Авторский блог Алексей Анпилогов 22:52 29 января 2019

«Соломенная» ракета Илона Маска

​​​​​​​24 января бросковый макет сверхтяжелой ракеты Big Falcon Rocket (BFR), подготовленный к запуску корпорацией SpaceX Илона Маска был разрушен штормовым ветром на космодроме в штате Техас

Ракету Илона Маска разрушило ветром. Строго говоря, это была не настоящая космическая ракета, а лишь прыжковый прототип, который должен был лишь продемонстрировать возможность подъёма такой гигантской конструкции в небо, на высоту от 500 до 5000 метров. Но вышло всё равно смешно. Поломанный ветром "Хоппер" (Hopper — "Прыгунчик") был моделью новой "марсианской" ракеты "Старшип" (Starship — "Звёздный корабль"), которую Маск сейчас рекламирует как новое слово в деле освоения околоземной орбиты, Луны и даже Марса. По задумке главы компании SpaceX, "Старшип" будет частично многоразовым, а его первая ступень должна производить управляемую посадку в стиле ракеты Falcon 9, которую Маск сейчас использует как основную "рабочую лошадку" по выводу коммерческих грузов на орбиту.

Тем не менее демонстрировавшиеся до сих пор рекламные ролики и презентации "Старшипа" создают стойкое впечатление инженерной "маниловщины". Маск в перспективе обещает построить целый флот "Старшипов", которые не только позволят якобы создать постоянную лунную базу и обеспечить полёт человека на Марс, но и совершить целую революцию в транспорте, заменив собой гражданскую авиацию. Построив флот из сотни ракет, Маск обещает, что с его помощью пассажиры смогут добраться куда угодно на земном шаре менее чем за час.

Впечатляют (но и настораживают) сроки проекта: планируется, что корабль отправится в первый полёт (в автоматическом режиме) на Красную планету уже 2022 году. В 2024-м, по озвученным планам Илона Маска, последует пилотируемая миссия на Марс. При этом сомнения вызывают не только сроки, но и техническая возможность реализации достаточно сложного проекта. Например, одной из причин произошедшей катастрофы с двигателями "Старшип Хоппера" Маском была названа "небрежность в исполнении" и использование нержавеющей стали вместо углеволокна. По словам главы SpaceХ, создание прочного прототипа — это всего лишь "вопрос затраченных денег и экономии времени". Большие затраты он объяснил так, стоимость килограмма настоящего углеволокна, которое необходимо для постройки ракеты, составляет 135 долларов, в отличие от стоимости килограмма стали, которую можно купить за 3 доллара. Кроме того, при создании реального корпуса "Старшипа" в брак будет уходит около 35 процентов углеродного волокна, которое не так просто купить, а на его изготовление требуется много времени. Правда, за пределами такого объяснения для публики остался простой вопрос: как собиралась летать и достигать скорости даже в несколько сот километров в час ракета, если на Земле её разрушил не какой-то там страшный ураган, а всего лишь ветер, дувший со скоростью около 20 метров в секунду (80 км/час)?

Концепцию "большой глупой ракеты", которую Илон Маск заложил в качестве базовой идеи "Старшипа", уже много раз пытались реализовать на практике. В США в 1960—1970-х годах предлагалось сразу несколько таких проектов, по которым ракеты должны были стартовать или из огромных искусственных озёр, или же вовсе прямо с поверхности океана. Однако уже тогда стало ясным и принципиальное ограничение такого рода "монстров": громадная конструкция огромной ракеты подвергалась бы разрушительным вибрациям, неуправляемыми прямо пропорционально размерам самой ракеты. Поэтому в Лунной программе тех лет США отказались от колоссальной ракеты "Нова", решив заменить её более скромным "Сатурном-5", который тем не менее стал самой тяжёлой американской ракетой в истории освоения космоса.

Конечно, сегодня Маск пытается решить эти сложные инженерные вопросы с помощью новых материалов (например, уже упомянутого углеволокна, которое и прочнее, и легче стали), однако такое решение просто на два порядка дороже, что признаёт и сам владелец SpaceX. Вот и приходится экономить на "прыжковых прототипах", которые в итоге может легко разрушить даже не особо сильный ветер.

Сегодняшний космос потерял флёр романтики, который окружал его на заре космической эры, во времена Королёва и фон Брауна. Космос, в отличие от современной реактивной авиации, не стал массовым и доступным: оказалось, космические полёты по-прежнему сложны, дороги и связаны с большой долей риска. Космос и сегодня не прощает ошибок — и хорошим исходом в космической аварии оказывается вариант, когда она происходит ещё на Земле, а не в холодном безвоздушном пространстве.

Что же эксплуатирует в своих прожектах Маск? Удивительно, но всё ту же романтическую мечту о космосе, которая осталась у человечества от эпохи первопроходцев. Когда казалось, что до Марса пять шагов, а до Луны и вовсе — один прыжок по космической карте. Реальность же оказалась гораздо сложнее: обитаемой базы человечества на Луне нет и поныне, а на Марсе люди не смогли побывать и через 60 лет после первого спутника. "Соломенная ракета", разрушенная ветром в Техасе — именно такой символ, образ романтики, столкнувшейся с угрюмой реальностью. Настоящий космический дом надо будет строить долго и упорно, ведь, в отличие от сказки о трёх поросятах, второго или третьего шанса у космонавтов в открытом космосе уже не будет…

1.0x