Сообщество «Экономика» 00:00 30 июля 2023

Цифровой рубль изменит банки, а не граждан

лучше мы будем своевременно и критически переосмысливать догмы, чем догмы обрушат нас

Принят закон о цифровом рубле. Физические и юридические лица смогут хранить деньги, получать зарплату и пенсии напрямую в Банке России без риска проблем коммерческих банков. Платежи будут проще и возможны без интернета. Традиционные наличные и безналичные останутся на наш выбор. Из коммерческих банков уйдёт часть денег на счетах и четверть прибыли, а также потребительские кредиты под поступления на счета. «Слишком большие чтобы рухнуть» должны прилично съёжиться и больше думать о кредитах развития. Хотя основные идеи цифрового рубля запоздали на 20—25 лет — родом из американского кризиса Доткомов 2001 года и отечественной науки того времени.

О цифровом рубле официально

Для начала следует пояснить, что принятый документ вносит изменения в ряд других законов, наиболее содержательно – в закон о платёжной системе, что указывает на не самую большую важность цифрового рубля, до отдельного закона не дотянувшего. Закон «О Центральном банке РФ» дополнен словами, что именно он «организует и обеспечивает функционирование платформы цифрового рубля, определяет тарифы и максимальные суммы операций и остатков, а переводы цифровых рублей осуществляются исключительно в рамках платформы». Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнен объектностью цифрового рубля в рамках данного закона, возможностью открывать счета для нерезидентов оператором платформы цифрового рубля.

Закон «О платёжной системе» определяет платформу цифрового рубля как информационную систему взаимодействия оператора, участников и пользователей. Участник (обычно банк) принимает распоряжение пользователя (юридического или физического лица) и направляет его оператору. Оператор платформы цифрового рубля обеспечивает открытие и ведение счетов цифрового рубля пользователям, доступ участникам, учёт и хранение информации об остатке и операциях с цифровыми рублями. Доступ предоставляется пользователю через любого участника, а в отдельных случаях – самим оператором (отдельные случаи не детализированы, но потенциально важны). Счёт цифрового рубля является отдельным видом банковского счета, оператор не может их использовать, начислять проценты или кредитовать счёт. Статьи вступят в силу до 1 декабря 2025 года.

двойной клик - редактировать изображение

Эти рамочные формулировки намекают, что цифровой рубль будет близкой версией безналичного рубля, поскольку есть банковский счёт и распоряжение на перевод как неотъемлемые элементы традиционных безналичных расчётов. Когда мы используем в безналичных расчётах пластиковую платёжную карту или мобильное приложение банка и не видим счета и распоряжения, то они просто скрыты от наших глаз и имеют «вид» коротких электронных сообщений (Суслика видишь? А он есть).

В своей концепции Банк России допускает проведение платежа не только по счетам пользователей у оператора, но и в офлайн режиме. Об этом написано на одном из слайдов презентации Банка России Концепции цифрового рубля, датированной 8 апреля 2021 года и опубликованной на его сайте. Там сказано, что «для совершения офлайн-операций, помимо онлайн-кошелька, клиенту будет открыт второй кошелёк в цифровых рублях непосредственно на мобильном устройстве клиента». Сначала надо будет «записать» некоторое количество цифровых рублей с онлайн-кошелька в мобильное устройство. При встрече плательщика и получателя два мобильных устройства будут «перебрасывать» сообщение друг другу даже без доступа к интернету. Затем получатель свяжет своё мобильное устройство с онлайн-кошельком на платформе оператора цифрового рубля и зачислит туда полученное через офлайн платёж.

двойной клик - редактировать изображение

Офлайн платёж означает взаимодействие «электронных кошельков» плательщика и получателя без интернета, что придаст платежам больше стабильности. В Алма-Ате в самом начале января 2022 года во время попытки государственного переворота интернет был отключен неделю, и это привело к коллапсу розничной торговли, поскольку нельзя было снимать наличные в банкоматах и платить картами в магазинах. В прифронтовых районах Донецка интернет иногда отключают по военной необходимости, и это останавливает работу операционистов офисов Промсвязьбанка, а магазины не принимают карты. Хотя этот важнейший вопрос есть в концепции Банка России, он почему-то опущен в принятых изменениях законов, точнее, скрывается за формулировкой отдельных случаев.

В той же презентации концепции Банк России заявляет, что «введение цифрового рубля приведёт к повышению финансовой стабильности за счёт создания дополнительной платёжной инфраструктуры». Действительно, физические лица получат ещё один выбор в дополнение к традиционным наличным и безналичным расчётам, а никаких дискриминаций по форме денег не планируется. Как минимум, хранение приличной части денег физических и юридических лиц на счетах в операторе Банка России, с запретом использовать эти деньги в кредитных операциях, позволит снизить потенциал паники вкладчиков.

Цифровой рубль не является криптой, и об этом прямо разъясняет Банк России на своем сайте. «У криптовалюты нет единого эмитента и не существует единого центра, который нёс бы обязательства по ней. Цифровой рубль — это национальное денежное средство, форма национальной валюты. Выпускать цифровые рубли будет Банк России». Следует также добавить, что крипта является инструментом спекуляций с «полётами» котировок на десятки процентов или даже в разы за год, в то время как цифровой рубль является инструментом стабильности. Крипта часто используется для теневых операций, с риском попасть в неприятности из-за проблем у контрагентов или криптобирж, тогда как цифровой рубль под государственным контролем не вызовет проблем у подавляющего большинства добропорядочных небогатых людей.

Не следует вестись на популярные фобии о «цифровом концлагере». Как минимум, следует повторить, что нам оставляют равенство трёх форм денег, а именно наличных, безналичных и цифровых рублей. Частные и до недавних пор западные банки десятилетиями хранят наши данные по безналичным платежам с конкретикой покупок и источниками зарплат. Западные цифровые гиганты собирают про нас цифровой след с на порядок бо́льшими деталями по сравнению с банками, включая Яндекс со штаб-квартирой в Нидерландах, поисковик и популярную электронную почту «Гугл» (привет адресам @gmail.com), Ютюб с алгоритмами предпочтений просмотра роликов. Применительно к цифровому рублю это хотя бы будет одна государственная структура, а Банк России пока не был замечен в утечках персональных данных платежей.

Упрощение платежа и передача счетов Банку России от коммерческих банков

Ключевое отличие цифрового рубля от безналичного заключается в счёте непосредственно у оператора платформы цифрового рубля. Пока ещё действует двухуровневая система текущего счёта клиента в коммерческом банке и затем корреспондентского счёта самого коммерческого банка в Банке России. История знает много случаев банкротств коммерческих банков и потерь денег на клиентских счетах, особенно не защищённых страхованием вкладов юридических лиц. По Гайдаю, «всё украдено до нас», точнее, выдано в кредит, когда коммерческие банки, исходя из своей сути, не держат всей или большей части денег своих клиентов в центральном банке.

Банкротств же центробанков в крупных странах история знает единицы. Разве что следует напомнить в этой связи про обанкротившиеся Первый банк Соединённых Штатов в 1811 году и Второй банк Соединённых штатов в 1833-м. После первых двух неудач, только спустя 100 лет в США реально заработала ФРС во время банковского Краха 1933 года (формально она была организована в 1907 году). Хотя довольно часто центральные банки проходят через скрытое банкротство путём резкой девальвации национальной валюты (турецкая лира в 2022—2023 годах), либо посредством всплеска инфляции вроде твёрдой валюты (доллары и евро с инфляцией под 20% за 2021—2023 годы).

В традиционных карточных расчётах система счетов и сообщений категорически сложная, просто она скрыта от обычных клиентов (но суслик есть). Эта сложность определяет большие комиссии получателя до 2-х и более процентов, а также ощутимую величину мошенничеств и потерь. Быстро карточный платёж проводится только если счета плательщика и получателя в одном банке, например, в Сбербанке. В цифровом рубле как раз и предполагается упрощение процедуры платежа за счёт централизации счетов у одного оператора платформы цифрового рубля.

Кратко впечатлимся скрытным сусликом, точнее смыслом карточного платежа. Сначала сообщение о платеже генерируется прикладыванием карты плательщика к терминалу получателя. Это сообщение мгновенно «бежит» по линиям связи в процессинг получателя, в центральный процессинг страны и в процессинг плательщика, затем ответ о достаточности денег у плательщика по этой же цепочке следует обратно. Процессинг плательщика лишь «морозит» сумму платежа до конца дня, чтобы тогда указать своему банку провести платёж. Этот платёж в виде нетто сумм всех расчётов за день пойдёт через систему Банка России или через основной международный коммерческий банк системы. Банки обработают реестры и проведут платежи по счетам своих клиентов, сверят платежи с сообщениями процессинга.

При классической двухуровневой банковской системе с центральным и коммерческими банками клиенты-пользователи несли на себе риски коммерческих банков. Потом между центральным и коммерческими банками появилась система страхования вкладов и лимитированная ответственность первых по операциям вторых. В последние десятилетия укрепился феномен too-big-to-fail (слишком большой, чтобы рухнуть), когда центральные банки спасают уже всех клиентов крупных падающих банков, с малыми или большими средствами. Именно спасение банков стало самой дорогой причиной скачка государственного долга западных стран на десятки процентов ВВП в 2008 и 2020 годах.

Статус слишком большого при грамотном управлении позволяет крупнейшим коммерческим банкам быть сильнее клиентов, нивелировать проблемы одних клиентов за счёт других, зарабатывать сверхприбыли на одних клиентах и закрывать дыры по операциям с другими. Таковыми являются крупнейшие американские банки с длинной историей выживания в периодических финансовых кризисах, хотя и с отдельными значимыми банкротствами во второй лиге (точнее, во втором десятке) типа Lehman Brothers или Bear Stearns. Таковыми были крупнейшие британские банки, когда активы каждого превышали годовой ВВП страны, но в 2008 году государство было вынуждено национализировать 3 из 5 крупнейших частных банков и затем 15 лет постепенно пытаться выйти из их капиталов. Таковыми сейчас являются Сбербанк и ВТБ (бывший Внешторгбанк), выстоявшие в кризисе 1998 года и последующих турбулентностях, но в 1998 году не выстояли Промстройбанк, СБС-Агро с наследством Агропромбанка и ряд других крупнейших банков, а после 2014 года спасать пришлось Промсвязьбанк и ряд других с претензией на системную значимость.

Крупнейшие коммерческие банки ждёт трансформация

Предстоящее изменение баланса сил прямо разбирается в аналитической записке «Что изменится для банков и их клиентов с введением цифрового рубля», датированной январём 2021 года и размещённой на сайте Банка России. «У банков возникнет дефицит фондирования из-за перетока депозитов в цифровой рубль и в результате не хватит ресурсов для выдачи кредитов». Там прямо написано про перераспределение текущих, расчётных, зарплатных счетов и формирование 25% прибыли благодаря таким дешёвым пассивам. «По мере расширения использования цифрового рубля может произойти переход от структурного профицита ликвидности к её структурному дефициту».

Как минимум четверть огромной прибыли крупнейших коммерческих банков за 2023 год постепенно перейдёт Банку России. Есть ещё вторая четверть или даже бо́льшая часть прибыли, которые крупнейшие коммерческие банки зарабатывают на потребительских кредитах под ростовщический процент, суммы и погашения которых отталкиваются от платежей по счетам обслуживаемых физлиц. Ещё следует напомнить про третью часть прибыли, которую банки зарабатывают на высоких процентных ставках по ОФЗ, о чём изложено в «Завтра» в статье «Вместо повышения ключевой ставки снизить доходность "длинных" ОФЗ» в июле 2023 года.

Подавляющая часть потребительских кредитов идёт на импортные товары и люксовое потребление, противореча стратегическим целям государства по развитию российской промышленности и сокращению бедности. Про необходимость переосмысления кредитной политики государственных банков «Завтра» писала в статье «Деньги — кому?» в апреле 2021 года. Хотя, конечно же, часть сверхприбыли от таких кредитов через дивиденды госбанков зачисляется в федеральный бюджет и используется на субсидирование процентов по приоритетным кредитам. Только «по дороге» приличная часть прибыли остаётся негосударственным акционерам, которые в Сбербанке составляют 49% и в ВТБ 39%, зачастую из недружественных стран.

Коммерческим банкам в основном останутся средне- и долгосрочные депозиты и кредиты, и это не должно никого смущать. Формально Сбер ведёт отсчёт своей деятельности с 1841 года и заявляет возраст более 180 лет. Хотя как минимум очевидно, что текущий Сбер с преобладанием банкоматов и онлайн услуг не сильно похож на отделения Сберкасс 1980-х годов. Ранее Сберкассы 1980-х годов с первыми массовыми ЭВМ и жужжащими принтерами для сберкнижек сильно отличались от отделений банков 1950-х годов и тем более дореволюционных. Сбер стремится стать «экосистемой» цифровых данных, доставки и много чего другого, но, может, лучше не забывать про собственно банк? Вспомним подобное пожелание Путина Грефу в декабре 2020 года. Согласно классическому определению, банк проводит кредитные, депозитные и расчётные операции, и из них будет переводиться только часть расчётных операций.

Немного истории американской и личной

Американские кризисы 2020 и 2008 годов затмили кризис 2001 года, хотя именно в 2001 году США вступили в парадигму спасения богатых и бедных за счёт наращивания госдолга и довели эту парадигму до абсурда и угрозы дефолта. Кризис 2001 года получил название «кризис Доткомов» или «кризис NASDAQ», вышел из стартапов в области Интернета. Самые звучные банкроты того времени – Enron, Worldcom, десятки других – пытались использовать электронные новинки того времени в разных отраслях и потерпели фиаско. Хотя отдельные участники индекса NASDAQ сейчас в ещё более респектабельных фондовых индексах, выросли до ещё более эпичных размеров триллионов капитализации и грозят ещё бо́льшим крахом американской экономики по типу 1811, 1831 или 1933 годов.

Одной из новаций 1990-х стали электронные деньги и офлайн кошельки. Тогда было модно говорить, что мир становится другим, что на свалку истории спишут традиционные банки, а электронные деньги победят безналичные и бумажные, как некогда были побеждены золотые и серебряные деньги. Кризиc NASDAQ стоил инвесторам потерь нескольких триллионов долларов, а тогда годовой ВВП США только перешагивал десятку триллионов при текущих двадцати пяти. Тот кризис надолго подорвал перспективы электронных денег, так что потребовалась смена поколений и даже ребрендинг основного понятия. Вместо термина «электронные деньги» в ходу теперь термины «криптовалюта», «цифровая валюта» и «цифровой рубль».

Процитирую один из пунктов научной новизны и практической значимости своей докторской диссертации 2005 года. «Выработана авторская модель безналичных расчётов на основе централизованного ведения счетов клиентов в подразделениях Банка России… Предложено централизованно вести счета как предприятий, так и населения, проводить розничные расчёты одной простой записью по счетам». Тогда ещё не было Системы валовых расчётов в реальном времени, карт «Мир», Системы быстрых платежей, переводов по номеру телефона, а безналичный платёж начинался с печати сложной платёжки.

Эти тезисы и разбор сущности безналичных денег в свете электронных денег прошли в нескольких авторских публикациях, начиная с июня 2002 года. В 2003—2004 годах в первейшем вузе по специальности и на первейшей в стране кафедре банковского дела эти тезисы были признаны чушью и противоречием банковских устоев. В том вузе уже изжила себя кафедра банковского дела и нет кредитного факультета, а они были в 1990-е флагманскими на всю страну, и «недобравший балла со слезами соглашался на Экономфак МГУ». Экономфак МГУ и его выпускники лучше смотрели и смотрят на обсуждаемые и многие другие новации.

К слову, из той диссертации сбылось ещё несколько дичайших в те годы предложений. Громоздкая некогда и непосильная обычному физлицу платёжка заменена теперь простым номером телефона или карты, банковские счета малых предприятий легли в основу автоматизированной упрощённой системы налогов без бухгалтеров, обмен счетами-фактурами и онлайн кассы дают государству огромный массив данных, социальные выплаты стали более адресными на основе внешних подтверждений.

Хочется надеяться, что новое поколение молодых учёных сможет проще пробиваться через догмы к новациям, быстрее развивать нашу экономику и финансово-банковскую систему в условиях геополитических вызовов. Откладывать на 20 лет очевидные вещи совсем не стоит. Лучше мы будем своевременно и критически переосмысливать догмы, чем догмы обрушат нас. Цифровой рубль способен усилить стабильность нашей банковской системы, сделать нас с вами независимыми от коммерческих банков, а также хотя бы частично отвязать расчёты от интернета с его рисками периодического отключения.

Автор — доктор экономических наук

Илл. ibmm.ru

Cообщество
«Экономика»
1.0x