Где можно найти элитную школу? Может, в начале Рублёвки (гимназия Примакова), в центре Москвы (57-я) или в лицее ВШЭ? Точно рекомендую на конкурс лучших школ Тверское суворовское военное ордена Почёта училище Министерства обороны РФ. Без смартфонов и с тетрадками до 11 класса, столовая уровня хорошего ресторана, кабинеты предметников с уникальным оформлением и оборудованием, отличный класс дронов и несколько спортзалов, замечательные росписи стен с сюжетами из нашей истории и прекрасный музей выпускников.
Тверское суворовское военное ордена Почёта училище Министерства обороны РФ (далее – училище) ведёт свою историю с 1943 года. В музее – многочисленные фото выпускников, ставших министрами и вице-премьерами, известными философами и филологами, фотографии детей и внуков руководителей страны 1930–1950-х годов. Одиннадцати выпускникам училища присвоено звание Героя Советского Союза, России и Труда, более 700 выпускников разных лет – участники СВО. Таким выпускникам позавидует любая московская школа. На экскурсии, которую провёл начальник училища, генерал-лейтенант, кандидат технических наук Владимир Николаевич Ляпоров, на память приходила аналогия с Царскосельским лицеем.
Пожалуй, одним из самых серьёзных бичей современного школьного образования стали смартфоны, в которых дети легко ищут ответы и подолгу «зависают», зачастую даже на уроках, и учителя ничего не могут с этим поделать. Спрашиваю, как у вас со смартфонами? Воспитанники получают для учёбы ноутбуки на 2–3 часа ежедневно, со строгими фильтрами допустимых программ и сайтов. Ещё воспитанникам 5–8 классов разрешаются ненадолго игровые приставки к телевизорам в комнатах их проживания.
Чтобы проверить, не специальная ли постановка, прошусь в одиночку пройти на другой этаж вне экскурсионного маршрута. Классы с окнами из коридора с жалюзи, через которые наискосок видны воспитанники. Минут по пять всматриваюсь по очереди в два десятых класса, которые писали проверочную по физике и обществознанию, смартфонов или шпор не обнаружил.
Мотивация – лишение увольнительных (воспитанникам предоставляется суточное увольнение один раз в неделю). Принято решение о дополнительном поощрении за отличные результаты в учёбе в виде права прибывать из увольнения в понедельник в 8.30 (остальные убывают в увольнение в субботу и прибывают к 18.30 в воскресенье). Хотя, чего греха таить, при разрешённом длительном посещении родителей в каникулы воспитанники получают избыточную порцию вредной для детской психики цифровой современности.
Ещё одним бичом образования является невозможность отчисления за неуспеваемость. Училище работает по стандартам Минпросвещения и воспитанников не отчисляет, но оставляет нерадивых на второй год. Владимир Николаевич говорит, что достаточно оставить на второй год одного из параллели, как те воспитанники, что с ленцой, в двух параллелях сразу включаются в учёбу. В принципе, до этого доходит редко, поскольку вокруг изначально правильные организация и мотивация (ещё раз вспомним про смартфоны и увольнительные). Подискутировали, на каком году лучше так перевоспитывать: в начальной школе или в выпускных классах.
Третьим бичом типичных наших школ является психологический барьер между администрацией, учителями и детьми. Такой барьер для опытного педагога и родителя виден сразу, по мельчайшим деталям поведения и по глазам. Читатель может подумать, что генерал-лейтенант во главе училища – недостижимый небожитель для педагогов и воспитанников и они стараются держаться от него подальше на всякий случай. Не тут-то было: «экскурсовод Царскосельского лицея» рассказывал про отеческие отношения между поколениями. В училище три поколения: умудрённый опытом начальник училища и его замы, учителя преимущественно на излёте молодости и уже с опытом, сами воспитанники.
Продолжаю эксперимент с самостоятельным посещением нескольких классов без сопровождения генерал-лейтенанта. Класс географии – огромный глобус высотой с подростка. Фотографии экспедиций воспитанников на Север и в горы – не исторические, а недавние. Но и история освоения Русского Севера — наглядно по стенам. Класс истории – сплошь по стенам хронологическая линейка и описания памятных дат – хочешь не хочешь, а посидев годик без смартфона в классе с такими стенами, всё запомнишь.
В продолжение темы богатейшей истории нашей страны: буквально все стены широких и длинных коридоров – в выдающейся графике уровня хорошего музея и с кратким описанием важнейших событий. Отдельной гордостью училища является собственно музей, где хранятся фотографии, документы воспитанников, другие экспонаты прошлых десятилетий. Вообще вход в училище оформлен огромными моделями российской космической и лётной техники (училище «под зонтиком» ВКС). На это, по словам Владимира Николаевича, ушло несколько лет кропотливого совместного труда учителей и воспитанников.
Историческое оформление интерьеров здания, да и само здание достойны статуса объекта культурного наследия регионального значения. Организовано проведение экскурсий для учащихся школ и институтов из регионов (по согласованию).
Особо следует выделить подобранный профессиональный коллектив училища, психологически и морально устойчивую обстановку. Именно коллектив буквально вдохнул в построенные пять лет назад стены училища дух патриотизма, гордости за нашу Великую Родину.
Владимир Николаевич ратует за проведение в стенах училища различных общероссийских конкурсов, и это уже на заметку гражданскому Минпросвещения и региональным департаментам образования.
Конкурсы возможны не только учебные, но и спортивные, музыкально-танцевальные. В училище два спортивных зала по стандартам олимпийских сборных: для игровых видов спорта и для единоборств, ещё качалка уровня дорогого московского фитнес-клуба. В училище есть кружки танцев, пения, хорового пения, игры на музыкальных инструментах, художественного слова, вокально-инструментальный ансамбль. В кружок танцев 8–10 классов приглашают девочек из школ и лицеев, организуют дискотеки на территории училища (училище всё же для мальчиков — и вновь вспомнился Царскосельский лицей).
Ещё на сайте училища чётко заявлено: «ФГКОУ «Тверское суворовское военное ордена Почёта училище Министерства обороны Российской Федерации» не оказывает платных образовательных услуг». Переводя с языка минпросовской бюрократии – кружки бесплатные, для этого — отдельный корпус с отдельным входом. Где-то на этом абзаце вздохнули читатели с детьми и внуками в московских школах с дополнительными платными образовательными услугами (в просторечии – допами).
Для досуга воспитанников доступны: настольный теннис, спортивные тренажёры, настольные игры (особой популярностью пользуются шахматы), своя курсовая библиотека, а в младших классах – макеты для сборки различной военной техники и вооружения. Есть бильярдные столы, прямо офицерские, популярные в начале и середине XX века. Уезжая в вечерних сумерках, в мороз под двадцать, мы видели забег старшеклассников в экстремальных условиях: бежали они явно не впервой, уверенно, с правильной для такой погоды экипировкой и поставленным дыханием. Не все ныне — в игровых приставках.
Вообще училище не исключительно только военное: образовательные стандарты Минпросвещения, и наглядно, как можно работать в рамках этих стандартов без бюрократических перегибов. Не все выпускники становятся военными – некоторые поступают в ведущие гражданские вузы, и всё же в основном они осознанно нацелены на военные вузы Министерства обороны. Спрашиваю, а много ли высокобалльников ЕГЭ – тех, что с баллами в среднем 86+, — а это один из важнейших критериев рейтингования гражданских школ. Немногим больше половины выпускников последних лет – именно высокобалльники, чему точно позавидует любая московская школа. Ещё на зависть столичным родителям – репетиторов нет в принципе: воспитанники на полном пансионе (с выходами в увольнительные), занимаются только с учителями училища.
На территории училища небольшой храм. Владимир Николаевич оценивает, что примерно 20% курсантов истинно верующие. Многие проявляют интерес сами. Веру не навязывают – постепенно придёт к каждому. Поднялся с одним из курсантов на звонницу. Фонд славянской письменности (Леонид Редкий) вручил икону Ильи Муромца.
Отобедали тем, что едят воспитанники – уровень хорошего ресторана. Отдельное спасибо поварам за гостеприимство. Специально проверил, что наливали первое и компот, накладывали второе и квашеную капусту из общих чанов. Столовая бесплатная, ещё есть буфет, где за небольшую плату можно купить сладости – конфеты, выпечку, шоколадки.
В училище организована парашютная подготовка, итогом которой стали ежегодные прыжки с парашютом воспитанников 10 и 11 классов. В 10 классе организовано обучение в автошколе, по окончании которого воспитанники сдают экзамены и получают свидетельство, дающее им право по достижении 17 лет сдавать экзамен на получение водительских прав. От себя добавлю, что в моей советской школе в 9–10 классах был УПК (учебно-производственный комбинат), с подготовкой на водителя и автомеханика, а угроза отчисления с этой подготовки вразумляла хулиганящих в общеобразовательных классах.
Воспитанники живут в блоках по две комнаты (в каждой две кровати) с душевым уголком и туалетом, прихожей. Впечатлил гардероб с несколькими видами формы: повседневная, парадная, демисезонная, зимняя, спортивная – всё за счёт государства. Чтобы проверить, не показывают ли лучшие помещения, — заглянул в случайную комнату, где воспитанники делали домашку за выдаваемым ноутбуком. Точно не показуха.
Особым предметом гордости является класс обучения работе с беспилотниками. Читатель может подумать, что обучение – это типа поиграть в простенький игровой симулятор в интернете или собрать корзину заказов компонентов дронов на маркетплейсе без их оплаты. Фото выкладывать не могу, детали также оставлю на возможный следующий визит (о чём ниже), но показывал эти фото коллеге по газете, знакомому с вопросом не понаслышке. Тот был поражён высоким уровнем оснащения. Рядом с классом, в коридоре – образцы боевых изделий, даже трофейная «Баба-яга». Воспитанники получают свидетельство оператора БПЛА, как когда-то в советском ДОСААФ становились радиотехниками.
Помечтаем о дронах. Увиденное и обсуждённое с коллегой по газете – прекрасный пример для многочисленных развёртываемых программ подготовки дроноводов. Прямо в это училище надо завозить из других регионов, из федеральных органов власти – нет, не детей, а руководителей и учителей – для обмена опытом. Вот бы провести федеральное совещание по обучению дронам в стенах этого училища, запустить программы переподготовки для учителей, особенно на каникулах, когда курсанты разъехались к родителям и освободили свои комнаты.
Ещё подумаем, как серьёзно расширить в училище трофейный ряд дронов, а также компонентный ряд от отечественных производителей. По этой тематике в газете «Завтра» была серия статей: «Сделано здесь. В России развёрнуто массовое производство компонентов квадрокоптеров»[2], «Дроны своими руками. Об инженерах с ЛБС».
Вернёмся к федеральной политике в области образования: училище чётко показывает, что федеральные стандарты Минпросвещения – рабочие, если к ним добавить правильную организацию на местном уровне. Несомненно, элементы военной организации чувствуются, но без перегибов, как могли бы подумать некоторые наши читатели, без «строем с урока на урок» или в столовую. Автор - доктор экономических наук





















двойной клик - редактировать галерею





