Авторский блог Андрей Коробов-Латынцев 15:43 1 июня 2014

Рахунок Абоминога

Андрей Александрович Бледный и Антон Владимирович «Ант», они же группа 25/17, они же ЛЁД 9, пожалуй, представляют собой одну из самых концептуальных групп во всем русском рэпе. Сами посмотрите…

Рахунок Абоминога

Андрей Александрович Бледный и Антон Владимирович «Ант», они же группа 25/17, они же ЛЁД 9, пожалуй, представляют собой одну из самых концептуальных групп во всем русском рэпе. Сами посмотрите…

Как дело было. Случился евромайдан. Конечно, всё внимание к нему. Никто, кажется, не промолчал. Не промолчали и Андрей с Антоном. Выходит песня «Рахунок» от 25/17 и Дмитрия Ревякина. Песня - про евромайдан. В аннотации говорится, что записать песню предложил Ревякин. Дмитрий Александрович был в Киеве и сам всё видел. В припеве Ревякина кто-то даже находит поддержку евромайдана… - Но ведь песня же не политический манифест, не правда ли? Да и что это за манифест, ежели у его авторов разные мнения? Типа "Бледный молится, а Ревякин на баррикады призывает"... Допустим, что Ревякин прямо поддерживает евромайдан. Хорошо. Зачем тогда после припева Ревякина Ант поет "Мало крови, мало - прольется еще"? (Слова припева, кстати, сочинил Д.А.Ревякин). Получается, что вот Ревякин поддерживает евромайдан, а Ант ему подпевает, мол, надо еще больше евромайдана и еще крови?... - Но, может быть, песню стоит воспринимать не как политизированный манифест, а как свободное творчество? Т.е. целостно. Хотя это и труднее. И для этого надобно разбирать образы. Бледный в начале песни не просто так ведь вспоминает ветхозаветного пророка Иону, который пытался спрятаться от Бож.Провидения. "Я хотел промолчать", говорит про себя Бледный, и тут же вспоминает про Иону, как бы даже с некоторой горькой самоиронией: потому что не промолчать никому об этой трагедии, которая случилась на Майдане. Собственно, Иона вспоминается как раз для того, чтобы ввести нас в библейский контекст, в котором все революции одинаковы: брат убивает брата, воют вдовы, матери хоронят сыновей, а затем «мать ест своих детей»... - И на этом фоне Ревякин вспоминает Команданте Яроша с красно-черными (! - символизм неслучайный) крыльями, и затем идут строки Анта "мало крови, мало - прольется еще!", а затем в конце песни "красный смех", от которого взрываются головы (см. рассказ Л.Андреева)... - очевидно же, что политические манифесты не говорят такими образами и метафорами, поэтому глупо было бы воспринимать песню как высказывание своей политической позиции. Творчество ведь не политика, здесь всё намного глубже. И в песне 25/17 с Ревякиным говорится не о политике (не только о ней), но и о чем-то более важном. Бледный сказал в одном интервью, что они с Антом просто предлагают взгляд на мир сквозь призму Христа. Что бы сказал Христос, очутись он посреди евромайдана? А вообще - заметил бы Его кто-нибудь из сражающихся?.. А замечаем ли Его мы, бесконечно обсуждающие евромайдан и пылающие злобой к той или другой стороне?... - А может быть, песня вообще написана для одного этого вопроса? Или еще для кого-то вопроса, который мы всё время пропускаем мимо?.. –

Может быть, да даже наверняка так и есть, но в том и недостаток главный, главный изъян песни, что она написана для серьезного и глубокого философского вопроса, а не для поверхностного ответа. Поверхностных ответов 25/17 не дают, пора бы привыкнуть. Но нет, радость философского вопроса в эпоху повальных ответов, поставленных на массовое производство, принадлежит только автору. Редкость, ежели автор такого вопроса находит себе зрителя\слушателя\читателя. Несомненно, что 25/17 потому уже феномен современной русской культуры, что эта группа сумела привлечь аудиторию к религиозно-философской тематике (тем самым, естественно, вызвав у одних живой интерес, у других негодование и неприятие). Но хватит похвал, вернемся к песням.

Итак, выходит песня «Рахунок» на евромайданские события. На песню набрасываются с обвинениями: недостаточно «против», недостаточно «за». А песня о другом совсем. Ну ладно, о другом так о другом, подумали одни и забыли, другие решили остаться при мнении, что песня «за», но недостаточно, другие наоборот и т.д. Оно и понятно, люди ждали инструкции, кого ненавидеть и кого обожествлять, а тут такое безобразие… Надо набросить на это безобразие поскорее идеологическую сеть трактовок, затрактовать и успокоиться. Так и сделали. Забыли и успокоились. Но не проходит и месяца, как на тебе – еще песня! О том же, вроде, да не о том, и не от 25/17, а от Льда 9. Песня «Абоминог».

«Абоминог» продолжает «Рахунок» идейно и дополняет его. Они слагаются в единый текст и становятся документом эпохи. Но не политическим, не идеологическим документом, а, если угодно, именно религиозно-философским, метафизическим. С религиозно-философских позиций документируя событие эпохи, Бледный с Антом дают как бы два лика события. Первый, от 25/17 в «Рахунке» совместно с Д.А.Ревякиным, второй в «Абоминоге». Эти два лика одинаково непросты и противоречивы. Про первый, представленный в «Рахунке», уже говорилось выше. В общем и целом не особо простой текст песни довольно просто при должном усилии и желании расшифровывается и звучит как предупреждение об опасности. Накладывание на событие библейского контекста только подчеркивает не-политичность и не-идеологичность смыла песни. Метафоры разбираются и звучат отчетливо, язык куплетов тоже разборчив и понятен. Совсем другое в «Абоминоге». Нарочитая ирония и надрыв у Льда 9 давно стали методом, техникой, а деформация языка у Льда 9 (на которую обратил внимание впервые Захар Прилепин) особенно акцентирует некоторые смыслы.

Так, в первом куплете песни говорится про «первый тост за холокост», затем про второй:

«Второй до дна за русофобию

Не путай нацизм и антропологию!»

Здесь очевидная ссылка на превратившуюся в клеше фразу «не путай нацизм и национализм» и т.д. Бледный предлагает сперва разобраться в более простых вещах: а давайте, мол, сперва не будем путать фашизм и антропологию, почему бы и нет? А давайте не путать, например, философию и идеологию, политику и религию, историю и историософию, богословие и теософию, мистику и оккультизм, интернет и идеологическую борьбу и т.д. и т.д. Налицо в нашем «обществе» тотальная подмена понятий, которая позволяет нам всем рисоваться в одну минуту героями, подпольными общественными деятелями, о которых знает весь интернет, или патриотами, или знатоками-мудрецами, или еще кем-нибудь. Но чтобы быть собой, необходимо разобраться в некоторых фундаментальных вещах. Поэтому быть собой не просто, быть собой даже очень сложно. А мы не мы, когда… Когда мы не мыслим о себе. Когда мы не задаем себе сами вопрос о себе самих, а только лишь жуем готовые ответы, не проверяя даже их качества и не осведомляясь о заводе-производителе. Вот мы приняли ответ «за мир во всем мире» или «за любовь», и, вдохновленные этими ответами набрасываемся на тех, кто, по нашему мнению, «за войну» и «за ненависть». -

Все помнят эти бесконечные видео, где один за другим либерал Шевчук, египтянин Макаревич и многие другие известные деятели и музыканты предлагают взяться за руки, петь песни за любовь и спасать этим мир. Но мир отчего-то не спасается. Делается только хуже. И будет продолжать делаться хуже и хуже, еще и еще (см. Лёд 9 «Еще хуже»). «И песенка наивная не изменит вас» - говорится в «Абоминоге» в ответ на эти миролюбивые песенки. –

«Пой Макаревич, пой Шевчук

Вместе мы сто тысяч рук

Вместе мы сто тысяч ног

вместе мы абоминог!»

- тут ход уже более интересный. Кто абоминог? Все те люди, которые собрались во имя любви, мира и добра во всем мире и поют за это песенки? Они - абоминог? Ответ: да, они. Причем они абоминог не в меньшей степени, чем те, что собираются вместе с прямо противоположными песенками «за войну» и «за ненависть». А как же так? – спросит проницательный слушатель. Да очень просто. Люди, собравшиеся во имя добра изменить мир, часто превращали мир в ад. «Совесть без Бога есть ужас» - писал Достоевский. Так и песенки просто «за мир» и просто «за любовь» ничем не лучше, а быть может, даже и хуже, чем песенки «за войну». Потому что вопрос «за какой мир?» сразу же выводит эти песенки на чистые воды непонимания мира, непонимания любви. «Кого вы любите? – ах боже мой, весь мир!» = никого не люблю. Такая любовь хороша в песне, хороша на экране, хороша в рекламе себя самого, но в реальности такая «любовь» не имеет корней. (Вот ловите в скобках сразу еще один вопрос: каков у любви корень?). Я нисколько не нападаю сейчас на Юрия Шевчука, который, конечно, знает, что такое мир, любовь и война, но ведь действительно – «песенка наивная не изменит вас», песенка наивная не изменит нас… Стало быть, нам следует что-то сделать самим.

Далее еще один важный момент в песне – о свободе. В первом «Рахунке» пелось: «И каждый хочет свободу-суку дернуть за сосцы». Замечательная метафора, которая показывает, как нивелируется ценность свободы во время революции, как Свобода нисходит с небесных высот-глубин на землю, где её рвет на части взбесившаяся толпа. Для толпы свобода уже не богиня, но сука, и каждый хочет овладеть ею, дернуть за сосцы эту свободу-суку. Во втором «Рахунке» говорится: «На деснах пенится свобода – что ж, фас!». Другая метафора, также характеризующая ту свободу, которой живет революция. Это свобода бешенства, свобода бесноватых, свобода ведомых (и со стороны «против», и со стороны «за»). Которые при этом могут быть целиком уверены в своей правоте. Так уж получалось исторически слишком часто, что самым несвободным оказывался как раз тот, кто более всего был уверен в своей свободе. Конечно же, на евромайдане были искренне верующие в свободу люди. Но историческая правда такова, что этих искренне верующих в свободу людей постоянно используют как рабов. Их будут резать и класть их кости на фундамент будущей сатанинской тирании. Это прямым текстом говорится в «Абоминоге»:

«Толпа беснуется на площадях, давясь кровякаю,

А кто-то, цокая копытом, шепчет дякую»

«Абоминог» призван отрезвить всех, кто уверен в историчности и революционности момента:

«Все схемы отработаны, проверены идеи,

Их щедро сеют по миру бродячие халдеи,

Череп и кости в изножии креста - гляди

Пусть все закончится скорей, аминь»

Подписываюсь под этими словами. Всем Лёд 9.

1.0x