Сообщество «Салон» 11:03 26 сентября 2022

Уметь жить

«Не сравнивай: живущий несравним» - выставка в музее Василия Тропинина
6

«Коллекционировать — значит уметь жить прошлым».

Альбер Камю

Коллекционирование произведений искусства, как и все прочие хобби, возникло не так уж и давно – в галантном осьмнадцатом столетии, когда миру был явлен богатый и слегка тоскующий интеллектуал с высокодуховными запросами. Сделалось модно раскатывать по Европам и скупать «итальянцев» да «голландцев», оценивающе разглядывать какую-нибудь Мадонну или грубовато-сочный, с виноградом и дичью, натюрморт, а потом, сказав: «Заверните», отсыпать горстку золотых.

Холодными зимними вечерами хвастаться коллекцией перед своими приятелями в пудреных париках и при лорнетах. C'est magnifique! Это же Тинторетто, а вон там – Рембрандт. Собрания картин и древностей показывали высокий материальный статус и рафинированность – коллекционированию оказались подвержены государи, мнящие себя просветителями отечества – Екатерина II, Фридрих под тем же номером и швед Густав III.

В XIX веке появился типаж – воротила-меценат, и наш Павел Третьяков – не исключение, но правило. Деньги, точнее их владельцы, решали всё – мы и считаем шедеврами именно то, что когда-то выбрали наши купчины – Щукин и братья Морозовы. Покупали, не торгуясь и делали имена художникам, частенько бедствовавшим и безвестным. И для кого секрет, что своей мировой славой импрессионисты и постимпрессионисты обязаны капризам русских негоциантов, увидевших в «мазне» - биение пульса времени?

XX век запомнился громкими похищениями и разграблениями коллекций – так, заядлый «искусствовед» Герман Геринг посылал своих эмиссаров на все оккупированные территории для пополнения галереи во дворце Каринхалле. Коллекционер – будь он альтруист или преступник – где-то маниакальная личность, что отразил Джон Фаулз в своём одноимённом романе. Там же он сказал, что коллекционирование – это имитация жизни и антижизнь, анти-искусство. Он не прав – это расцвечивание бытия. Но, во всяком случае, писатель уловил важнейшую особенность: предмет коллекционирования для собирателя – вожделенная прелесть.

Сегодня у нас есть возможность полюбоваться картинами из собрания Валерия Дудакова – художника, искусствоведа и – охотника за искусством. «Не сравнивай: живущий несравним» - так изящно, с отсылкой к мандельштамовским строчкам, назвали кураторы свою выставку в Музее Василия Тропинина. Совместный проект музея и коллекционера – это демонстрация работ, которые очень редко, а то и – никогда не экспонировались для широкой публики. Многие из них даже в Интернете невозможно отыскать. Поэтому, не откладывая, бегите!

Любопытна концепция – представлены картины, рисунки, эскизы 1890 – 1920-х годов, и, кроме того, есть несколько вещей начала 1930-х. Ар Нуво обычно не смешивают с «ревущими-двадцатыми», хотя они со всей логикой – продолжение и порождение Серебряного века. Всё, что было заложено в 1910-х, стало явью десятилетием позже, а некоторые художники и вовсе не изменили своим вкусам после Революции. Типичный пример – сиреневые феерии Петра Кончаловского. Мы говорим: «Кончаловский», подразумеваем «сирень». Пожалуй, ни один мастер не был так предан Цветку – в этой извечной любви есть что-то средневеково-французское или персидское. «Сирень в корзине» (1932) – одна из таких «кончаловских» сиреней.

Не то - Константин Сомов. Он свою энергию отдавал Belle Femme прошедших столетий – его женщины безличны и безымянны, это – влекущий образ. Певец галантности и фижм, он грезил маркизами Версаля, но проявлял неравнодушие и к пушкинской эпохе. «Дама с собачкой» (1903) – это некая стройная барыня средь боскетов осеннего парка. У ног её – левретка; позади – статуя Венеры. Сомовские картины – это не «романы», и, тем паче, не «повести», но утончённые четверостишья, где смысл – в игре словес, а не в сюжетной линии.

Тем интереснее наблюдать гуашь «Выезд на охоту» (1911) будущего соцреалиста Сергея Герасимова, автора «Колхозного праздника» и «Матери партизана». В 1910-х он искал почерк, попеременно заглядывая то к Мирискусникам, то к футуристам-кубистам. Здесь он выступает, как продолжатель форм Бенуа-Сомова-Лансере и переносится в XVIII столетие с его пудрой, камзолами и столь пышными экипажами, что они напоминали гигантские шкатулки с драгоценностями.

Ретро-эскапизм оставался в трендах не только в Серебряном веке, но и в 1920-х годах, разве что он звучал менее отчётливо. Парадоксально - многие «купчихи» Бориса Кустодиева написаны уже в первые годы Октябрьской Революции, включая знаменитую «Купчиху за чаем» (1918). На тропининской экспозиции тоже присутствует Кустодиев с наброском «Вечер на Волге» (1920). Мы видим богатый дом на берегу реки, фонарики, чаепитие, девиц в кринолинах – мастер любил погрузиться в утраченный мир богачей, веривших «честному купеческому слову» и гонявших по Волге пароходы.

Кустодиевская тема – это ещё и особость национального стиля, неорусское направление Ар Нуво, в котором находили себя художники – от традиционалистов до авангардистов. Наталья Гончарова довольно часто обращалась к лубку и народным росписям, полагая, что праистория и сияющее послезавтра связаны друг с другом незримыми нитями. Она была археофутуристом – неслучайно её картины легко переносятся на современные ткани и декоративные платки. Вот – рекламно-дизайнерская разработка для русскоязычного издательства (1921), когда художница уже пребывала в Париже. Две девушки в кокошниках нарисованы в иконописной манере, но с использованием тех стилистических приёмов, которые впоследствии назовут Ар деко.

Где Гончарова, там её муж – эффектный, но более слабый, чем жена – Михаил Ларионов, и, если Гончарова искала в себе русское, даже находясь в Европе, то Ларионов подражал французам и не особо рефлексировал. Однако в историю искусств они ворвались вместе – сплочённой парой. На экспозиции представлена его «Прогулка» (1908), и, если не знать, кто создал, можно подумать, что непременный галл с Монмартра.

Серебряный век и 1920-е годы – «дамское» время, когда юные особы, отринув кисейную благость, кидались учиться, воевать, писать сатирические рассказики или выспренние стихи, выходить замуж по любви, а потом - избираться в Советы. Это был расцвет женского творчества. На изысканной автолитографии «Недостижимое» (1895) – фигурка девушки в античном пеплосе; она пытается поймать ускользающую радугу. Автор – Мария Якунчикова, одна из первых россиянок, получивших профессиональное художественное образование. По матери она – из Мамонтовых, а в этом купеческом семействе уважали знания. Якунчикова не сделалась явлением, но была активной участницей процесса – вращалась в поленовском кругу, изучала народное искусство и археологию, жила в Швейцарии, но туберкулёз оборвал эту яркую биографию.

Начало века – эра творческого горения и попыток переустроить вселенную. Держался спрос на архитекторов – они, как никто, чувствовали изменения. На акварельном рисунке забытого (у нас!) виртуоза Константина Аладжалова – неизвестный зодчий (1918), и это видится портретом всех молодых архитекторов. Тогда, на излёте 1910-х, посреди войны и разрухи, велись дискуссии о грядущих городах- Солнцах. Какими быть им? Подобными Элладе и Риму или же – функциональными, как машины? Архитектор, позировавший Аладжалову, «ретроград», ибо вычерчивает античный фасад с ионическими завитками капителей. В 1920-х победили конструктивисты, но вот уже при Сталине понадобились колонны. Что же до самого Аладжалова, то его судьба – занимательна. Приняв Революцию и бойко проехав по России с одним из агитационных поездов, он разочаровался в «новой цивилизации» и в 1921 году покинул страну, чтобы вынырнуть в Америке и громко прославиться, как иллюстратор журналов ‘The New Yorker’, ’Life’ и ‘Vanity Fair’. В Америке он и теперь почитается, как величина, равная Кристиану Лейендекеру и Норману Рокуэллу.

Ещё одно позабытое имя - Модест Дурнов – архитектор, оформитель, талантливый рисовальщик, он входил в группы, возводившие Кустарный музей в Леонтьевском переулке, университетские клинике на Девичьем поле в Москве, вокзал в Муроме и торговые рядов в Томске, делал рисунки для изданий классики; после Революции участвовал в декорировании Москвы к первой годовщине Октября, а затем был включён в Комиссию по разработке плана Большой Москвы (1921−1925). Любопытный персонаж, отличная карьера. Но! Его акварель «Жанровая сцена с болванчиком» (1900) вызывает, скорее, ужас, чем восторг. Качественно прорисованные люди-уроды и кукла-монстр – точно какой-то страшный сон навалился на художника, и он вывалил это на бумагу. Впрочем, Серебряный век благоволил не только к красоте, как высшему проявлению Бога, но и к безобразию – творению Диавола. Этот союз/конфликт гармонии с мерзостью и оказался ведущим в культуре Ар нуво.

На контрасте - сказочный и тёплый «Натюрморт с вазой и чайной посудой на фоне окна» (1930-е гг). Павла Кузнецова – мирискусника и одного из организаторов «Голубой розы», а при Советской Власти – преподавателя Строгановки и Вхутемаса, деятеля МОСХа. Кузнецов любил цвет и буквально наслаждался сочными красками. Фрукты и розы на фоне кобальтовой сини – бывает ли интенсивнее?

В том стихотворении Мандельштама, что вынесено в название выставки, есть четверостишье: «Где больше неба мне — там я бродить готов, / И ясная тоска меня не отпускает / От молодых еще воронежских холмов / К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане». Это о всеохватной силе искусства и разнообразии источников вдохновения –Воронеж ли Тоскана, красота или бесчинство, прошлое или будущее. А ещё, большинство художников остались в памяти человечества потому, что кто-то – государство или частное лицо - догадался включить их картины в свои коллекции. Будем же благодарны коллекционерам. Альбер Камю выразил, что коллекционировать – это уметь жить прошлым. Всё – шире. Коллекционировать – это уметь жить.

двойной клик - редактировать галерею

23 ноября 2022
Cообщество
«Салон»
1
Cообщество
«Салон»
3
Cообщество
«Салон»
1
Комментарии Написать свой комментарий
26 сентября 2022 в 13:13

Бегите, кто может, полюбоваться картинами из собрания Валерия Дудакова – художника, искусствоведа!
Узнайте, что такое настоящее искусство!
Сравните с тем, что нам втюривали, потакая своим капризам, всякие купчины и негоцианты, воротилы-меценаты и другие личности, мнящие себя просветителями отечества!
Впрочем, достаточно иллюстраций к статье.

26 сентября 2022 в 18:34

Искусство должно принадлежать народу.

26 сентября 2022 в 18:58

Этой статье не хватает Советского Союза вокруг.

26 сентября 2022 в 21:31

Согласен. Этим бесплатным лекциям Галины по искусствоведению и живописи просто нет цены. Вот настоящий советский профессор. Это не ВШЭ. Это обыкновенное просвещение нас, трудящихся и даже уже оттрудившихся масс.

1 октября 2022 в 13:47

Мурашко супер ВРАГ! ВОЗ это его дом! в прошлом году в Минздраве проходили незаконные сокращения департаментов и неугодных Министру Михаилу Мурашко сотрудников. Сокращено было четыре департамента. Процедура сокращения проходила со значительными нарушениями закона. Кроме того, многим сотрудникам угрожали тем, что они «никогда не найдут работу» и «министр испортит им жизнь». Их вещи просто выкинули из кабинетов. Одну сотрудницу не выпускали из здания, после того, как она начала спорить с такими незаконными действиями и просила соблюдать закон, в том числе министра (есть переписка). Источник отмечает, и сам министр, и пришедшие в Минздрав вместе с Министром люди просто не умеют себя вести по другому, все делается через угрозы и давление. Две сотрудницы после произошедшего обратились в суд и выиграли оба суда. Сокращения признаны незаконными, им присудили компенсации и сотрудниц восстановили, но они сразу же уволились по статье, которая позволяет уволиться от работодателя сразу же, после того, как работодатель совершил противоправный поступок. Обе сотрудницы были заместителями директора одного из сокращенных департаментов.

2 октября 2022 в 19:55

Читаю статью и чувствую какую-то навязчивую мысль. Именно чувствую - а где же Кухля...или кушля,мля. И вот он!
Случаются же случайные случайности,Кухля! А?

1.0x