пнвтсрчтптсбвс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Сегодня 08 апреля 2025
Авторский блог Галина Иванкина 14:20 2 апреля 2025

«Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» и жестокая романтика века

красивая сказка

Александр Митта снял много интереснейших фильмов, поэтому нелишне вспомнить его же дивный «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1976). Историческая мелодрама с элементами грубоватого гротеска... Причём, этот гротеск был присущ изображаемой эпохе – и не только в России, но и в той же Франции.

Тогда рушился былой мировой порядок, и новые игроки вступали в большую политику. И произведение Александра Пушкина, и фильм Александра Митты весьма далеки от исторической реальности – достаточно вспомнить, что супругой Ибрагима Ганнибала являлась вовсе не боярышня из фамилии Ртищевых.

Пушкин создал о своём предке некую легенду, а сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид расцветили идею. Несмотря на то, что действительность была иной, фильм весьма точно обрисовывает начало XVIII века. Почва уходила из-под ног от ощущения пугающей новизны, а потому ассамблея на корабле с последующим «купанием» в невской воде – неслучайна.

Общество жило единым днём, отрицая прошлое и приоткрывая завесы будущего. Дома-времянки, стропила, ветер. Пётр в изображении Алексея Петренко просто идеален. Глаза горят, а руки – не для скуки. В СССР вообще идеализировали Петра, как романтизировал его сам Пушкин. Царь-плотник, считающий, что корабел выше аристократа – это ли не идеал?

Пушкин извинял Петру все его дикие выходки и страшные казни; а в советской традиции именно Пётр считался «правильным» государем – жил скромно, был скор в деле, выдвигал умных, сильных, верных. Перед нами такой выдвиженец – Ганнибал, как поётся во вступительной песенке, сын африканского царя, когда-то взятый в плен и подаренный Петру Алексеевичу в качестве забавной игрушки.

Владимир Высоцкий в тёмном гриме, конечно, не становится похож на африканца, но это не мешает наслаждаться его игрой. Итак, начало! Франция эпохи регента Филиппа Орлеанского – это дикое и дивное безвременье, когда эра Людовика-Солнце ушла, а новая ещё не наступила. В салонах велись крамольные – даже атеистические беседы, а дамы предавались безудержному рaзврату.

Такую мадам-графиню мы и видим на экране – ей интересен Ганнибал, как экзотический любовник. Он - чернокож, но из России. Он - воин и он - учёный. Изощрённость всего и вся – вот синоним эпохи Регентства! Потом – дуэль с графом и – возвращение в Россию, где «...всё было впервые и вновь». И строились корабли… В кадре высокое небо и – громадная верфь.

Прекрасна юная Ирина Мазуркевич в роли Наташи Ртищевой – нежность, очарование, трепетность. И – типаж Галантного века. Идеальная девушка должна быть похожа на фарфоровую статуэтку. Лёгкий румянец сквозь белизну. Полюбила ли Наташа арапа? Сложно сказать – там было движение души и обиженный вопрос: «Как это он отказался?»

Всё серьёзно? Да. Но с элементами фарса. Тому пример - комические красавцы в исполнении Семёна Морозова и Михаила Кокшенова! А каков там Иван Рыжов в образе именитого боярина, не выносящего новизну и при этом стремящегося угодить монарху. По факту было тяжёлое и жестокое время, но уже для Пушкина всё это было «приметой милой старины»...

Фоновая музыка Альфреда Шнитке, изумительные кадры, слаженная игра всей актёрской группы - сразу видно, что было интересно вживаться в этот костюмно-галантный и меж тем - страшный мир. И хотя Ганнибал-реальный был далёк от того прекраснодушного господина, сыгранного Высоцким, всё же это - красивая сказка, а человечество не может без мифов о самом себе.

1.0x