Авторский блог Алексей Анпилогов 22:52 29 января 2019

«Соломенная» ракета Илона Маска

​​​​​​​24 января бросковый макет сверхтяжелой ракеты Big Falcon Rocket (BFR), подготовленный к запуску корпорацией SpaceX Илона Маска был разрушен штормовым ветром на космодроме в штате Техас
16

Ракету Илона Маска разрушило ветром. Строго говоря, это была не настоящая космическая ракета, а лишь прыжковый прототип, который должен был лишь продемонстрировать возможность подъёма такой гигантской конструкции в небо, на высоту от 500 до 5000 метров. Но вышло всё равно смешно. Поломанный ветром "Хоппер" (Hopper — "Прыгунчик") был моделью новой "марсианской" ракеты "Старшип" (Starship — "Звёздный корабль"), которую Маск сейчас рекламирует как новое слово в деле освоения околоземной орбиты, Луны и даже Марса. По задумке главы компании SpaceX, "Старшип" будет частично многоразовым, а его первая ступень должна производить управляемую посадку в стиле ракеты Falcon 9, которую Маск сейчас использует как основную "рабочую лошадку" по выводу коммерческих грузов на орбиту.

Тем не менее демонстрировавшиеся до сих пор рекламные ролики и презентации "Старшипа" создают стойкое впечатление инженерной "маниловщины". Маск в перспективе обещает построить целый флот "Старшипов", которые не только позволят якобы создать постоянную лунную базу и обеспечить полёт человека на Марс, но и совершить целую революцию в транспорте, заменив собой гражданскую авиацию. Построив флот из сотни ракет, Маск обещает, что с его помощью пассажиры смогут добраться куда угодно на земном шаре менее чем за час.

Впечатляют (но и настораживают) сроки проекта: планируется, что корабль отправится в первый полёт (в автоматическом режиме) на Красную планету уже 2022 году. В 2024-м, по озвученным планам Илона Маска, последует пилотируемая миссия на Марс. При этом сомнения вызывают не только сроки, но и техническая возможность реализации достаточно сложного проекта. Например, одной из причин произошедшей катастрофы с двигателями "Старшип Хоппера" Маском была названа "небрежность в исполнении" и использование нержавеющей стали вместо углеволокна. По словам главы SpaceХ, создание прочного прототипа — это всего лишь "вопрос затраченных денег и экономии времени". Большие затраты он объяснил так, стоимость килограмма настоящего углеволокна, которое необходимо для постройки ракеты, составляет 135 долларов, в отличие от стоимости килограмма стали, которую можно купить за 3 доллара. Кроме того, при создании реального корпуса "Старшипа" в брак будет уходит около 35 процентов углеродного волокна, которое не так просто купить, а на его изготовление требуется много времени. Правда, за пределами такого объяснения для публики остался простой вопрос: как собиралась летать и достигать скорости даже в несколько сот километров в час ракета, если на Земле её разрушил не какой-то там страшный ураган, а всего лишь ветер, дувший со скоростью около 20 метров в секунду (80 км/час)?

Концепцию "большой глупой ракеты", которую Илон Маск заложил в качестве базовой идеи "Старшипа", уже много раз пытались реализовать на практике. В США в 1960—1970-х годах предлагалось сразу несколько таких проектов, по которым ракеты должны были стартовать или из огромных искусственных озёр, или же вовсе прямо с поверхности океана. Однако уже тогда стало ясным и принципиальное ограничение такого рода "монстров": громадная конструкция огромной ракеты подвергалась бы разрушительным вибрациям, неуправляемыми прямо пропорционально размерам самой ракеты. Поэтому в Лунной программе тех лет США отказались от колоссальной ракеты "Нова", решив заменить её более скромным "Сатурном-5", который тем не менее стал самой тяжёлой американской ракетой в истории освоения космоса.

Конечно, сегодня Маск пытается решить эти сложные инженерные вопросы с помощью новых материалов (например, уже упомянутого углеволокна, которое и прочнее, и легче стали), однако такое решение просто на два порядка дороже, что признаёт и сам владелец SpaceX. Вот и приходится экономить на "прыжковых прототипах", которые в итоге может легко разрушить даже не особо сильный ветер.

Сегодняшний космос потерял флёр романтики, который окружал его на заре космической эры, во времена Королёва и фон Брауна. Космос, в отличие от современной реактивной авиации, не стал массовым и доступным: оказалось, космические полёты по-прежнему сложны, дороги и связаны с большой долей риска. Космос и сегодня не прощает ошибок — и хорошим исходом в космической аварии оказывается вариант, когда она происходит ещё на Земле, а не в холодном безвоздушном пространстве.

Что же эксплуатирует в своих прожектах Маск? Удивительно, но всё ту же романтическую мечту о космосе, которая осталась у человечества от эпохи первопроходцев. Когда казалось, что до Марса пять шагов, а до Луны и вовсе — один прыжок по космической карте. Реальность же оказалась гораздо сложнее: обитаемой базы человечества на Луне нет и поныне, а на Марсе люди не смогли побывать и через 60 лет после первого спутника. "Соломенная ракета", разрушенная ветром в Техасе — именно такой символ, образ романтики, столкнувшейся с угрюмой реальностью. Настоящий космический дом надо будет строить долго и упорно, ведь, в отличие от сказки о трёх поросятах, второго или третьего шанса у космонавтов в открытом космосе уже не будет…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
30 января 2019 в 12:07

Чаще всего статьи автора весомы и вызывают некоторое интеллектуальное удовольствие. Эта работа - кошмар и безобразие. Других терминов не напечаиаю: не пропустит редактор-робот.

Напоминаю уважаемому автору: Лей, Годдард, Королев, Черток, Пилюгин, Цандер. Меньше, чем пальцев на руках здорового человека. И эта ШЕСТЕРКА (может - еще тройка -пятерка НЕИЗВЕСТНЫХ, не реализовавших себя), - из 5 миллиардов человеков этой планеты, сделала Человека - Космическим. Один гений на миллиард.

Сегодня, в Эпоху Черного Затмения Разума, на слуху лишь ОДИН человек, сказавший новое слово в освоении Космоса - это Илон Маск. Есть МНОГО "руководителей" и "менагеров" и НАСА и Роскосмоса, но вся эта плесень - плесень и есть, иначе земляне не летали бы в Космос на носителях 1963-1969 годов. Новых у космических корпораций - НЕТ. Ни носителей, ни их разработчиков, ни идей. Если автор полагает, что ракета со штурманским обеспечением с помощью компьютера и интернета - это принциапиально НОВАЯ ракета, то автор .... не прав (точки - это не маты, подбирал слово, но не подобрал, обижать "недоумком" и "некомпетентным" нет желания).
Илон Маск В ОДИНОЧКУ тащит все человечество к Звездам, - это реальность сегодняшнего дня. Не согласен - назовите ЕЩЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, нас двигающего в этом направлении КОНСТРУКТИВНОЙ МЫСЛЬЮ.

Я Вам ЗАПРЕЩАЮ лить помои на того, кто, не зависимо от политики и степени сумасшествия общества, уверенно СПАСЕТ Человечество на этой Планете.

30 января 2019 в 14:03

Все выгоды от освоения космоса (связь, навигация, спутниковые снимки) дала человечеству беспилотная космонавтика. Пилотируемая же космонавтика оказалась практически бессмысленной. Лучшее доказательство тому - как и 45 лет назад, в космосе одновременно находится всего лишь 5-6 человек.

Поэтому о развитии пилотируемых полетов говорят или те, кто рассчитывает выбить под это огромные деньги из бюджета, или не совсем адекватные "романтики".

30 января 2019 в 18:13

Редкий случай, когда я с вами согласен.

30 января 2019 в 14:06

Виктор
Стекленев сегодня в 12 : 07

Илон Маск В ОДИНОЧКУ тащит все человечество к Звездам, - это реальность сегодняшнего дня. Не согласен - назовите ЕЩЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, нас двигающего в этом направлении КОНСТРУКТИВНОЙ МЫСЛЬЮ.
///////////////////////////////////////////////////////////////////
Есть такой человек ,это Диитрий Рагозин !

Согласен с комментарием Стекленёва.

30 января 2019 в 14:08

Километр тоннеля Маска оказался в семь раз дешевле километра минского метро

10:00 20.01.2019 в рубрике Экономика и бизнес ПOЛлукс 3625 192 9
Километр тоннеля Маска оказался в семь раз дешевле километра минского метро

На днях австралийский чиновник Джереми Бакингем через Twitter обратился к Илону Маску с вопросом: во сколько обойдется постройка 50-километрового тоннеля транспортной системы через Голубые горы? Это якобы должно разгрузить трафик в Сиднее, потому как город, по выражению Бакингема, «задыхается». Илон Маск быстро провел расчеты, и суммы оказались интересными.

Один километр тоннеля для движения в две стороны предприниматель оценил в $15 миллионов — судя по всему, это работа «под ключ». Путь длиной пятьдесят километров, соответственно, будет стоить $750 миллионов. Еще в $50 миллионов обойдется постройка пассажирской станции. Похоже, цифры устроили Бакингема: политик заявил, что обсудит с коллегами проект и свяжется с Маском.

Без сравнения сложно понять, много это или мало — $15 миллионов за километр тоннеля для движения транспорта. Но недавно появился наглядный пример: километр минского метро вытягивает из бюджета 237 миллионов рублей, или около $110 миллионов. Конечно, технологии и объемы работ отличаются, однако проект Маска выходит в семь раз дешевле. А скорость движения в тоннеле, согласно обещаниям The Boring Company, будет несоизмеримо выше обычного метро — примерно 250 км/ч.

31 января 2019 в 16:57

Фима! У тебя 237 миллионов рублей равны 110 миллионам долларов... Подскажи, где баксы продают по 2 рубля 15 копеек за доллар? Только срочно: я еще билет на самолет заказать должен!

Вообще то 800 миллионов долларов эт около 50 миллиардов рублей... Не знаю, как там в Минске, а на строительстве московских развязок мэр в кепке куда как больше денег "осваивал"...

30 января 2019 в 16:18

А ты романтик, Редька. Но не нужно симпатизировать капиталисту, ты теряешь ореол правдоруба и совести нации.

30 января 2019 в 20:03

Маску, помимо детской романтики, побольше компетенции и кругозора за пределами химических ракет-носителей... Может бы и вышел толк. А так... - голый авантюризм - касаемо освоения Марса (и даже колонизации!) на имеющейся в наличии (у Маска) суммы технологий. Больно и горько будет когда его самая распиаренная авантюра потерпит крах, и окончательно повернёт человечество носом в землю, где всё меньше и меньше "желудей"...
P.S. А НАСТОЯЩЕЕ освоение космоса было возможно (!), но не на "плотах" и "тростниковых лодках" современности (химических ракетах-носителях и пр. сопровождающих технологий), а на основе новых физических принципов и соответствующих технологиях (ключевые запатентованы), но...
Впрочем, об этом много раз, подробно и доказательно высказывался.

30 января 2019 в 22:44

Когда то первые паровозы и авто вызывали смех и осуждение современников. Возможно Маск в чём - то авантюрист, в чём - то романтик. Не исключено, что то что он делает, в недалёком будущем найдёт применение. Некоторые " практичные" люди с пониманием отнеслись бы к тому, например, если бы он с чемоданами наличных ( деньгами акционеров) сбежал куда-нибудь в Европу. Так нет, чудила, ракеты строит, а не яхты и футбольные клубы коллекцианирует. Желаю ему успехов.

31 января 2019 в 00:06

Паровозы и авто просто заменили конные экипажи на обычных маршрутах, только и всего. А какова цель пилотируемых полетов на Луну или на Марс?

1.0x