Авторский блог Владислав Мальцев 00:05 23 июля 2024

Российский авторынок «отыграл» падения 2014 и 2022 годов

но выиграли при этом прежде всего китайские автопроизводители

Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) на пресс-конференции в РИА «Новости» представила данные по продажам за первое полугодие 2024 года. Учитывая, что трехчасовая пресс-конференция существует только в видеоформате, озвученные на ней данные оказались представлены в СМИ очень фрагментарно. А жаль, потому что картина достаточно интересная.

Например, судя по продажам за первое полугодие, обычно составляющих около 45% от годовых, в 2024 году общие продажи (новых и подержанных) автомобилей в России впервые вернутся на уровень 2013 года. Это новость, безусловно, хорошая. Равно как и то, что российский автопром нарастил выпуск машин заметно выше уровня 2021 и 2014 годов, опять-таки практически вернувшись на уровень досанционного 2013-го.

Что касается рынка в денежном объеме он, конечно, выше уровня десятилетней давности – в 2024-м ожидается в размере 15,6 млрд против 4,51 млрд в 2013-м, по новым автомобилям – соответственно, 6,93 и 2,52 млрд руб. Но, как отметил, президент РОАД Алексей Подщеколдин: «Если перевернуть эту картинку по отношению к удешевлению курса рубля к доллару, мы видим, что в прошлом году рынок восстановился до уровня 2013 года, в этом году немного превысит. Это превышение – девальвация рубля. В 2013 году доллар стоил 30 рублей, сейчас примерно 100. То есть, к сожалению, рынок не растет». Впрочем, хотя бы и здесь рынок вернулся на уровень 2013 года, при том, что автомобили (в пересчете на доллары и средние зарплаты) дешевле не стали.

двойной клик - редактировать изображение

При этом продажи новых легковых автомобилей, увы, в этом году вряд ли вернутся даже на уровень 2021 года, не говоря уже об уровне 2013-го. Правда, не исключено, что преобладание подержанных автомобилей вызвано уменьшением завоза автомобилей ушедших из России марок, а далеко не всякий автомобилист готов пересесть с Volvo или Toyota на «Ладу» или недавно появившегося на рынке малоизвестного «китайца».

Да, еще один важный аспект – больше 50% рынка новых легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия 2024 года занимают китайские автомобили, чья доля на 2021 год не достигала даже 10%.

При рассмотрении далее статистики стоит уточнить, что продажи могут учитываться как только по легковым автомобилям, так и суммарно по легковым автомобилям и легким транспортным автомобилям. Последний не вполне понятный термин является буквальным переводом международной классификации Light Commercial Vehicle (LCV), в более привычной нам с советского времени терминологии это малотоннажные грузовые автомобили. Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) по умолчанию всегда дает суммарную статистику по продажам легковых автомобилей и LCV, тогда как информационное агентство «Автостат» обычно только по легковым автомобилям.

В анамнезе «подкачка» государственными кредитами

Напомню, после кризиса 2008 года автомобильный рынок России утратил статус первого по продажам легковых автомашин в Европе, пропустив вперед Германию. Государство начало активно «накачивать» рынок деньгами, стремясь вернуть приобретение гражданами автомашин в кредит к докризисному уровню. С 25 марта 2009 года заработала программа льготного автокредитования. По данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, за 2009 год банками была выдана 71,5 тыс автокредитов, за 2010-й – 165,7 тыс, за 2011-й – 263,1 тыс.

Благодаря этому заметно выросла доля покупаемых в кредит автомашин, причем, как отметил 19 января 2012 года «Коммерсанту» исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов, «в 2011 году программа обеспечила порядка трети от общего объема выдачи автокредитов». При этом, как ранее указал 16 января 2012 года «Российской газете» Удалов, «последнее время рынок рос за счет государственных программ утилизации и субсидирования автокредитов, и в результате мы немного «перебрали» естественный спрос».

двойной клик - редактировать изображение

В целом же, по данным «Автостата», в 2011 году автомобильный рынок России вырос практически на 40%, точнее, продажи новых легковых автомашин (без учета легкого коммерческого транспорта) возросли 1,78 до 2,48 млн. штук.

Однако даже без государственного субсидирования кредитов в 2012 году авторынок продолжил расти, превысив даже самый оптимистичный прогноз АЕБ – по итогу года 2,93 млн новых легковых автомашин и легких коммерческих автомобилей против прогноза в 2,8 млн. Более того, по итогам августа 2012 года рынок России даже впервые с 2008-го вернулся на первое место в Европе (по данным «Автостата», 241,5 тыс легковых автомашин против 225,5 тыс у Германии), хотя по итогам года и остался на втором месте в Европе (соответственно, 3 млн 82 тыс и 2 млн 755 тыс проданных легковых автомашин).

Однако после 2012-го российский авторынок, который называли тогда самым динамичным по росту в Европе, начал падать. Сначала падение было плавным, чему способствовало возвращение с 1 июля 2013 года выдачи льготных автокредитов. За полгода банки выдали гражданам 276,6 тыс. субсидируемых государством автокредитов.

При этом эксперты отмечали, что покупатели берут на субсидируемые автокредиты прежде всего самые дешевые автомобили. «Я могу еще понять, когда автокредит берут на большие дорогие машины. Но если люди берут кредит под недорогую машину… Получается, наш народ живет плохо, раз даже на такую простенькую машинку ему приходится брать кредит. Это один из показателей довольно сложного экономического положения в стране», — говорил 20 декабря 2013 года «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

На это указывает и сравнение покупок автомобилей в кредит (не только субсидируемый государством) в штучном и стоимостном выражении. В 2009 году доля в штуках составила 24% от общего объема продаж, а в стоимостном выражении лишь 16,8% от общего объема продаж. В 2010-м, соответственно, 36% и 25,1%, в 2011-м – 43% и 28%.

двойной клик - редактировать изображение

Сама по себе финансовая ситуация в стране хотя и казалось внешне стабильной, уже испытывала кризис. «В России в 2013 году случился такой кризис невозвратов. Что произошло? Люди до этого все время увеличивали свои зарплаты, свои доходы, каждый год. Они набирали кредиты, но они могли их выплачивать, потому что у них доходы постоянно росли, – жаловался 22 августа 2023 года в интервью RTVi Максим Ноготков, владевший в 2013-м «Связным-банком». – А в 2013 году началась стагнация фактически (сегодня и в прошлом году доходы в России так и остались на уровне 2013 года, если брать покупательскую способность). Люди начали очень массово дефолтить, наши риски увеличились в 3-4 раза, списания по рискам увеличились в 3-4 раза».

А с 2014-го после введения западных санкций и падения цен на нефть российский авторынок начал падать уже обвально. По данным «Автостата», в 2014-м было продано 2,34 млн новых легковых автомашин, а в 2015-м – 1,49 млн, то есть падение продаж всего за год составило 57,0%. По данным АЕБ, учитывающей также легкие коммерческие автомобили, продажи упали с 2,49 млн в 2014-м до 1,60 млн в 2015-м (минус 55,6%).

Показатели падения хорошо видны на графике АЕБ по годам. В 2016 году, когда последствия падения цен на нефть и введенных в 2014 году санкций достигли пика, рынок продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократился практически вдвое к 2012 году (соответственно, 2 млн 930 тыс и 1 млн 430 тыс проданных автомашин).

«Мне кажется, к сожалению, что бурного роста в экономике нет. И предпосылок для него тоже нет. Сравните сами: если в 2012 году в России было продано 2,9 миллиона авто, то в 2016-м — 1,4 миллиона... Людям не хватает денег, покупательская активность растет быстрее, чем уровень доходов. Зато дно вроде найдено, и мы от него оттолкнулись»,описывал 21 сентября 2017 года на интернет-конференции перспективы российского авторынка председатель совета директоров группы компаний «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев.

двойной клик - редактировать изображение

Государство вновь накачало «подкачивать» рынок субсидиями из бюджета, запустив с 1 июля 2017 года программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Добавим к этому рост экономики, оттолкнувшейся в 2016 году от дна, и получим два достаточно благополучных года – 2018-й и 2019-й. Однако даже в эти два года продажи новых легковых автомобилей составляли лишь около 60% от уровня 2012 – 2013 годов.

27 марта 2019 года российская «дочка» компании Ford сообщила, что анонсированная месяцем ранее «реструктуризация бизнеса предполагает завершение производства легковых автомобилей к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в ОЭЗ «Алабуга» (г. Елабуга)». Опрошенные журналистами работники завода во Всеволожске обрисовали картину сокращения производства на фоне падения продаж: «В 2008 году, когда я устроился на работу, на заводе работало около 3000 человек. Но это включая бэк-офис, логистический центр, кадровое агентство и прочие структуры. Сейчас на заводе работает порядка 1000 человек». «Я работал на заводе Ford Sollers с 2004 по 2015 год... В то время, когда я работал, на заводе было около 2500 сотрудников... Сейчас вроде бы около 1000 человек осталось».

Масштабные увольнения, кстати, пережил и «АвтоВАЗ». В 2009 году на предприятии работало 100 тыс человек, в начале 2014-го – 65 тыс, в 2015-м – 44 тыс, на конец 2016-го – 41 тыс, на конец 2018-го – 38 тыс, на конец 2019-го – 35 тыс. И это несмотря на поддерживавшие прежде всего продажи «Лад» государственные льготные автокредиты.

В 2021-м было продано 439,6 тыс российских автомашин, в 2022-м – 265,1 тыс, в 2023-м – 435,3 тыс, в первом полугодии 2024-го – 274,1 тыс. Последняя цифра даже при простом удвоении превысит 500 тыс, то есть продажи по 2021 году, а стоит еще учесть, что продажи по первому полугодию обычно составляют 40 – 45% от общегодовых.

Если рассматривать одну только продукцию «АвтоВАЗа», за первое полугодие 2024 года продано 212,2 тыс машин всех типов (легковых и грузовых). Для сравнения статистика по «АвтоВАЗу» по относительно хорошим в плане продаж годам: в 2012-м – 537,6 тыс, в 2013-м – 456,3 тыс, в 2014-м – 387,3 тыс в 2018-м – 360,2 тыс, в 2019-м – 362,6 тыс. То есть опять-таки и здесь выход на показатели 2013-го, а то и лучше. Впечатляет и прирост продукции «АвтоВАЗа» – 55% по отношению к первому полугодию 2023-го. При том, что в 2023-м тольяттинский автоконцерн уже отыграл падение 2022-го – в 2021-м «АвтоВАЗ» продал 350,7 тыс автомашин, в 2022-м 188,6 тыс, а в 2023-м 352,6 тыс.

Затаившийся дракон срывает банк

Не стоит думать, что с 2012 года в России просели продажи только западных автомашин. По данным РОАД, синхронно резко упали продажи и китайских легковых автомашин – в 2013-м их было продана 101 тыс, в 2014-м – 81 тыс, в 2015-м – 38 тыс, в 2016-м – 30 тыс. На уровень продаж 2013 года китайцы вернулись только в 2021-м.

двойной клик - редактировать изображение

Скорее всего, свою роль сыграло и сокращение производства российских и западных компаний, и начатая властями Китая как раз в 2020 году кампания по пересаживанию граждан на электромобили, что выталкивало часть развернутого в стране массового производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за границу.

А в 2022-м на фоне ухода из России американских, европейских, японских и южнокорейских компаний китайцы просто «сорвали банк». Производство у них имелось, на собственно китайском рынке автомобили с двигателями внутреннего сгорания все сильнее вытеснялись электромобилями и гибридами – и тут буквально через Амур открылся огромный рынок. «Доля китайских автомобилей в российском импорте авто выросла с 10% в 2021 году до 92% в 2023-м», — констатировал 11 ноября 2023 года «Газете.Ru» генеральный директор дилерского холдинга «Автодом» Андрей Ольховский.

Доля в продажах у китайских автомобилей на российском рынке также кратко выросла, о чем я уже писал на основе отчета РОАД по итогам 2023 года. По данным РОАД, доля «китайцев» в продажах новых легковых автомобилей возросла с 18% в 2022 году до в 48% в 2023 году. Несколько иные данные приводили 14 декабря 2023 года «Известиям» в «Открытии Авто» – рост с 10,6% в 2022-м до 46% в 2023-м.

По данным РОАД, за первое полугодие 2024 года доля «китайцев» среди проданных в России новых легковых автомобилей возросла до 57% по сравнению с 40% в первом полугодии 2023 года. В абсолютных цифрах это, соответственно, 174,2 тыс и 440,0 тыс машин. При этом РОАД, тесно взаимодействующая с китайскими компаниями, оценивает актуальные планы китайцев по продаже в России в этом году в 1,0 млн автомобилей. В эту цифру укладывается и то, что обычно продажи в первом полугодии составляют 40 – 45% от общегодовых. Схожий прогнозы озвучивали сами китайские компании и их дилеры в России, которые обобщило в начале декабря 2023 года Профессиональное сообщество «Автомаркетолог» - 1,2 млн легковых автомобилей на 2024 год.

двойной клик - редактировать изображение

Подобная экспансия китайцев, конечно, вызывает обеспокоенность у российских автопроизводителей и чиновников. Предложенным заградительным мерам в виде увеличения утилизационного сбора я посвятил статью «Совфед и автопром озаботились китайской экспансией», опубликованную на сайте «Завтра» 9 июня 2024 года.

Однако, стремительный захват российского авторынка китайскими автоконцернами таит в себе немало скрытых проблем, которые президент РОАД подробно перечислил на пресс-конференции.

Например, оказалось, что на начало 2024 года на российском рынке представлено 57 китайских автобрендов (тогда как до 2022-го работало только 11), объем продаж которых различается от сотен тысяч единиц в год до просто сотен единиц в год. При этом большая их часть (37 брендов) действует здесь без своего официального представительства.

Иногда китайская компания выходит на российский авторынок, у нее не получается запустить здесь продажи и она полностью уходит, не обеспечивая купившим ее машины россиянам не то что гарантийное обслуживание, а даже поставки деталей. С деталями же на российском автомобильном рынке проблемы существуют даже у крупных китайских компаний, которые не создали здесь склады и завозят детали под заказ со сроками в недели и даже месяцы. Заказ же китайских автомобильных деталей по предоставленным дилерам «слепым» бумажным каталогам, многие из которых не переведены не то что на русский, а даже на английский язык, представляет собой огромную сложность.

Наконец, по словам Подщеколдина, есть проблемы с платежами в Китай: «Два месяца моя компания бьется, пытается платежи провести, а деньги возвращаются… Попросили нашего китайского партнера открыть рублевый счет в китайском банке, но и в этом проблема — дальше рубли никуда не идут, не снимаются. Всё. Не проходят ни автомобили, ни запчасти. Спросили у крупных производителей, как у них дела. Мы, говорят, сходили на «самый верх», как-то чуть-чуть решилось. Нашим «друзьям» из Америки удалось добиться, что в Китае приостановили платежи». И с таким, по словам главы РОАД, сейчас сталкивается 90% российских дилеров китайских автомашин.

1.0x