Сообщество «Круг чтения» 00:19 5 сентября 2022

Шестьдесят пять лет выдержки, девяносто процентов крепости…

история необычного писательского билета

Вернее, билет-то обычный, красный, с державным орлом – установленного федерального образца. А вот само вручение и предыстория – необычные. Хотя – разве может быть у писателя «обычная» история?

Вызов на учёбу в Литературный институт имени Горького командир танковой роты Иван Иванович Гришанов получил осенью 1956 года. До этого – служба в Одесском военном округе под руководством Г.К. Жукова, до этого – Курское суворовское училище, до этого – война с Европейским фашизмом (немцы, венгры, австрияки и прочей европейской твари – по паре). Войну начал в 10 лет, потеряв от рук оккупантов семью. С 1943 года – разведчик-наблюдатель в истребительном противотанковом дивизионе на Курской дуге. Затем – «сын полка», официально зачисленный воспитанником взвода топографической разведки в артиллерийскую дивизию. И так – до Победы!

двойной клик - редактировать изображение

Свою первую книгу стихов, выпущенную в 2019 году, Иван Иванович назовёт «Я говорю войне: прощай!». Это – неслучайные слова. Распрощаться с войной навсегда поэт захочет уже в первые годы своей службы в офицерском звании, когда получит приглашение в Литературный институт имени Горького…

Но именно осенью 1956 года недобитый европейский фашизм поднимет свою отрубленную в 1945 году голову и откроет мутные, подёрнутые смертной паволокой глаза, произойдёт это в Венгрии. Через практически неохраняемую границу с Австрией в Венгерскую народную республику хлынут толпы бывших эсэсовцев, недобитых хортистов, специально подготовленных ЦРУ диверсантов. С ними – деньги, оружие и методички для тех, кто содействовал перевороту внутри страны. Первый фашистский «майдан незалежности» в послевоенной истории Европы случится именно в Венгрии, в Будапеште.

По стране прокатятся антирусские и антиеврейские погромы, запылают здания официальных органов власти и военных гарнизонов…

С мечтой о Литинституте придётся расстаться, свою танковую роту старший лейтенант Гришанов поведёт через пылающую Венгрию к австрийской границе. Теряя товарищей, прокладывая себе дорогу, где уговорами, а где и гусеницами и 85-миллиметровыми снарядами «тридцатьчетвёрки». В течение нескольких дней граница с НАТО будет перекрыта, подвоз подкреплений и вооружений прекратится, венгерская «специальная военная операция» маршалов Конева и Жукова – образец денацификации и демилитаризации отдельно взбрендившей, хорошенько разогретой и науськанной «западными партнёрами» восточноевропейской страны. Увы, у нас в либерально-демократическое тридцатилетие было принято «стыдится» стремительного похода русской армии на Будапешт, а надо бы было учиться…

Тем не менее, судьба Ивана Ивановича Гришанова с 1956 года уже бесповоротно, казалось бы, пойдёт по другому руслу. Военная служба окажется недолгой, скажутся контузии, полученные на войне. Перед ним откроется новое поприще – конструкторско-изобретательская работа. Но стихи, написанные от руки, на листах бумаги – тоже никуда не денутся. И будут ждать.

двойной клик - редактировать изображение

Шестьдесят пять лет выдержки – это больше, чем срок. Тем крепче строки, высеченные поэтом во времени. В день его 90-летия – поэту, офицеру, сыну полка Ивану Ивановичу Гришанову вручили наконец членский билет Союза писателей России. Вот цитата из рекомендации:

«Иван Иванович пришёл в Русскую литературу, как в военкомат – по достижении призывного возраста. Когда он сам решил, что готов. За это время многие его сверстники, не нюхавшие войны или «нюхавшие» её из Ташкента или из-за Урала – стали не просто членами Союза писателей, но и лауреатами и орденоносцами. Гришанов к славе не спешил. В этом – его достоинство, достоинство русского солдата. Военная слава – одно, а стихотворная – как Бог даст… Здесь всё по-русски: скромно и крепко. Навсегда.

Также, как и его стихи:

В жизни той милей дневного неба

Был блиндаж с накатом в пять слоёв..

Смоляную увесистость этих строк не поймёт тот, кто не искал взглядом укрытия понадёжнее при нарастающем свисте мины. Но тот, у кого точное поэтическое чутьё – поймёт! И народ, голосом которого является поэт – поймёт и поверит.

Также как и в стихотворении "На смерть медсестры":

Неуступчива, непорочна…

С райских кущей штабного тыла

В пекло боя, в отместку, срочно

К нам в окопы её скатило.

Но и здесь она, как и всюду, –

Честь и нежность в сыром бушлате.

Мне б на мушку того иуду,

Что пытался подол задрать ей…

Вот так, поперёк расхожего мнения о медсёстрах и связистках на войне, лепит свой образ чистой русской девушки Иван Гришанов.

Встречая свой 90-й год рождения, поэт говорит:

Как гильзы, собою нас время накрыло,

Что в травы роняют под выстрел патроны.

Иван Иванович достоин вступить в ряды СПР.

Давно достоин».

С этим знаковым событием, с этим выдающимся днём поэта поздравили заместитель директора Музея Победы на Поклонной горе Юлия Соколова, поэт и исполнитель песен на свои стихи Анатолий Пшеничный, «открывший» для широкой публики талант Ивана Ивановича Гришанова, актриса Вера Климкович, депутат Государственной Думы от Севастополя, член комитета по международным делам Дмитрий Белик, однокашники Гришанова по Курскому суворовскому училищу – Владимир Григорьевич Еленский и Лев Дмитриевич Горченко, издатель Вадим Рахманов, родные и близкие.

24 марта 2024
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x