Константину Алексеевичу Коровину (1861–1939) посвящен крупнейший выставочный проект Государственной Третьяковской Галереи. Будут представлены около 240 лучших произведений из собрания Третьяковской галереи, 22-х музеев России, из Казахстана и Белоруссии, а также из частных коллекций. Первая выставка Константина Коровина прошла в Третьяковской галерее в 1922 году, при жизни художника, девяносто лет назад. Настоящая выставка — продолжение знакомства зрителей с периодом расцвета московской школы живописи. Живописность, красочность, яркость палитры, свойственная искусству представителей Союза русских художников, наиболее полно отражена в творчестве Константина Коровина.
Выставка отражает многообразную деятельность К. Коровина в живописи, театре, монументальном искусстве. Экспозиция внутри раздела станковой живописи построена по разделам «Творчество 1880–1890-х годов», «Портрет», «Север», «Охотино. Деревенские пейзажи», «Париж», «Крым. Гурзуф», «Ноктюрны», «Натюрморт», «Предреволюционное искусство», «Эмиграция». Театральный раздел представляет лучшие эскизы декораций и костюмов к балетам «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Конек-Горбунок» Ц. Пуни, «Щелкунчик» П.И. Чайковского, операм «Демон» А.Г. Рубинштейна, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Настоящим открытием для публики станет показ двух уникальных, чудом сохранившихся декораций и костюмов к опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок (постановка 1934 года, театр г. Виши, Франция). Весь сценический материал к этому спектаклю в свое время приобрел оперный певец, бессменный исполнитель партии Звездочета Г.И. Раисов. Позже коллекция была куплена внуком художника В.Д. Поленова А.А. Ляпиным, а в 1986 году подарена им в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. На выставке впервые будут представлены подлинные декорации к этому спектаклю «Стан Шемаханской царицы» и «Град-столица».
К. Коровин известен не только как живописец, но и как архитектор и декоратор. В разделе монументального искусства представлены четыре из десяти панно, исполненных художником для павильона «Крайний Север» Нижегородской художественно-промышленной выставки 1896 года, специально отреставрированные к выставке. Они были заказаны меценатом и промышленником С.И. Мамонтовым, который, мечтая об освоении и популяризации далекого и богатого края, способствовал путешествию К. Коровина и В. Серова на Север в 1894 году. Через несколько лет после Нижегородской выставки по предложению С.И. Мамонтова панно украсили стены главного вестибюля Ярославского вокзала в Москве, а в 1961 году были переданы Третьяковской галерее. В большой картине «Гаммерфест. Северное сияние» (1894–1895. ГТГ) обобщены впечатления художника от путешествий по Северу (Мурманск, Архангельск и др.).
Одно из открытий выставки – декоративное панно «Старый монастырь» (1906. ГТГ). Поступив в собрание Третьяковской галереи в 1946 году, оно долгое время хранилось в запасниках на валу. В стилистике этого фриза (более семи метров в длину) угадываются характерные признаки модерна.
Справка:
К. Коровин родился в Москве в купеческой семье, которая после разорения перешла в мещанское сословие. В 1875 году он поступил на архитектурное отделение МУЖВЗ, но почти сразу перевелся на живописное (учился до 1886).
В раннем творчестве К. Коровина особенно заметно влияние его учителей А.К. Саврасова («Ранняя весна», 1870-е. ГТГ; «Осень», 1880-е. Национальный художественный музей Республики Беларусь) и В.Д. Поленова, на подмосковной даче которого начинающий художник провел несколько летних сезонов, написав такие известные произведения, как «Настурции» (1888), «За чайным столом» (1888) (обе – музей-заповедник Поленова), «В лодке» (1888. ГТГ). Уже в этих работах он интуитивно использовал импрессионистические приемы; особенно это относится к новаторской картине «Портрет хористки» (1887. ГТГ).
С конца 1880-х годов К. Коровин начал выезжать в Европу, где познакомился с современным западноевропейским искусством. Не без влияния Клода Моне и Огюста Ренуара он стал изображать женские фигуры против света в контражуре, помещая их на балконе, в проеме открытой двери или на фоне пейзажа, как, например, в картине «На даче» (1895. ГТГ). В работах художника конца 1890-х годов («Бумажные фонари», 1896. ГТГ; «У купальни», 1890-е. Частное собрание) проявились черты декоративизма, выразившиеся в яркости, смелости колорита и виртуозном исполнении.
Совершая поездки в Париж, К. Коровин попадал под особое обаяние города с его непревзойденной эстетикой. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в украшении сияний огней на улицах и бульварах. («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все – ГТГ).
В Париже К. Коровин увлекся символизмом и, вернувшись в Россию, посещал знаменитые лекции М.А. Дурново, общался с поэтом К.Д. Бальмонтом. В эти годы он написал картины «Северная идиллия» (1892, ГТГ) и «Муза» (1890-е, ГТГ).
К. Коровина наряду с А.Я. Головиным, С.В. Малютиным, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакстом относят к реформаторам театра. Именно они подходили к спектаклю как единому сценическому пространству, где одинаково важна роль декораций, костюмов, музыки и актерского исполнения. Дар театрального декоратора у К. Коровина проявился в 1885 году в работах для Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1900 К. Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров – Большого театра в Москве и Мариинского в Санкт-Петербурге. За два десятилетия художником было оформлено более 80 балетов, опер и драматических спектаклей. Сценические образы героев, созданные им для певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой, балетных танцоров С.В. Федоровой, Е.В. Гельцер, драматических актеров А.П. Ленского, М.Н. Ермоловой, заслужили общее признание.
Важным в творческой биографии К. Коровина был период жизни в Охотине. В 1897 году художник купил землю близ Переяславля-Залесского и построил одноэтажный сосновый дом, в котором часто гостили Ф.И. Шаляпин, В.А. Серов, С.А. Виноградов, М. Горький. В Охотине в творчестве художника родился особый жанр – ноктюрн.
После революции, лишившись мастерской, холстов и красок, К. Коровин оказался в тяжелейшей ситуации. Переехав из Москвы в Островно, на берег озера Удомля в Тверском крае, художник впервые начал писать по памяти, выполняя небольшие произведения-миниатюры на картоне. В этот же сложный период жизни он создал замечательные полотна, главным образом – портреты близких друзей: «Портрет Ф.И. Шаляпина» (1921. ГЦММК им. М.И. Глинки), «Портрет Е.Б. Вахтангова» (1922. Музей-квартира Е.Б. Вахтангова) и др. В 1923 году художник вместе с семьей уехал в Германию, а затем во Францию, где прошли последние годы его жизни»
Крымский Вал, 10, залы № 60–61
Выставка открыта с 29 марта по 12 августа 2012





