Лето кончилось месяц назад. А значит, можно подвести кое-какие итоги. Итак, музыкальные фестивали в ушедшем сезоне оупен-эйров выдались худосочными и малокровными. Не было ничего, хотя бы отдалённо похожего на "Park Live" 2014 года, когда на одной сцене выступали "Mastodon", "Deftones", "Prodigy", "Enter Shikari", "Holywood Undead", "Wolfmother" и множество других заграничных музыкальных команд, как минимум достойных внимания. Трудно поверить, что спустя несколько недель в Парке Горького, так же в рамках единого мероприятия, отыграли "Kasabian", "Metronomy" и "Placebo". Но то было год назад.
В году нынешнем усилилась активность отечественной сцены. Возможно, это произошло на фоне падения интенсивности гастролей западных "фирмачей", возможно, потому что уже настал, наконец, час-икс, которого все так долго ждали. В конце июня, несмотря на серьёзные накладки технического характера, вызванные косым ливнем, на территории дизайн-завода "Флакон" прошёл масштабный фестиваль "Боль", представивший молодые и уже возмужавшие российские группы. 21 и 22 сентября под крышей клуба "16 тонн" состоялся финал ежегодного фестиваля "Индюшата", традиционно посвящённого "независимым" музыкальным коллективам (от слова independent или indie).
Что ж, я не знаком с полной дискографией фестиваля "Индюшата", который, между прочим, проводился в юбилейный двадцать пятый раз, но нынешний его состав показался мне ощутимо сильнее прошлогоднего. В официальных пресс-релизах вообще говорится, что в 2015 году у "Индюшата" получилось составить самый мощный коктейль групп за последние восемь или девять лет. После прослушивания выступлений всех финалистов у меня нет причин им не верить. Стоит сразу оговориться, что хотя все музыкальные коллективы выдали в своей совокупности больше драйва, чем их прошлогодние собратья, меня вряд ли удалось бы затащить на сольное выступление любой из игравших в клубе "16 тонн" команд.
Финал фестиваля "Индюшата" также характерен для московской осени, как взрывы петард для столичного нового года. В сезоне 2015 года заявки на участие подали около четырёхсот групп со всей России и из многих стран СНГ. Музыкантов отбирали, прослушивали, фотографировали, тестировали на профпригодность, они давали промежуточные концерты, и вот для них настало время финала. Выступить перед московской публикой уготовано было лучшим из лучших. До этого этапа добралось четырнадцать групп. Некоторые из коллективов, правда, принимали участие в финальном концерте в качестве специальных гостей.
В дни проведения фестиваля Москва вдруг стала территорией аномально тёплых осенних дней и ночей. На фоне холодного лета такое погодное изобилие выглядело то ли издёвкой, то ли компенсацией. В понедельник, в назначенный час (восемь вечера) у входа в "16 тонн" собралась порядочная толпа молодых людей. Причём музыканты, которым в тот же вечер предстояло взойти на сцену, находились среди зрителей и чувствовали себя, наверное, отчасти рядовыми посетителями рок-концерта. Если кому-то из них посчастливится (или не повезёт) добиться оглушительной славы, столь же спокойно постоять среди музыкально просвещённой молодёжи им уже не удастся никогда.
Фестиваль "Индюшата-2015" определённо достоин медали за пунктуальность. Правда, в первый день московская группа "Crepe de Chine", которая должна была выступать первой, похоже, припозднилась, из-за чего лишилась своих двадцати минут славы. Остальные команды чётко и слаженно отработали в рамках весьма жёстко составленного расписания. Трудно передать, в какой бардак могут превратиться массовые музыкальные мероприятия с участием нескольких коллективов, если в процессе подготовки сцены начинаются непредвиденные проволочки. К счастью, на "Индюшатах" ничего подобного не наблюдалась. Каждая группа готовилась по пять-семь минут, после чего начинала звучать музыка. И звук, который доносился из мощной аппаратуры, был, на удивление, качественным. В зале постоянно присутствовал звукорежиссёр, вооружённый ipad, на экране которого виднелись то ползунки нарисованного пульта, то какие-то сложные диаграммы и кривые. Лет десять назад было невозможно вообразить, что фестиваль независимых российских групп будет иметь столь качественный звук.
Но люди, почти заполнившие (и это в ночь понедельника) танцпол клуба "16 тонн", пришли туда отнюдь не ради технических подробностей, интересующих разве что звукоинженеров и индивидов, поражённых вирусом эстетства. Они пришли за музыкой. Неизвестно, правда, какую часть аудитории составляли приглашённые журналисты, но камер было много. Особо именитые работники клавиатуры расселись на диванах и напоминали коршунов, изготовившихся наблюдать за играми кроликов.
В полдевятого на сцену вышла группа "Полиция Кармы" из Белгорода, которая, несмотря на название, дублирующее на русском имя одной известной песни "Radiohead", исполняла вполне себе стандартный поп-рок, следуя заветам "Oasis" и прочих коллективов из девяностых, ещё не пошедших по стопам "Muse" в сторону построкового саунда. За ними вышли "Vesper Leand" из Владимира, игравшие неглубокий электронный эмбиент с женским вокалом, звучанием настоящих инструментов.
Неожиданностью стало выступление команды из Донецка "the Bajikans". Втроём парни играли модный в нынешнем сезоне поп-рок, покрытый толстым слоем стоунера, гаражности и Калифорнии. В середине их концерта у вокалиста отказал микрофон, но он не растерялся — поднеся электрогитару вплотную к лицу, пел прямо в струны. Мощь его голоса заставляла струны колебаться, и магнитный датчик успешно считывал сигнал. Приём, излюбленный семидесятниками. Модно, стильно, молодёжно. Стоит сказать, что на сегодняшний день в группе Вконтакте, посвящённой "the Bajikans", состоит шесть тысяч человек, а видеоклип, залитый на YouTube 1 февраля, набрал пятнадцать тысяч просмотров. Это отличные показатели для нового, ещё мало кому известного музыкального коллектива.
Следующими были "VEiiLA" из Санкт-Петербурга — синтезаторный дуэт, потерявшийся между инди-электроникой и танцевальным мейнстримом. По неясной лично для меня причине "VEiiLA" получили гран-при фестиваля "Индюшата-2015". Хорошо, что хотя бы упомянутые выше "the Bajikans" смогли урвать приз за лучшую песню — Passenger (Игги Поп здесь не при чём), а приз за лучшие тексты достался команде "Кто-то другой" из Воронежа, которая выступала во второй день.
Первый день "Индюшат-2015" завершился показательными номерами специальных гостей фестиваля. "Обезьяны.COSMOS" из Тулы постоянно балансировали на грани трэш-электроники, но так и не свалились в эту заполненную пошлостью и нецензурщиной яму. Данный факт, впрочем, разочаровывает, потому что от фестиваля независимой музыки как-то подсознательно ожидаешь экстрима и проявления крайностей. "Индюшата" же гуськом ползут к мейнстриму, от которого, наверное, исходят лучи славы и денежное тепло. За "Обезьянами" выступали "AmpLife" из Владимира. Они играли вполне стандартный хард-рок.
Второй день фестиваля поначалу хотелось назвать "Пятьдесят оттенков Дельфина". Хотя его открыли москвичи "The Blue Stocking", попытавшиеся смешать барок-поп и брит-рок, за ними шли "Кто-то другой" и "Kиндzа!!!" из Коломны, совместившие рок с напористой читкой текста в микрофон. Рассказы о смысле жизни и социальных проблемах современности под раскаты электрогитары и напряжённые барабанные ритмы заставили некоторых зрителей взгрустнуть, начать смотреть в пол или в потолок.
А потом выступила тройка самых тяжёлых команд "Индюшат-2015". Во время последней песни группы "The Salted" из Москвы и Саратова кто-то в зале воскликнул: "Кажется, сейчас взорвутся". Команды "Горький" из Орла и "Black Buttons" из Москвы продолжили бомбить уши зрителей своими версиями ставшего популярным в последние годы стоунера, являющегося бесконечным исследованием музыкальных пространств, открытых "Black Sabbath" с характерным саундом, ностальгирующим по семидесятым. Настоящего погружения в пучины гитарного перегруза с самоотречением и катарсисом не произошло. Скорее вместо того, чтобы сбросить нас с вертолёта в тёмные воды, нам показали фотографию океана и брызнули в лицо водяным спреем. Группа "OLEГ" из Москвы, никак не отошедшая от стандарта "весёлая ска-банда", смогла напоследок развлечь уставшую и оглушённую публику.
Напоследок стоит сказать, что у всех представленных на "Индюшатах-2015" групп есть записи, которые можно найти в Интернете.