переносить и не отменять, ведь подобное решение Пекина – лишь симметричный ответ на американскую экспансию в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях и на дестабилизацию и без того сложных отношений двух разделённых частей единого Китая. Чтобы изобразить хотя бы видимость поддержания нормальных отношений, Блинкена всё-таки отправили в Пекин. К тому же на носу и планирование возможного двухстороннего саммита с участием Байдена и Си – не стоит мутить воду в преддверии, потому что прочие страны-партнёры – особенно те, что в Южной Америке, – не поймут.

Китайцы на родной земле готовились встречать Блинкена максимально жёстко. Это чувствовалось в мелочах: например, после приземления самолёта к трапу не был подан ставший классическим в дипломатии красный ковёр. Другой факт: Цинь Ган, министр иностранных дел КНР, при подготовке визита предупредил госсекретаря США, что последнему будет необходимо «проявить уважение» и что привычный вашингтонский «диалог с позиции силы» будет непозволителен за столом переговоров. Риторика Блинкена, в свою очередь, была предельно аккуратна и далека от конфликтной, ведь он прибыл в Пекин из-за «необходимости снижения риска заблуждений и просчётов». По итогу, сделав несколько фотографий с рукопожатием на фоне флагов, Цинь Ган общался с Блинкеном без журналистов на протяжении пяти с лишним часов, после чего оба политика отправились на деловой ужин. Каких-либо вменяемых заявлений сделано не было. Разве что стороны обещали вернуться к регулярным встречам по рабочим вопросам. Госдепартамент США в результате посчитал такие переговоры «откровенными, предметными и конструктивными» – клише, не говорящие ничего.

Но будем честны: по-своему сам факт посещения Китая госсекретарём США – это своеобразный дипломатический успех, породивший переговоры для будущих переговоров. За всё невезучее президентство Джо Байдена, чей первый срок скоро подходит к концу, Энтони Блинкен стал самым высокопоставленным чиновником, посетившим Китай с официальным визитом. Одно это способствует разморозке отношений после инцидента с метеорологическим зондом. Однако заметно, что отсутствие каких-либо вменяемых итогов по результатам встречи свидетельствует о нулевом прогрессе в решении вопросов первостепенной важности. А среди них по-прежнему тайваньский и украинский кризисы, по которым есть запросы и у Пекина, и у Вашингтона. И потому не совсем понятно, американская или китайская сторона попыталась пройти мимо данных тем? У кого не хватило духу заговорить о самом больном?

Лиц калибра Тони – госсекретаря, а по-нашему министра иностранных дел – принято принимать главе государства, особенно когда те приезжают с открытыми декларациями разморозки отношений и риторически чуть ли не посыпают голову пеплом. Оттого ещё более анекдотичным представляется, что до последнего момента китайцы держали интригу на предмет того, пустят они госсекретаря к своему генсекретарю или же нет. Если для Билла Гейтса китайский генсек смог найти время в своём плотном графике, то вот вытерпеть одно из первых лиц американской политики ему уже тяжело. А то ли ещё будет: в скором времени в Китай должна наведаться глава минфина США Джанет Йеллен, которая регулярно разгоняет тему о том, что Пекину пора бы сбавить экономические обороты и отказаться от партнёрства с любыми мировыми финансовыми институтами. Мадам Йеллен, натерпевшаяся бед с чудом остановленным весной банкопадом, выраженным падениями SVB и First Republic, не так проста: за её плечами стоят гигантские инвестиционные фонды и воротилы с Уолл-стрит, общение с которыми Китаю может быть куда интереснее очередных обменов дипломатическими клише с ещё одной говорящей головой Вашингтона. Так какую именно из двух Америк станет представлять Джанет?

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
25 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x