Федеральный суд США отклонил иск Министерства юстиции, в котором содержалось требование запретить издание книги экс-помощника 45-го президента США по национальной безопасности Джона Болтона «Комната, где это случилось» из-за разглашения в её тексте сведений, якобы составляющих государственную тайну.
Янки обожают писать мемуары. Любые люди, любые явления и любые события существуют в глазах американцев лишь затем, чтобы оказаться изложенными в аккуратной книжечке с красивой обложкой и неимоверно пафосным названием. Но любовь к написанию мемуаров — ещё полбеды. Янки обожают читать мемуары. За счёт огромных продаж заурядных историй жизни очередных знаменитостей, наполненных тривиальными событиями и банальными выводами, мемуары составляют существенную статью доходов любого американца, чьё имя хоть как-то запомнилось массам. А лучшая гарантия высоких продаж — скандал вокруг книги, попытки её запрета и препоны, картинно чинимые значимыми людьми. Когда же препоны чинит сам президент США, можно с уверенностью сказать, что книге уготована судьба бестселлера. Кассовые результаты воспоминаний Джона Болтона, бывшего советника Трампа по нацбезопасности, пока неизвестны — говорят лишь о 200 тысячах экземплярах, уже проданных за рубежом, но уже сейчас видно, что такого интереса к литературе американцы не испытывали очень давно.
Болтон ушёл из администрации Трампа со скандалом. Кто-то связывал его отставку с намеренным срывом переговоров с талибами, другие видели в его внезапной отставке козни Майка Помпео, желавшего прибрать к рукам все рычаги влияния на американскую внешнюю политику. Были и другие версии. Но факт остаётся фактом – «усатый ястреб» пулей вылетел из Белого дома, мигом лишившись всего влияния, которое он наращивал столько лет. Отставка этого олицетворения американской агрессивной дипломатии, прыгающей через грань войны, как через скакалку, была воспринята как знак существенного смягчения намерений мирового гегемона, но уже через четыре месяца США убили генерала Сулеймани так, словно Трампу нашептал эту идею чей-то другой, не менее усатый, рот. Сам же Болтон, чей призрак, судя по всему, витает в коридорах Белого дома и поныне, времени даром не терял.
За десять месяцев со дня своей отставки он написал и выпустил в свет книгу мемуаров о работе с Трампом. Название книги взято из мюзикла «Гамильтон» — пафосной и предельно либеральной бродвейской жвачки, с постановки (спектакля?) которой однажды прогнали вице-президента Майка Пенса. Книга Болтона должна была рассказывать о буднях работы в Белом доме: повседневных взаимодействиях с президентом, нюансах функционирования его ближайшего окружения, паре-тройке занятных подробностей, доселе неизвестных публике, и так далее. Но Болтон, топорща усы от обиды и негодования, издал книгу, способную серьёзно испортить жизнь очень многим в Вашингтоне, но почти не затрагивающую того, против кого она вроде бы нацелена. Образ Трампа, описанный Болтоном, в точности повторяет те черты, которые так красочно описывали американские журналисты все четыре года полномочий 45-го президента США. Здесь вам и катастрофическая некомпетентность, вроде вопросов о том, является ли Финляндия частью России. И кровожадность (упрёки в которой от записного «неокона» и лоббиста интересов ВПК дорогого стоят) с навязчивыми идеями о вторжениях куда-то. И постоянные перепады настроения, сопровождаемые изменениями важных стратегических решений. Словом, в «житии Трампа от Болтона» нет ничего ценного и нового — всё это неоднократно обыгрывалось на страницах либеральной прессы, в скетчах либеральных комиков и в выступлениях либеральных политиков.
Куда интереснее выглядят откровения Болтона по поводу внешнеполитических отношений. Так, бывший советник по нацбезопасности, не моргнув глазом, вываливает на страницы своих мемуаров содержание секретных переговоров, в которых, как известно, допускается обычно несвойственная публичной дипломатии прямолинейность. В этом и состоит причина, по которой Трамп пытался запретить выход книги, а вовсе не в уязвлённом самолюбии. Слова Путина об отсутствии симпатии к вроде бы союзному Тегерану, негативные впечатления о Шойгу и Патрушеве, нюансы переговоров США и Южной Кореи — всё это почти наверняка создаст проблемы не Трампу, к которому вообще «грязь не липнет», а американским дипломатам, старающимся «играть по правилам». Так зачем же Болтон говорит о подобных вещах? Неужели из личной неприязни к Трампу? Неужели он не знал, на что шёл, не понимал, что эксцентричность 45-го президента США будет проявляться во всех аспектах его работы. Так в чём же причина такой яростной обиды, почему 70-летний вашингтонский старожил ведёт себя, словно отвергнутая девица?
Несмотря на упрёки в непоследовательности и импульсивности, Трамп руками Болтона делал ровно то, что обещал делать в ходе своей кампании — избавлял Америку от тяготящих её обязательств. Развал ядерной сделки с Ираном, заключённой Обамой в ущерб американским интересам, уничтожение системы договоров о сдерживании роста вооружений, мешавших американцам хотя бы попытаться вернуть себе технологическое первенство в военной сфере… Болтон с упоением крушил заключённые сделки и договоры, но как только он пережил (переоценил?) свою полезность и пошёл наперекор главному работодателю, его бесцеремонно «сожгли». В попытках мести бывший советник по нацбезопасности подставил не себя — ему-то как раз солидные сборы продаж этой книги обеспечат ещё более безбедную старость. Болтон на своём примере наглядно показал тип современного американского дипломата, снующего между Госдепом и Белым домом. Этот дипломат не имеет ничего общего с прямолинейными оппортунистами 1940-х – 50-х, «взошедшими на вершину мира» и начавшими Холодную войну. Этот дипломат не является наследником хитроумных стратегов 1970-х — 80-х, перекроивших мир на свой лад и закончивших Холодную войну. Дипломатия Болтона — родом из тех сытых времён, когда привилегии класса вашингтонской элиты, того самого «болота», которое силился, но так и не сумел «осушить» Трамп, перевесили и задавили обязанности, которые этот класс нёс перед Америкой и её интересами. Вот главное впечатление, возникающее при прочтении «Комнаты» — её текст напоминает жалобы промотавшего фамильное состояние аристократа, чей сюзерен не проявляет должного почтения ни к его личной персоне, ни к заслугам его рода.
И удивительное сходство нытья Болтона с нытьём американских либералов ещё больше доказывает, что в Вашингтоне уже давно нет ни левых, ни правых, ни демократов, ни республиканцев, ни чёрных, ни белых, ни дипломатов, ни военных. Есть лишь избранные, но неизбираемые аристократы нового мира, жадные щупальца спрута американской гегемонии, который опутал всю планету. Это — то самое «глубинное государство», выкормышем которого является Болтон. И оно рано или поздно рухнет под весом собственного высокомерия и недальновидности. России же, во избежание погребения под обломками американской гегемонии, лучше держаться подальше от клоунов, раскрывающих подробности самых секретных переговоров.