Авторский блог Андрей Фефелов 00:02 4 декабря 2025

Школа на острие гибридной войны

природосообразное воспитание мальчиков и девочек - основа стратегических и тактических побед России

Беседа с Ильёй Михнюком, координатором проекта "Нам нужна иная школа", сотрудником Межрегионального методического центра "Развитие" и центра здорового образования им. В.Ф. Базарного.

"ЗАВТРА". Илья Васильевич, хотелось бы обсудить состояние системы образования, поскольку складывается впечатление, что современные образовательные программы слабо учитывают реальные потребности общества.

Есть и более узкая тема, связанная с тем, что когда-то было раздельное обучение мальчиков и девочек. После революции эта модель исчезла. Интересно отметить, что её вернули при Сталине, а сразу после его смерти учебные классы опять сделали общими. В чём причина этих реформ?

Илья МИХНЮК. Любое изменение, происходящее в системе образования, так или иначе сказывается на детях: на их психическом или физическом здоровье, на успеваемости, на их общем развитии. Даже такая мелочь, как цвет тетрадей и их разлинёвка, отражается на качестве образования. Что уж говорить про раздельное или смешанное обучение мальчиков и девочек?!

В частности, демографическая ситуация напрямую связана с условиями, в которых воспитываются мальчики и девочки. Различные подходы к их обучению прямо или косвенно влияют на целый ряд аспектов, которые тщательно замалчиваются теми, кто пытается проводить глобальную политику по отношению ко всему человечеству с надгосударственного уровня.

"ЗАВТРА". В ваших исследованиях фигурирует один очень интересный документ — отчёт экспертов из США, которые в 1958 году прилетали в СССР для всестороннего изучения советской системы образования. Хотелось бы узнать об этом подробнее.

Илья МИХНЮК. Этот документ действительно крайне интересен, ведь американцы его писали для себя и на его основе вырабатывали некоторые управленческие решения стратегического уровня. В переводе на русский он называется: "Советская преданность делу образования. Отчёт о работе в СССР первой государственной комиссии США в сфере образования" (1959). Оригинальное название на английском языке "Soviet Commitment to Education. Report of the First Official U.S. Education Mission to the U.S.S.R.". В этом отчёте представлены уникальные факты об особенностях советской системы образования. Поэтому наша группа на базе Межрегионального методического центра "Развитие" перевела его с английского языка на русский и издала в печатном виде. Здесь я приведу лишь один факт из этого документа: американцы указывают на то, что систему образования США нельзя сравнивать с советской, так как они изначально создавались под принципиально различные цели.

"ЗАВТРА". В чём их ключевое отличие?

Илья МИХНЮК. Коренное отличие западного образования в том, что в их обществе имеются две параллельные системы обучения. Одна создана для воспитания так называемой элиты, а другая — для толпы. Знания, которые получала западная элита, были абсолютно недоступны обычным людям.

Советская система образования, созданная до 1954 года, была нацелена на то, чтобы давать всем детям СССР элитарное образование. При этом были созданы условия для вхождения народа в процессы управления государством, то есть власть была народной. Модель принятия общественно значимых решений основывалась на советном принципе, то есть значимые решения принимались на совете, сообща, в интересах большинства советских граждан.

По обозначенным причинам советская система образования, созданная при Сталине, представляла для Запада угрозу значительно бо́льшую, чем вся военная мощь СССР. Об этом чётко было сказано в аналитической записке НАТО, которая вышла в 1959 году, спустя несколько месяцев после опубликования отчёта комиссии США.

"ЗАВТРА". Примерно в то же время, за три года до Карибского кризиса, в США были направлены два молодых человека, Александр Яковлев и Олег Калугин. Это, конечно, поразительно: перспективных ребят направляли прямо в Колумбийский университет, в самое гнездо Рокфеллеров, чтобы через тридцать лет они выполнили свою главную задачу — демонтировали советский строй.

Но вернёмся к визиту американцев.

Илья МИХНЮК. Необходимо вспомнить некоторые факты, предшествующие этому визиту. Во-первых, за год до этого Советский Союз произвёл запуск первого в мире искусственного спутника Земли, в том же 1957 году был спущен на воду первый в мире атомный ледокол "Ленин". Во-вторых, до этих событий разрушенная войной страна всего за десять лет была восстановлена из руин. Ещё раньше советским народом была одержана победа в Великой Отечественной войне, где на стороне фашистской Германии воевали представители многих европейских стран, а её экономика целенаправленно подпитывалась США и финансовыми структурами европейских государств. А до войны в молодом Советском государстве были построены десятки тысяч предприятий, фабрик и заводов, на которых трудилось множество инженеров, конструкторов и рабочих разных профессий. Именно они ковали научно-технический потенциал нашей Родины и оборонный комплекс, изобретая новые виды вооружений и техники. Без наличия достойного общенародного образования этого никогда не удалось бы сделать. Ведь речь идёт о сотнях тысяч трудящихся высочайшей квалификации, о миллионах рабочих — мотивированных энтузиастов, устремлённых в коммунистическое будущее и готовых отказаться от личных выгод для достижения общего блага. Все они не могли взяться из воздуха, они были выпускниками советских школ.

Западная элита осознала, что могущество СССР основано на советской системе образования. Поэтому наша система образования стала главной мишенью. Была поставлена задача не просто её ликвидировать, а сделать это так, чтобы граждане Советского Союза сами навсегда отказались от неё. Для этого нужно было разрушать образование незаметно и при этом дискредитировать советскую систему воспитания в глазах народа. Данный процесс не закончен, он продолжается до сих пор. Это один из выводов междисциплинарного исследования по изучению методов и технологий уничтожения отечественной системы образования сначала в Советском Союзе, а затем и в России.

"ЗАВТРА". Каковы главные выводы этого междисциплинарного исследования?

Илья МИХНЮК. Одной из главных причин возникновения глобального системного кризиса, который в настоящее время переживает человечество, явилось негативное влияние наднациональных структур на государственные системы образования в различных странах мира. В ходе проведённого исследования был сделан комплексный системный анализ сферы российского образования, ключевых образовательных "реформ" за более чем столетний период и факторов, влияющих на образовательную политику России.

Данная работа была опубликована в виде обзорного аналитического доклада "О ситуации в сфере российского и мирового образования". Он состоит из трёх томов. В первом томе рассматриваются основные проблемы, имеющие место в российском и мировом образовании, а также причины их возникновения. Во втором томе представлены ключевые социо-культурные и образовательные технологии, определяющие специфику и динамику развития общества в той или иной стране и в мире в целом. Третий том содержит описание новой концепции образования, реализация которой позволит преодолеть основные системные противоречия, имеющие место как в сфере государственного образования, так и в частных образовательных проектах. Очевидно, что новая образовательная концепция будет реализована на иных принципах, так как условия жизни современного общества качественно изменились и продолжают стремительно меняться. По этой причине возврат к прежним моделям образования невозможен, хотя фундаментальная научно-методологическая основа педагогики останется прежней.

Основные выводы обзорного аналитического доклада таковы.

1. В XX и XXI веке государственные системы образования по всему миру активно используются как сверхэффективное оружие для ведения гибридно-когнитивных войн.

2. Система отечественного образования находится под внешним управлением с 1954 года.

3. Сфера образования используется надгосударственными структурами как инструмент, определяющий вектор глобализации, реализуемой в рамках концепции антропологического перехода. Суть этого перехода — в формировании общества, состоящего из двух социобиологических каст-слоёв: с одной стороны — сверхлюди, живущие в своих анклавах до 120–140 лет, с другой — обслуживающие их "служебные люди" с совсем другими умственными и физическими способностями и более низкой продолжительностью жизни.

Здесь стоит упомянуть о документе 1994 года, который был подготовлен сотрудниками Всемирного банка при поддержке Фонда Джорджа Сороса. Как известно, деятельность данной организации запрещена в России. Его название: "Россия: Образование в переходный период". На нём имеется отметка о том, что он конфиденциален и может быть использован только в служебных целях. В нём представлен список рекомендаций, как нужно реформировать российскую систему образования. Анализ показал, что все эти рекомендации к настоящему времени реализованы.

"ЗАВТРА". А с чего началось разрушение советского образования?

Илья МИХНЮК. Как мы уже говорили, в 1954 году вновь появилось смешанное обучение мальчиков и девочек в нашей стране. Эта первая реформа, которая состоялась в системе советского образования после смерти Сталина. Как известно, в отечественной истории смешанное обучение мальчиков и девочек впервые было введено в 1918 году. В это же время в России зародилась и усиленно насаждалась так называемая педология, которая в 1936 году была официально осуждена и признана лженаукой, после чего эта порочная практика была окончательно исключена из советской образовательной системы.

Мальчиков и девочек вновь разделили во время Великой Отечественной войны. Это произошло 23 июля 1943 года, когда вышло в свет постановление Совета Народных Комиссаров № 671. Важно отметить, что это случилось во время Курской битвы. Возникает вопрос: почему в такой сложный для страны исторический момент времени правительство Советского Союза уделило особое внимание решению именно этой задачи? Даже восстановление разрушенных школ и обеспечение учащихся всем необходимым для учёбы оказалось на втором плане. С фронта отзывались мужчины — учителя, педагоги и директора школ для того, чтобы они как можно скорее занялись воспитанием прежде всего мальчиков.

"ЗАВТРА". Почему так важно раздельное обучение?

Илья МИХНЮК. Чтобы ответить на этот вопрос, стоит посмотреть на то, на каких принципах веками воспитывалась управленческая элита англосаксов в закрытых учебных учреждениях. И эти принципы сохранились до сих пор.

Наглядным примером является Итонский мужской колледж — частная британская школа для мальчиков. Она была основана в 1440 году королём Генрихом VI. За время её существования в стенах этого учреждения было воспитано 20 премьер-министров Великобритании. Например, Дэвид Кэмерон, премьер-министр и лидер английской Консервативной партии — выпускник Итона. Кембриджский университет и Оксфорд имеют схожие традиции. Подобное воспитание мальчиков практикуется в Йельском, Гарвардском и Принстонском университетах, которые входят в "Лигу плюща" — сообщество наиболее престижных частных американских учебных учреждений.

Интересно отметить, что школы для девочек в своё время окончили "железная леди" Маргарет Тэтчер — бывший премьер-министр Великобритании, бывшие госсекретари США Мадлен Олбрайт и Кондолиза Райс, а также бывший премьер-министр Израиля Голда Меир.

В России тоже был подобный опыт воспитания государственных деятелей. Для этого при Александре I был организован Царскосельский лицей, где учился А.С. Пушкин.

Смешение мальчиков и девочек при их воспитании и обучении является первым этапом применения социо-культурной технологии горизонтального взлома национально ориентированной системы управления государством. Спустя два-три поколения после того, как эта образовательная реформа реализована в той или иной стране, происходит деградация всего управленческого корпуса. Этот процесс затрагивает все уровни управления во всех отраслях народного хозяйства. Кроме того, это негативно отражается на демографии, институте семьи и обществе в целом.

"ЗАВТРА". Так в чём же тайна раздельного обучения мальчиков и девочек?

Илья МИХНЮК. Это вовсе не тайна. Эти знания имеются в открытом доступе более 40 лет. Просто внимание людей кукловоды умело переключают с приоритетных вопросов на те, которые не имеют никакого значения.

Что же касается особенностей обучения мальчиков и девочек, то за этим стоят закономерности развития человека и общества. Знания об этих закономерностях тщательно скрываются представителями наднациональных структур от народа, ведь иначе они не смогут из народа делать управляемую толпу и манипулировать атомизированными индивидами.

Профессор В.Ф. Базарный, являясь доктором медицинских наук, внёс большой вклад в изучение психофизиологии, мужской и женской природы. Причём сделал это на серьёзной научной основе, будучи руководителем единственной в Советском Союзе лаборатории сенсорных систем (органов чувств) при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР. Стоит отметить, что с 1991 года профессор возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области. Тогда на эту должность его пригласило руководство региона.

В исследованиях и научных трудах В.Ф. Базарного описано несколько открытий, касающихся понимания природы человека. Профессор и его коллеги опирались на фундаментальную научную основу, которая была создана их предшественниками. Имена этих учёных теперь известны всему миру, среди них И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, А.А. Ухтомский, И.А. Аршавский, В.П. Казначеев, П.П. Горяев, Брюс Липтон, Н.Н. Куинджи.

"ЗАВТРА". Что же удалось выяснить группе учёных под руководством В.Ф. Базарного?

Илья МИХНЮК. В.Ф. Базарный со своими коллегами изучали то, как влияют школьные факторы на здоровье детей. В частности, речь идёт о принципах, благодаря которым мужское и женское начало может формироваться природосообразно с раннего детства. Это и есть одно из открытий В.Ф. Базарного.

Если об этом говорить кратко, то главное в том, что мальчики и девочки развиваются по-разному, поскольку у них различные целевые функции. Природа всё предусмотрела и определила для мужчин одно предназначение, а для женщин — другое. Поэтому у мальчиков свой набор психогенетических программ, реализация которых позволяет им состояться в качестве мужчин и выполнять их мужские задачи, а у девочек свой набор психогенетических программ, и с их помощью девочки способны стать женщинами и осуществить женское предназначение. Важно осознать, что эти психогенетические программы запускаются только под влиянием окружающих условий, то есть нужна соответствующая среда. Меняя условия, в которых формируются и воспитываются мальчики и девочки, можно либо блокировать включение этих программ, либо наоборот, способствовать развитию мальчиков и девочек по этим природосообразным программам.

"ЗАВТРА". Это крайне интересно и требует отдельного рассмотрения!

Илья Васильевич, благодарю за беседу!

На фото: пример раздельного обучения. На предпоследней парте в среднем ряду — Валя Терешкова, будущая первая женщина-космонавт.

1.0x