Авторский блог Андрей Смирнов 02:13 14 октября 2019

Сказка с подробностями

несколько слов вслед фестивалю «Индюшата – 2019»

Нельзя сказать, что сие общеизвестно, но 1 октября - Международный день музыки. Возникла дата 45 лет назад по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. Целью дня музыки стали: «распространение музыкального искусства во всех слоях общества» и «реализация присущих ЮНЕСКО идеалов мира и дружбы между народами, развития культур, обмена опытом и взаимного уважительного отношения к эстетическим ценностям друг друга». Если не вдаваться в концептуальные споры о том, что же такое музыка, принял бы инициатор красного дня календаря великий скрипач Иегуди Менухин вольное современное отношение, то фестиваль молодой независимой музыки «Индюшата», подведший свои итоги именно 1 октября, обозначенным целям, несомненно, открыт.

Между прочим, в будущем году «Индюшата» отметят уже своё тридцатилетие. Солидный возраст, иных примеров и не найти. Интересно, что «Индюшата» давно осели в клубе «16 тонн», тоже известном с девяностых. Не могу сказать, что я однозначный ценитель клуба. Но отдаю себе отчёт, что все мои вопросы - почти придирки на фоне почтенного возраста «Тонн». Не так уж много у нас мест, существующих больше двадцати лет. Так что любить необязательно - уважать стоит.

В этом году «Индюшата» получили президентский грант, которым распорядились очень умно. Жюри основательно поездило по стране – отборочные туры фестиваля прошли в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже, Казани, Перми, Калининграде, Краснодаре, Симферополе и Владивостоке. В ареале «Индюшат» оказалась добрая сотня команд самых разнообразных жанров и стилей. Оказала на предварительные итоги влияние и география, ибо в других городах в лауреатах могли быть совсем иные направления. Тем более, что победитель вышел из воронежского отбора, но представлял Саратов.

«На планете два миллиона групп», - некогда прикинула группа «Барто». Большая часть молодых команд варится в собственном соку, так что наличие «Индюшат» более чем оправдано. Другое дело, что предсказать дальнейшие перспективы мало кто сможет. Лауреаты последних лет, кажется, особо никуда не продвинулись. Но очевидно, что главная проблема тут даже не в качестве музыки, но в первую очередь в устройстве нашей музыкальной индустрии (или её отсутствии).

«Завтра» несколько лет подряд отслеживала финальные этапы глазами и ушами Алексея Касмынина. Я в атмосферу «Индюшат» окунулся впервые. Говорят, что каждый новый фестиваль отличается от предыдущего. Хотя традиция, что в зале больше представителей лейблов, журналистов, кураторов, чем просто зрителей- остаётся, и это нормально. Своих фаворитов выцепляют и одаряют партнёры фестиваля. Коллега, в целом удовлетворительно оценивая выступавших, признавался, что на сольник хоть одной из групп он вряд ли бы отправился. Но в этом году, по мне, эффект был более значителен: 3-4 точно того стоят. Отметил для себя «посторонних», Vitamin Youth, Warm Trees и победителей «Индюшат-2019» Titty Twister. И этом самое главное, что дают подобные фестивали и конкурсы. Ведь даже постконцертное прослушивание – «сказка с подробностями», когда пытаешься понять аналогии, зафиксировать, чем дышат музыканты, прикинуть их последующие ходы.

Из тенденций, что бросились в глаза.

- много названий иноязычных или с использованием латиницы. Причём, группа при этом может петь по-русски. Чем объяснить не знаю, видимо, и это элемент кризиса кириллического мира, о котором пишет Евгений Фатеев.

- сцена порой прямо-таки воплощала годаровское исследование обыденного насилия в фильме «Мужское-женское» (и его интерпретацию социологом и культурологом Александром Тарасовым), как женская агрессия направлена на мужчин, а мужская – на самих себя или на общество.

- симпатично вырос процент музыкальных эксцентриков. Вот это куда интереснее и перспективнее вариаций на тему олдскульного «русского рока», выжатого как лимон российского брит-попа или формально агрессивной, но беззубой альтернативы.

Одновременно отвязные и сложносочинённые Titty Twister (на фото), видимо, взяли название из знаменитой киноленты «От заката до рассвета». Эти «мастера терроризма и праведного грува» умудряются обеспечивать и «дискотеку», и «работу для ума». А на сцене всего-то два музыканта: басист и ударник. Кстати, начинали они как проектов каверов на Веню Дркина(!) Меня это дополнительно не вдохновляет (и если бы попросили угадать, исходя из сегодняшнего звучания, никогда бы не додумался), но заметную армию поклонников автора-исполнителя, безвременного ушедшего два десятилетия назад, наверное, может привлечь.

Екатеринбуржцы из Vitamin Youth явно не чужды мифотворчества и по жизни, и в искусстве. И это привлекает. Название-то, между прочим, производная от Sonic Youth и композиции «Vitamin C» краут-роковых гениев Can, что, как говорится, уже интригует. Плюс недурные ассоциации со «Звуками Му», «Поп-механикой», «Буднями Лепрозория», которыми, конечно, творчество этой необычной группы совсем не исчерпывается.

К Warm Trees сначала прикинул претензию, что эти внушительные болотно-лесные мистерии никак не коррелируют с владивостокским происхождением проекта, но подкупила взаправдашняя инаковость образа и музыки, почти в направлении легендарного лейбла 4AD. А вот у внеконкурсного постскриптума фестиваля, хабаровского проекта «Шизандра», местного колорита было с избытком вкупе с интригующей бредятинкой. Надо, конечно, было бы послушать сольный концерт хабаровчан, но он случился в столице 4 октября, а этот вечер я неизбежно провёл в окрестностях Белого дома.

Наконец, сумрачный арт-хаусный хип-хоп от питерских «посторонних», смело аттестующих свои выступления как «дискотека конца света». Парни основательно ориентируются в культурных широтах, и на выходе их внутренняя наполненность даёт оригинальный цепляющий результат. Хотелось бы послушать полноценную пластинку.

Ждём «Индюшат-2020».

1.0x