Авторский блог Арсений Латов 09:00 22 июня 2021

Telegram прениже всего

свобода слова теперь страшна даже журналистам

Современность изумляет: либеральный Запад сторонится свободы слова, словно чумы. И это касается не только властных структур, науськанных силовиков и прочих людей в строгих костюмах. Свобода слова теперь страшна даже журналистам: в середине июня одно из старейших и вроде как самых свободолюбивых изданий Европы, немецкий Der Spiegel, опубликовало крупный текст, посвящённый самой скандальной фигуре российской IT-индустрии, Павлу Дурову, и его самому используемому продукту — мессенджеру Telegram. Статья с мрачным заголовком "Телеграмный миллиардер и его Тёмная Империя" прослеживает экономико-политическую биографию господина Дурова, а Telegram представляет средоточием «тёмных личностей»: мошенников, наркоторговцев, радикальных фундаменталистов и террористов — всех понемногу.

Однако основным толчком к написанию шпигелевской статьи стала беспомощность немецких властей в закрепощении Telegram в собственной стране. Министерство юстиции Германии требует передачи пользовательских данных и удаления незаконного контента из мессенджера, но в ответ ажюстированная немецкая махина власти получает лишь тишину: у компании Павла Дурова, расположенной в Дубае, нет ни контактного лица, через которого можно передать письма с иском, ни нормально работающего офиса. По итогу, обвинения, предусматривающие штраф на сумму до 55 миллионов евро и полную блокировку мессенджера, были переданы через посольство Германии в Дубае. Впрочем, даже такие дипломатические изыски не гарантируют исполнения немецкого наказа.

Ведь Telegram, как и сам господин Дуров, слишком волен, подвижен и известен, чтобы быть заблокированным. Вместе с тем Telegram на сегодня — единовременно и мессенджер, и площадка для волеизъявления всей палитры политических взглядов — как господствующих в отдельно взятой стране, так и оппозиционных. И опасения немецких государственников понятны потому, что Telegram выступает мерилом стрессоустойчивости многих политических режимов (из последних примеров — соседняя нам Беларусь и NEXTA или переезд трампистов из Parler в Telegram после январских беспорядков в Вашингтоне). На фоне подготовки к очередным парламентским выборам в Германии, которые состоятся 26 сентября нынешнего года, Telegram сможет консолидировать электорат партии евроскептиков ("Альтернатива для Германии") и — шире — послужить рупором всех оппозиционных политических повесток. Привычные же для Бундестага правоцентристы (блок "Христианско-демократического союза Германии" с "Христианско-социальным союзом в Баварии") и социал-демократы ("Социал-демократическая партия Германии") опасаются потери статуса-кво, и потому стигматизация Telegram кажется логичным шагом на пути к обеспечению политической стабильности в Германии. То есть к новым волнам иммигрантов и финансовой поддержке разваливающегося Европейского союза.

Статистика тоже не на стороне господствующих немецких партий: опрос, проведённый Инстиутом демоскопии Алленсбаха, показывает, что только 45% немцев считают, что могут свободно выражать своё политическое мнение. Блокировка же Telegram опустит эту цифру ещё ниже. По факту, в среде социальных сетей и мессенджеров такого политического пространства, который даёт бесплатный и свободный от рекламы Telegram, сейчас нигде не встретить. Бан Дональда Трампа в Twitter, регулярные чистки в Facebook, посаженные за посты и репосты в VK люди — это пока невозможные практики корпоративного или государственного контроля в Telegram. Какие бы коннотации фраза «свобода слова» ни побуждала, все они так или иначе возникают при упоминании Telegram. Но вскоре это может измениться.

Идеологический плюрализм Павла Дурова не отменяет его заинтересованности в капитале. Со времён запуска в 2013 году Telegram финансировался только своим создателем; исключением можно посчитать разве что 2018-2020 годы, когда компания господина Дурова в попытках организовать собственную крипто-валюту Gram привлекала сторонние инвестиции. К сожалению, помехой запуску столь амбициозного проекта послужила Комиссия по ценным бумагам и биржам США, посчитавшая Gram ценной бумагой и запретившая её выпуск на территории, подвластной Вашингтону.

Строго говоря, финансовую независимость Telegram начал терять с февраля нынешнего года, предложив избранному кругу инвесторов из России, Европы, Азии и с Ближнего Востока бонды на общую сумму в 1 миллиард долларов. В ближайшем будущем акции Telegram будут выставлены на продажу, и Павел Дуров перестанет быть единоличным владельцем. Соответственно, и возможные акционеры будут требовать поддержки или блокировки конкретных политических инициатив, лиц, партий, и Telegram станет идеологически подчинённым продуктом.

Для политических оппозиций, как и для маргиналов любой сферы, по-прежнему открыты каналы связи анонимного Dark Web, и свою свободу слова они могут изъявлять на заблокированных сайтах в обход любого государственного контроля. Однако, где голос возмущённых будет слышен лучше? На задворках интернета, в полузабытых форумах, на которых общаются одни и те же люди? Или всё-таки в современном и удобном приложении, где человека не приставят к стенке за критику иммиграции и глобализма?

1.0x