Сообщество «"Факультет"» 13:43 1 ноября 2017

Quo vadis?

куда идём?.. Сто лет – это много или мало?

Товарищи, дорогие! Собратья и соратники! Грядёт выдающаяся дата – 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции! И как бы кого не тянуло изречь лукавыми устами ядовитое -"большевистский переворот"-, пусть уста те сомкнутся, дабы не отсохнуть им за изречение святотатства и скверны! Ибо перевороты совершаются безбашенными авантюристами и разных мастей проходимцами, а не чаянием народа, руководимого строго организованной партией, вкупе с самыми честными и благородными представителями интеллигенции! Нет, конечно, как и в любом великом деле, в любом грандиозном начинании, никак не обойтись без пены, без того балласта прилипал и приспособленцев, который в случае критической массы этого балласта, тянет на дно. Не обойтись и без тех, кто не разобрался, кто не понял - что-к-чему - в исторически определяющем моменте, кто был втянут в массовый круговорот эпохи впопыхах и горячке, произошедшей вследствие высокого накала такого неординарного события, его высочайшей общественной температуры, под воздействием которой переплавляются не только отдельные личности, но и целые народы! Словом, революция сдвинула и привела в тектонические перемещения огромные целинные пласты народной жизни и сознания, взбудоражила и поставила их на дыбы! Перекроила огромную страну, опоясала её кумачом.

Но резонен вопрос – а смысл? В чём смысл и целеполагание всего этого вулканического лавинообразования? К чему устремились миллионные массы в едином порыве? В чём, где, когда и зачем они усматривали не только ближайшие свои задачи, но и стратегические далеко идущие цели на столетия, тысячелетия? Ради чего была заплачена столь отчаянная плата, когда "мы за ценой не постоим"? Неужели лишь ради того, чтобы справедливо и благородно создать такие условия жизни, когда не избранным, а всем была бы дана возможность "мягко есть, да сладко спать"? Нет, безусловно, предполагалось ещё и "гармоническое развитие личности". Ну, допустим, и в этом достигли высот небывалых – дальше? Тем более, что и той выдающейся цели - "гармонического развития"- предполагалось следовать в общей канве движения к построению коммунизма, т.е. способствовать как можно большему расширению освоения природы (в перспективе - космоса), увеличения научного потенциала человечества, достижению максимальных высот материального и духовного содержания и наполненности жизни. Но, дальше? Движение без конца ради самого движения? Бесконечность развития и всеохватывающего прогресса, ради самого развития, ради самого прогресса? Не получается ли здесь то же самое, что бег белки в колесе?

Да, увы, конкретного обозначения стратегической цели нет, если оно, это обозначение, вообще возможно! Конечно, эта цель может быть сформулирована уже на более позднем этапе, когда коммунизм обрящет конкретные очертания, оформится и окрепнет. Когда в самом строительстве и в его перспективе многое прояснится и станет осмысленным. Но ведь даже в капиталистических обществах нечто подобное и напоминающее такую цель существует. Это при их-то безыдейности, духовной расхлябанности и цинизме! Вот, к примеру, у тех же США на полном серьёзе фигурирует в конституции такая туманность, как "pursuit of happiness", то бишь "погоня за счастьем", "поиск счастья"! (Ну, и у кого после этого не повернётся язык утверждать, что америкосы - это сборище людей с явным уклоном в сторону шизы?). С поправочкой, естественно, что счастье то каждый подразумевает, как правило, сугубо материальное и незамысловато-приземлённое – "чтобы всего было много, и сейчас, и до конца моих дней"!

Позволю себе небольшую выдержку из своей же недавней работы: "Что предполагалось …под высоким развитием социализма и тем более его перехода в коммунистическую фазу? Ведь многие вещи по идее должны совпадать с теми, что обычны и при капитализме, и даже свойственны и присущи ему! Это: и материальное изобилие, и "достойное" потребление, и высокое развитие производственного базиса, и освоение-расширение пространства-космоса, и проч. проч. Тут особняком стоит высота уже упомянутого нравственного состояния человека, которая при капитализме наверняка не предполагается, а лишь неясно ожидается в качестве некоего эпифеномена, который может случиться, а может и нет! При социализме же формирование "нового человека" должно являться делом первостепенным, поскольку лишь наличие такового может обеспечить не только вот все те вещи материально-духовного возрастания, но и правильного справедливого их распределения! Но как, каким образом обуздать страсть возжигания плоти, неизбежную при изобилии всего? Ясно, что при капитализме это невозможно, поскольку в этом случае рушатся все принципы его существования. При направленности же движения общества на социализм, единственным способом избежать такого сценария …является поддержание вещей по своему смыслу и значению сакральных, таких, как …истинно народная власть, общенациональная идея (вкупе с верой (не путать с поповством!)), чётко, а не расплывчато и двусмысленно обозначающая цель единого государственно-властно-народного развития!"1. Тут следует обратить особое внимание на самый опасный подводный камень на пути челна социализма - на это "возжигание плоти", ибо это самый мощный крюк дьявола, это те самые "медные трубы" устоять перед которыми трудно даже самым выдержанным и стойким. Трудно, но при том высоком уровне человеческого достоинства, крепости его духа, которые непременно должны выработаться в социалистических реалиях, возможно!

Однако, право, не рассматривать же преодоление нелёгких искусов изобилия и доступности всех к самому невероятному ассортименту и широте потребления (которые неизменно должны присутствовать при социализме!) в качестве основополагающей цели человеческой истории!?

Да…, как видим, с целеполаганием дело обстоит неважно. И, потом, сама такая постановка не есть ли по масштабу и значимости своей то же самое, что постановка вопроса: "В чём смысл жизни?". И что-то подсказывает, что и основная цель, и сам этот смысл находятся уже не здесь, а здесь - лишь их промежуточные этапы, лишь ступени к ним. Ну вот, к примру, сама эволюция живой природы подбрасывает доказательство такому положению вещей: никто ведь не будет отрицать, что низшие формы жизни являются более жизнеспособными, более стойкими к всевозможным скачкам неблагоприятных условий. То есть, в процессе отбора за миллионы и миллиарды лет компонента жизнестойкости не укреплялась, а ослабевала, при том, что одновременно укреплялась компонента душевно-духовного развития! Этим самым и утверждается, что органическая жизнь индивидуума, и жизнь вида, отряда, класса сами по себе не имеют определяющего и самоценного значения! Ибо, если бы цели всего живого бытия находились здесь, в мире материального существования, то, наоборот, развившиеся в процессе эволюции виды имели бы неизмеримо большую устойчивость к неблагоприятным условиям жизни, чем те, которые только на начальном пути развития! Конечно, усвоив эту истину, не стоит бросаться в крайности и наплевательски относиться ко всему, что не относится к сфере духовной! Нет!

"Тем более, что …сама суть жизни состоит в высоком градусе напряжённости духовных исканий, познавательного благородного зуда, беспокойной неугомонности, требовательности к себе, а, следовательно, высокой напряжённости личной и общественной деятельности! Человек должен быть твёрдо убеждён, что необходимо иметь в себе прометеев огонь искательства, а над собою некое "поле напряжённости", благодаря которому этот огонь в нём не затухает, а разгорается новым пламенем, не позволяющим остановиться на достигнутом, успокоиться-угомониться в пресыщении, да и не подпускать его (пресыщение) даже на порог! И одним из составных элементов того "поля напряжённости" есть сознательный аскетизм! То самое волевое низведение материальных своих потребностей до уровня едва ли не физического выживания! Ведь сказано: "Не превращайте попечение о плоти в похоть" (Рим. 13:14)! Это значит почти пожизненный пост! И пусть такое состояние и такую душевно-духовную неугомонность нелегко в себе хранить и поддерживать, но лишь это способно формировать и крепить в человеке истинный стержень, продлевать в бесконечность его молодость и демиургов задор, накапливать богатство сердца, а не сундуков! А чем ещё может быть это самое богатство сердца, как не таким прометеевым огнём искательства, строительства нового и прекрасного, творческого подхода к жизни!

Словом, каждый …должен согласиться с тем, что человеку жизненно необходимы такие составляющие его бытия, как искание и нахождение новых более совершенных форм личного и общественного устройства, преодоление трудностей, погруженность в состоянии перманентного трудового творческого процесса! И, следует сказать откровенно, что такие условия, такие факторы, не позволяющие увянуть и закиснуть, способна предоставить лишь самая передовая из известных на сегодняшний день форма общественного устройства – коммунизм..!"2.

Во всяком случае, во всём этом присутствует изрядная доля благородства и самоотдачи, а это уже немало, это уже делает человека, если не устойчивее таракана и не долее живущего баобаба, то, по крайней мере, возвышеннее и красивее!..

"А от зачумлённого внешнего мира, от их нездоровых товарно-денежных отношений, которые уже своею этой ростовщической инфернальной направленностью сеют вокруг себя нищету, смерть и разрушения, следует снова отгородиться железным занавесом – здоровее будем! …Благо, имеем практически всё необходимое в недрах своих, в своём народе! Конечно, Царствие Божие на земле не выстроим, ибо невозможно оно в материальном виде, но на нечто отдалённо аналогичное ему, на предбанник его, или, по крайней мере, на искоренение ада земного, полагаю, вполне можем замахнуться. И да поможет нам в этом Бог!"3.

С Юбилеем Великого События всех вас, друзья!

_____________________________________

1 http://zavtra.ru/blogs/resakralizatciya_ili_sotcializm_protiv_kapitalizma

2 http://zavtra.ru/blogs/charuyushaya_lyogkost_bitiya

3 http://zavtra.ru/blogs/resakralizatciya_ili_sotcializm_protiv_kapitalizma

1.0x