Авторский блог Андрей Фефелов 00:00 25 июня 2015

Код нации

Русская шкала представлений и ценностей подвергалась на протяжении трех десятков лет ударам невиданной мощи. Главным инструментом этой атаки являются общественный уклад, антисоциальный строй, возникший здесь после 1991 года. Вторым инструментом является так называемая "либеральная" пропаганда. Беру в кавычки, ибо смесь русофобии, человеконенавистничества, восхваления социального каннибализма, набор исторических фальсификаций и откровенная апология предательства — все это трудно определить как нечто либеральное. Оно имеет весьма отдаленное отношение к классическому либерализму. Основная глубинная суть этой пропаганды — желание разрушить русское национальное сознание, перетереть его в муку и заменить его неким симулякром, так называемым "общемировым сознанием", основанным на общечеловеческих ценностях.

"…Идеалы патриотизма настолько глубоки и сильны, что никому никогда не удавалось и не удастся перекодировать Россию, переделать под свои форматы. Нас невозможно отлучить, оторвать, изолировать от родных корней и истоков", — так говорил Путин на церемонии вручения Государственных премий в День России. Эта идеологически выверенная формула наполнена очень важным содержанием. Путин, по существу, сказал следующее: У России есть собственный формат, от которого "мы" (государство и народ) никогда не откажемся. Говоря об "истоках и корнях", Путин признает, что существует некий константный набор глубинных представлений нашего народа о себе самом и об окружающем мире. Среди этих представлений не последнее место — по мнению президента Путина — занимают "идеалы патриотизма", с чем невозможно не согласиться. Однако существуют и другие аспекты национального сознания, которые все последние 30 лет пытались поменять, сломать, "перекодировать", если употреб­лять технократическую лексику Путина. В любом случае то, что сказал Путин, закрывает начатый Горбачевым дискурс о примате в сознании "общечеловеческих ценностей". Путин, таким образом, поставил жирную точку в эпопее Перестройки. Россию не удавалось в прошлом и не удастся в будущем переделать (перекодировать) под чужие форматы! Путин говорил об уникальности России, об уникальности её культурного и цивилизационного кода. По сути, это прощание с горбачевщиной и прямой вызов "новому мировому порядку", который занят этой самой перекодировкой.

Следует понимать, что русская шкала представлений и ценностей подвергалась на протяжении трех десятков лет ударам невиданной мощи. Главным инструментом этой атаки являются общественный уклад, антисоциальный строй, возникший здесь после 1991 года. Вторым инструментом является так называемая "либеральная" пропаганда. Беру в кавычки, ибо смесь русофобии, человеконенавистничества, восхваления социального каннибализма, набор исторических фальсификаций и откровенная апология предательства — все это трудно определить как нечто либеральное. Оно имеет весьма отдаленное отношение к классическому либерализму.

Основная глубинная суть этой пропаганды — желание разрушить русское национальное сознание, перетереть его в муку и заменить его неким симулякром, так называемым "общемировым сознанием", основанным на общечеловеческих ценностях.

Парадокс в том, что само русское сознание изначально — общемировое, универсальное, континентальное, всемирное… Именно об этом свойстве русского сознания говорил Достоевский в своей знаменитой речи в день открытия памятника Пушкину в Москве. Именно против этой "достоевщины" восставали наши главные либералы. Помните Чубайса, который заявил, что надо изгнать из общественного сознания дух Достоевского?!

Именно эту нашу всемирность под лозунгами каких-то там общих ценностей пытались стереть и заменить на частное, местечковое, индивидуальное, совершенно несовместимое с жизнью.

Пытались перекодировать. Имперскому народу прививали хуторское сознание, из "цветущей сложности" лепили национальное буржуазное государство. Нас пытались перекодировать и не перекодировали! Но развитие наше было остановлено. Общество оцепенело в ступоре. Нас пытались и пытаются заставить делать несвойственные для нас вещи, заниматься "глупостями"… От этого берет оторопь.

Путин как глава государства фиксирует наше внимание на идеалах патриотизма. По-русски это называется державностью. Да, державность — это часть нашего кода. Ибо без сильного централизованного государства — не выжить. А ведь надо не просто выжить… Надо развиваться, надо осваивать ресурсы и территории. И в этом деле только государство может собрать необходимый ресурс и кинуть его на самые важные направления, решая при этом крупные инфраструктурные задачи.

Итак, концентрация ресурсов и централизованное решение крупных стратегических задач… Об этом Путин ничего не сказал. Он сказал про патриотизм и про истоки. Но присущий нашему народу "государственный инстинкт" — это тоже патриотизм и тоже истоки. В сложнейших климатических и геополитических условиях Россия не состоялась бы как царство, как империя, как цивилизация. Попытки выстроить в России систему, где государство играет служебную, фиктивную, незначительную роль, — кончались крахом Русского мира.

По глубинной своей сути большевистская революция — это возвращение к "корням и истокам". Сильное централизованное государство плюс доминирование общественных интересов над частными, индивидуальными. Это, несомненно, часть русских ценностей. Как и глубинное презрение к деньгам, понимание служебной их функции. Как и "идеализм", "идейность", "духовность", а в прикладном понимании большее уважение к информации, чем, собственно, к самим материальным ценностям, добраться до которых можно только при помощи знаний.

Есть такие истоки, о которых Путин знает, но молчит до поры до времени. Речь идет о Правде и Справедливости. Причем в русской матрице сознания Правда и Справедливость — это те вещи, которые достигаются только в поиске. Их надо искать…

Сами эти два понятия пытались перекодировать тоже. Даже не так: эти понятия пытались вытравить. Нам говорили: нет на свете ни Правды, ни Справедливости. И поэтому искать ничего не надо, сидите дома, пейте водку. Одной правды не существует, их якобы миллион — этих разных частных правд. Нам талдычили: справедливость недостижима. Справедливость — это право сильного. С какого-то момента невозможно было представить, что бы услышал пришедший к отцу крошка-сын. Получил бы он от отца внятный, вразумительный ответ: что такое хорошо, а что такое плохо? Смешали все: высокое с низким, великое с ничтожным. Опорочили историю, поглумились над святынями. Однако… Не вытравили главного. Лишили слов, аргументов, принципов, но внутренний компас остался! "Не удалось перекодировать…"

Идеи социал-дарвинизма, которые приползли к нам с Дикого Запада и Ближнего Востока, — не прижились. Люди стали спиваться, уходить из жизни, хиреть и замыкаться в себе — но не включились в эстафету пожирания ближних.

Но вопрос: если код нации существует и сейчас подвергается атакам, если нас пытаются переформатировать, то почему бы нам самим себя не сформатировать должным образом, согласно нашему коду? Почему бы не создать те правильные условия, которые могли бы развивать наши главные качества, а не противодействовать им? Почему бы не начать строить иной общественный уклад, основанный не на деньгах, а на информации? Почему бы не выстроить такую информационную повестку дня, которая бы наше общество не гасила, а, наоборот, — воспламеняла?

Почему? Почему? Почему? По-прежнему власть и общество находятся в плену чужих энергий, потоков враждебной, вредной информации. Мы плывём на волнах Голливуда. Отовсюду звучит чужая музыка, латиница забивает все поры уличной графики. Как с этим бороться, как выйти из этого замкнутого круга, когда глубинная природа, земля и сам дух народа говорят одно, а массовая культура, СМИ и дизайн шепчут другое? Другого выхода нет — надо начать строить собственную широкую культурную программу, формировать наступательную культурную политику, основанную на нашем уникальном формате, учитывающую "код нации" . Это огромнейшая, но решаемая задача.

Решение ее сделает возможным совершить тот самый взлёт, рывок в будущее, который только обеспечит нам свободу и развитие в XXI веке. Хорошо, что это понимает Путин. Плохо, что нет пока духовных, интеллектуальных сил для реализации этой программы. Силы эти надо копить и собирать по крохам. Копить потенциал людей, представлений и формул. Выявлять тот самый код, на который указал президент Путин.

1.0x