Дёгтев Вячеслав. Запах счастья. Сборник рассказов / сост. Н.С. Сапелкин. — Воронеж : Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 2023. — 328 с.
Главной своей книги Вячеслав Дёгтев, согласно устоявшемуся мнению, не написал. Не успел, уйдя из жизни в неполные пятьдесят, хотя, как утверждают, по-разному подступался к этой работе, но не смог себе позволить роскоши труда над большим жанром в лихие 90-е, когда каждый день нужно было бороться и выживать, а на литературный рынок через разрушенные цензурные плотины советского образца хлынули запретные ранее произведения, переводные и отечественные. И дёгтевская проза в этом потоке не утонула, не исчезла бесследно.
Другое дело, что корпус её остаётся практически неизменным с момента скоропостижной кончины писателя в апреле 2005 года, а его личный архив вот уже скоро двадцать лет так и лежит не то что неизученным, но даже неразобранным. Более того, неизвестно, что осталось от этого архива, когда и каким образом эта ситуация способна измениться и возможно ли это вообще. Но изданный в родном Дёгтеву Воронеже — крохотным тиражом и единственный за последние 15 лет — сборник рассказов, где составителем и автором предисловия выступил Николай Сапелкин, всё-таки стоит считать первым шагом на пути возвращения имени писателя в историю отечественной литературы, своего рода светом в конце туннеля, при всей неоднозначности этой метафоры. В конце концов, все окололитературные дрязги, дружбы и войны уходят вместе с людьми в прошлое, а созданные автором произведения навсегда становятся чистым остатком его творчества. Чистым — но не сухим, по мере того как выражены в них "и жизнь, и слёзы, и любовь". То, что, собственно, и делает писателя — писателем.
Творчество Вячеслава Дёгтева никогда не было и не будет сухим, а его рассказы и повести — листками собранного когда-то гербария. Они, как раны, по-прежнему болят и кровоточат — только вместо чеченских войн сегодня Специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины, вместо мигрантов с Кавказа пространства России занимают и осваивают мигранты из Средней Азии, вместо "новых русских", попирающих в погоне за деньгами и властью всё человеческое, — коррумпированные чиновники, и так далее. Точно так же никуда не делись ни стойкость и героизм русского воина, кладущего живот за други своя, ни метания русской души ввысь, вниз и во все стороны, ни искания русского духа, ни начала артельности, дружинности и соборности русской жизни.
Из рассказа "Аутодафе": "Обирают её (Россию. — Авт.)… обдирают как липку, унижают, высмеивают, а она всё стоит среди великого позорища в одеждах-ризах светлых своих, непорочных. Обирают, обдирают, грабят, а всё никак не оберут, не обдерут и не ограбят. Унижают, обливают грязью, а она всё равно чистая и всё равно великая. Потому и вечная она, потому и святая… Вот выгорит безжалостно, как в плавильном котле-тигеле, вся ложь, вся неправда, вся лень и ржа, сгорит в шлак, в прах, в пепел — и останется один звонкий металл, чистый, литой. Из которого хоть меч ковать, хоть плуг".
При чтении последнего из написанных Дёгтевым (но не завершающего данный сборник) рассказов "Разумные существа", почти сказки о чудесном ("да, чудеса иногда случаются, но случаются они только у тех, кто способен поверить в чудо") спасении дельфинёнка по кличке Бабочка, из которого его "новорусские" хозяева в пьяном угаре решили было приготовить шашлычки для себя любимых, представляется, что здесь автор прощается с читателями — настолько непривычно, неожиданно простым, бесхитростным и светлым оказывается тон его повествования, настолько далеко отодвинуто им подчёркнутое было всеми критиками "мастерство рассказчика" — не ради того, что было, есть и будет, а ради того, что должнó и дóлжно быть.
Поскольку по произведениям Вячеслава Дёгтева не просто проводятся школьные уроки-факультативы, а защищено уже несколько диссертаций — пока только кандидатских, но в географии от Поморья до Приморья, можно ли надеяться, что исследователи его творчества наладят диалог между собой — пусть не к близкому 65-летию писателя, а хотя бы к его 75-летию, что речь пойдёт об изучении не только опубликованных при жизни автора произведений, что в Воронеже наконец-то признают дёгтевский феномен своим и "русский Джек Лондон" постепенно войдёт в пространство серьёзного литературоведения? Ведь литература — это не только писатели. Это ещё — и прежде всего — читатели. А существование читателей Дёгтева сомнению не подлежит.
Даже в нынешней ситуации, когда бумажные издания уступают место электронным текстам, а книги как источник информации, смыслов и ценностей — аудио- и видеофайлам. Но всё равно такие издания нужны и важны.