Эту картину я увидела в отрочестве – тогда в журналах постоянно печатали репродукции. «Огонёк», «Сельская молодёжь», «Крестьянка» или «Работница»? Я теперь уже не вспомню. Сюжет -прост, как песня – босая женщина кормила грудью младенца, а вокруг разворачивался простор. Название было тоже немудрящим – «На Оке» (1972). Фамилия автора – без выкрутасов – Иванов. Русская ширь и – русский мастер. Несмотря на то, что манера не отличалась истинной реалистичностью, тут всё казалось настоящим – и мать, и дитя, и Ока, и воздух. Тишина, разлитая в небесах, тепло земли, запахи лета. Зелень – томная и сочная, слегка уставшая от зноя. Картина притягивала, воспринимаясь, как невероятно живая.
В Государственной Третьяковской Галерее, в здании на Крымском валу сейчас проходит выставка Виктора Иванова, приуроченная к его столетию. Что особенно радует, мастер жив и полон творческих планов. Среди экспонатов – та самая «На Оке», что поразила меня когда-то. Иванов признаётся одним из родоначальников «сурового стиля» - одного из течений соцреализма. Меж тем, соцреализм был не стилем, но методом, в рамках которого бытовал полистилизм – от импрессионизма Юрия Пименова до прерафаэлизма Дмитрия Жилинского.
Что касаемо сурового стиля, то он, вопреки внешней прямолинейности, оказался более сложен, чем изощрённый сталинский Grand Maniere при всей красоте последнего. Несмотря на склонность к брутальным формам и столь же неизящной тематике, в суровом стиле явно прослеживалась реабилитация «Бубнового валета», сезаннизма, фовизма, и прочих «-измов», отменённых за ненадобностью во времена имперской ампиро-барочности. Актуальным было и созвучие с западными корифеями, вроде Ренато Гуттузо и Рокуэлла Кента.
Рассматривать «суровые» полотна в отрыве от самой эпохи — бессмысленно. Оттепель - веха крупномасштабных государственных проектов - освоения Целины, строительства Братской ГЭС, возведения жилых новостроек во всех крупных городах, как в той знаковой песне: «С нас почти исторический пишут портрет, / Только это, друзья, суета». Суета и помпа — раздражали. Искалась неприкрашенная действительность. Суровый стиль заявил о себе на волне борьбы с украшениями да архитектурно-художественными излишествами. Это стало частью общемирового тренда на минимализм.
Интеллектуалы сталинской эры вещали высоким штилем, будто бы ощущая генетическую связь с аристократией XVIII-XIX столетия, новые же физики-лирики-художники изъяснялись на чудном языке, именуя своего любимого автора - «стариком Хэмом», и чем сложнее котировался предмет разговора, тем с большей простотой о нём полагалось «болтать». Главным врагом объявили даже не мещанство, а великолепие — коринфский ордер, балюстрады с рокайлями, выспренние поэмы, статуи пловчих с намёком на Афродиту Каллипигу — всё это связывалось со сталинским вкусом. Идти в космическое грядущее, волоча за собой бордово-бархатные шлейфы Большого Стиля, не представлялось возможным. Нынче прекрасным кажется и сталинское роскошество, и грубоватый почерк Оттепели.
У «сурового» курса не было ни идеологов, ни манифестов, иногда поэтому его считают не то фикцией, не то выдумкой публицистов, искавших обобщающее имя для картин с хмурыми строителями и обветренными крестьянками. Но термин попал в словари, а Виктор Иванов значится, как один из столпов этого направления.
Он родился в 1924 году в Москве, хотя корни его – рязанские, о чём впоследствии от расскажет в своих произведениях. Рано проявив способности к рисованию, стал посещать Московский Дворец Пионеров, что располагался в бывшем доме чаепромышленников Высоцких. В 1930-х годах уделялось пристальное внимание детско-юношескому творчеству, ибо стояла задача воспитать рабоче-крестьянскую элиту буквально с нуля. Следом была Московская средняя художественная школа, созданная в 1939 году постановлением Совнаркома, а после войны - знаменитая Суриковка.
Иванов часто выставлялся, искал свою тему – его привлекали самые разные аспекты бытия, пока в середине 1950-х он не нашёл то, что его взволновало и – определило дальнейший путь. То была Рязанщина – родина матери, поэтический край, есенинские берёзы.
В ту пору шли тектонические сдвиги в политике – развенчивался культ Иосифа Сталина, а идеалы сбрасывались с пьедесталов. Многое переосмыслялось и – ломалось. В это странное и – страшное время, когда общество переживало мучительные трансформации, художники метались в поисках точки сборки – так и возник «суровый» стиль на стыке официоза и своеобразного эскапизма. Когда ныне вещают, что советское искусство было тотально подневольным, то безжалостно врут - мастера имели больше самостоятельности, чем нынешние, что зависят от богатого заказчика и диктата галеристов. Тогдашний живописец мог «исповедовать» любые формы, вплоть до абстрактных, и самое большое, что ему грозило – это словесные измывательства Никиты Хрущёва на выставке в Манеже.
Однако Виктор Иванов попал в цель, и его картины, являвшие крестьянский труд, сделались важными и нужными – они показывали человека в его непрерывном развитии, в стремлении к высшей цели –построению коммунизма. Иванов продуктивно работал в селах Ряссы, Красный Яр, Исады. Приезжая сюда ещё мальчиком, он полюбил эти места, и вот, по сути, вернулся. Рязанцы по праву называют его своим художником, и не смотрите, что Иванов - москвич по прописке!
Деревенские жители стали героями картин – он писал конкретные лица и невыдуманные сюжеты. В одном из своих интервью для издания «АиФ» Иванов констатировал: «Важнейшая часть жизни — труд во всех его проявлениях. Вся жизнь человека наполнена нелегким, тяжелым трудом. Вспахать землю, посеять хлеб, убрать, сохранить... Я бы даже сказал, что труд на земле — это высшее проявление жизни. Это не наказание, не ужас, не трагедия, а это естественный, самый важный процесс жизни на земле».
Восхитительны «Рязанские луга»! Жаркое лето в разгаре, бабы, стога, белые платки да разноцветные блузы – у Иванова, как и у всех «суровых» цвет играет особую роль. Это – один из главных акцентов. На картине «Человек родился» мы видим женщину с ребёнком и её супруга, сидящего к нам спиной. Успокоенность момента. Новый человек пришёл в этот мир – тут и ласковые руки матери, и жёсткая воля отца. Тот же приём – красное платье крестьянки мощно контрастирует с синей рубахой мужчины. Яркий, палящий «Полдник» – горение оттенков оранжевого цвета, переходящего в коричневые нюансы и - ощущение солнца.
В связи с творчеством Иванова легко изучать феномен шестидесятничества - неформального движения, сформированного несколькими поколениями, что родились в 1920-1940-х годах. Иной раз шестидесятников именуют скрытыми или же явными антисоветчиками – дескать, жили с фигой в кармане, будучи западниками.
На деле же они самые что ни на есть советские патриоты. Шестидесятники формировались в русле коммунистической парадигмы, полагая оную единственной. Их творчество – это проявление дозволенной свободы. Замечу, что наши 1960-е фонтанировали благими смыслами, а западные – хиппизмом, неверием и прочими Вудстоками. И там, и здесь царил культ молодёжи, но как по-разному это свершалось.
Шестидесятники – в романтическом ключе - воскресили идею Мировой Революции – благо, подоспели события на Кубе, а Фидель Кастро сделался настоящим кумиром для молодёжи. К сожалению, на выставке нет кубинской серии, созданной Виктором Ивановым, как нет и мексиканской темы, а она чудесна. Синоним 1960-х годов – открытость, и она проявлялась конкретно во всём – от искренности в межличностном общении до понимания, что Земля – наш общий дом.
На выставке представлены эскизы к полотну «Кафе 'Греко' в Риме». Эту вещь можно увидеть в основной экспозиции Третьяковки, но для юбилейного проекта нам явили только заготовки. С этой картиной связана поездка в Италию. Советское искусство живо интересовало западных интеллигентов, по большей части придерживавшихся «левых» взглядов, и в Риме открылась выставка пяти советских художников (она с успехом экспонировалась затем в Турине, Болонье и Милане). Были приглашены и сами художники – Дмитрий Жилинский, Ефрем Зверьков, Пётр Оссовский, Гелий Коржев и, собственно, Виктор Иванов.
Это кафе, открытое аж в 1790 году, было выбрано неслучайно – тут издавна собирались поэты, художники и музыканты. Стены «Греко» видели и Джорджа Байрона, и Ференца Листа, и Рихарда Вагнера. Заходили сюда и русские мастера – Карл Брюллов, Орест Кипренский, Александр Иванов и, разумеется, сиживал тут Николай Гоголь.
Но вернёмся к картине! Друзья-художники изображены максимально узнаваемыми, с характерными для них чертами – немного жёстко, но точно. Перед ними – бокалы красного вина – то, за чем, собственно, и заходили в «Греко». Но не вином единым! Тут важно сотворчество и – сопричастность. А ещё – понимание, что советский художник наследует не только технику старых мастеров, но и милые привычки, вроде сидения по кабачкам.
Шестидесятничество – разнолико, и космополитизм в нём чётко уживался с удивительным славянофильством, выражавшемся во взгляде на деревню, как на исток всего сущего. Многие адепты сурового стиля ехали на село – так возникали мезенские фабулы Виктора Попкова и апшеронские мотивы Таиры Салахова. Сюда же относим и рязанскую феерию Виктора Иванова. Несмотря на обширную географию поездок, главной мыслью оставались деревенские мотивы.
Не только жизнь, но и смерть во все века волновала художников. Так, «Похороны в Исадах» — это гимн уходу. Строгие вертикальные линии, узкие лица, головные уборы – тут есть что-то от готики. Похороны вообще довольно частая тема для творцов сурового стиля – вспоминается эпичная картина Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья» и его же «Он им не завидует». Витальность соседствует с умиранием, как Эрос с Танатосом. Это – закон творения.
Но одно ли искусство было целью для Иванова? Он никогда не чурался общественной деятельности – с 1968 по 1981 годы художник был секретарём правления Союза художников РСФСР, не переставая писать, ездить, общаться. Удивительное чувствование бытия! Отсюда и долголетие. Человек – чело и век, сто лет нам всем предлагается, но не каждый вытягивает. Не каждому под силу быть здравым челом целый век, а Виктор Иванов своим примером доказал, что всё возможно. И его картины – светило в зените и та самая суровая нежность – по сию пору смотрятся дивно и современно.
двойной клик - редактировать галерею