Сообщество «"Факультет"» 13:31 25 мая 2017

Чарующая лёгкость бытия

Н.Г. Чернышевский: "Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характер". Утверждение, к сожалению, непростое и спорное!

Знаете, если несколько настроиться на фривольную волну и пофантазировать, представив себе, скажем, некоего инопланетянина (не зелёного долбанного человечка, а вполне себе полноценного представителя homo sapiens), который каким-то продвинутым и чудесным для нас, землян, образом попал в нашу реальную жизнь, то, согласитесь, что нелегко вообразить его реакцию на наше бытие. Можно, однако, хотя бы попробовать. И первое, что приходит сразу на ум, так это то, что, посмотрев наши телевизионные рекламы, наши фильмы, качество и безопасность движения на наших дорогах, прочие картинки нашей жизни, он бы подумал, что попал на планету сумасшедших. И на просьбу к кому-нибудь объяснить ему, "что же, чёрт побери, у вас тут происходит?", мог бы вполне услышать следующие перлы современного независимого сознания: у нас, дескать, свобода и демократия, у нас никто никому ничего не должен, ни перед кем не обязан, у каждого свои проблемы, которые он сам же и разрешает, и прочий-прочий набор штампов либерально-демократической лабуды, которые ещё больше укрепили бы, если не шокированного, то немало растерявшегося нашего инопланетянина, в первоначальных своих предположениях о психической неадекватности большинства землян! Ну, и изрядно усилили бы эти его подозрения следующие образчики рекламных роликов: "Спасибо в карман не положишь!", "Пусть все видят, как тебе хорошо!", "Мир принадлежит первым", "Ты здесь, чтобы побеждать!" – то есть те перлы рекламной утробной философии, которая вдалбливается в пустые головёшки народа массового потребления. И самым грустно-забавным, на взгляд пришельца, являлся бы тот очевидный факт, что народ принимает всю эту галиматью за чистую монету и натужено пыхтя участвует в сатанинском том карнавале благодобывательства и охоты за первенством и победами! "Но, когда же вы работаете? Когда производите продукты для собственной своей жизнедеятельности, если господствует установка на "бесконечный праздник" и "расслабуху", "жить по приколу" и не в поте лица зарабатывать, а получать легкие деньги?" – в отчаянии воскликнет он и тут же услышит в ответ: "Работа не волк – в лес не убежит!" или "Работа любит дураков!". Да, не позавидуешь такому космическому путешественнику! Тем более, что на его собственной планете, суть жизни обитателей которой состоит в высоком градусе напряжённости духовных исканий, познавательного благородного зуда, беспокойной неугомонности, требовательности к себе, а, следовательно, высокой напряжённости личной и общественной жизни, всё обстоит с точностью до наоборот! Человек там твёрдо убеждён, что каждый необходимо должен иметь в себе прометеев огонь искательства, а над собою некое "поле напряжённости", благодаря которому этот огонь в нём не затухает, а разгорается новым пламенем, не позволяющим остановиться на достигнутом, успокоиться-угомониться в пресыщении, да и не подпускать его (пресыщение) даже на порог! И одним из составных элементов того "поля напряжённости" есть сознательный аскетизм! То самое волевое низведение материальных своих потребностей до уровня едва ли не физического выживания! Ведь сказано: "Не превращайте попечение о плоти в похоть" (Рим. 13:14)! Это значит почти пожизненный пост! И пусть такое состояние и такую душевно-духовную неугомонность нелегко в себе хранить и поддерживать, но лишь это способно формировать и крепить в человеке истинный стержень, продлевать в бесконечность его молодость и демиургов задор, накапливать богатство сердца, а не сундуков! А чем ещё может быть это самое богатство сердца, как не таким прометеевым огнём искательства, строительства нового и прекрасного, творческого подхода к жизни!

Словом, каждый и здесь, на планете Земля, должен согласиться с тем, что человеку жизненно необходимы такие составляющие его бытия, как искание и нахождение новых более совершенных форм личного и общественного устройства, преодоление трудностей, погруженность в состоянии перманентного трудового творческого процесса! И, следует сказать откровенно, что такие условия, такие факторы, не позволяющие увянуть и закиснуть, способна предоставить лишь самая передовая из известных на сегодняшний день форма общественного устройства – коммунизм, о котором здесь уже что-то известно, но до воплощения его в жизнь ещё так далеко! При капиталистическом строе человек тоже должен трудиться, но труд этот имеет вынужденный характер – ради куска хлеба насущного! Почувствуйте разницу! Трудиться ради куска хлеба для себя и своей семьи и свободно творить во имя блага всех людей, во имя всеобщего процветания и построения достойного человеческого будущего!

Но здесь, на этой нездоровой планете, утвердился и провозглашается дух перманентной расслабленности и сиесты! Дух этакого длящегося без конца праздника и забвения о трудовых буднях, о той самой здоровой созидательной работе, благодаря лишь которой человек может называть себя человеком! "Развлечение, отдых, забава, веселье. Всё это не имеет реальности без предшествующего труда! Какая огромная часть современной молодёжи думает, что она рождена только для развлечений!"1. Ведь должно быть, как в песне Высоцкого: "Мы славно поработали и славно отдохнём!". А если логически продолжить марксистскую мысль, о том, что "труд сделал из обезьяны человека", то ленивая расслабленность и бездеятельное сибаритство наверняка возвращает его в самую беспросветную животность и скотство! Что наглядно подтверждает сама жизнь, давая многочисленные примеры в виде образцов так называемой "золотой молодёжи" (термин, который скорее всего она сама себе и присвоила, ибо истинным золотом здесь и не пахнет, а разит, скорее, совсем другой органической субстанцией).

В своё время выдающийся революционер-демократ Н.Г. Чернышевский изрёк: "Отстраните пагубные обстоятельства, и быстро просветлеет ум человека и облагородится его характер". Утверждение, к сожалению, непростое и спорное! В Нидерландах, к примеру, эти "пагубные обстоятельства" и основные бичи рода человеческого, как то: недоедание, жилищная необустроенность, преступность и проч. уже давно и в основном отстранены. И что, вы думаете, просветлел ум голландцев, облагородился их характер? Ничуть! Я бы даже сказал, наоборот - он забит мелкими и суетными потребами, стремлением к всё большему благодобывательству и консумерству! Уже взращено поколение человекоподобных, кто в массе своей не прочёл ни единой художественной книги, кого совершенно не интересуют те достижения, которые были достигнуты на ниве снискания духа, гармонии и красоты их предками! И, таким образом, утопическое утверждение Николая Гавриловича есть типичное заблуждение интеллигентствующего ума, что, дескать, когда у человека исчезнет необходимость "в поте лица своего" добывать себе пропитание, то он непременно обратится к высокому и духовному! Ошибочность подобного заблуждения состоит ещё и в том, что интенция, присущая людям с высоким уровнем духовного развития, автоматически налагается и на всех людей вообще! Пример жителей заморских благополучных в материальном смысле стран, увы, лишь подтверждает эту ошибку. Ну, не склонны человеческие массы в таком расслабленно-ленивом и сытом, а то и пресыщенном, состоянии к подвигам Геракла по очистке собственных авгиевых конюшен в виде беспросветной душевной лени, мрака духовного оцепенения, отсутствия усилий в направлении поиска Истины и Смысла! И единственное направление, в котором они могут, и весьма охотно! совершать телодвижения – это то, что сулит им материальный прибыток или же какие-либо из видов удовольствий и наслаждений. Не ведают и не подозревают болезные, что задолго до их убогого существования в Древней Греции жил философ Антисфен, провозгласивший: "Я предпочёл бы безумие наслаждениям!". И он же, когда кто-то из афинян восхвалял роскошную жизнь, мечтательно воскликнул: "Такую бы жизнь детям врагов наших!"… Вряд ли слышали они и о предостережении сребролюбцам самого Иисуса Христа: "Скорее верблюд пройдёт сквозь игольное ушко, чем богатый войдёт в Царство Небесное"? И, наконец, о словах из Откровения: "…ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг".

"Собственность есть кража"! Такую вот жёсткую формулу почти два века тому, как из чугуна вылил философ Прудон. И эту его формулу необходимо воспринимать не метафорично, а аксиоматично, т.е. придавать ей значение абсолютной истины, не требующей доказательств! Если бы нам действительно что-нибудь всего лишь какая-то малость принадлежала, то это было бы хоть каким-то образом, хоть намёком обозначено в мудрости земной. Но – нет! Даже собственное тело нам не принадлежит, а позаимствовано на время, о чём говорит седая истина Екклесиаста: "И возвратится прах в землю, чем он и был…" (12:7). А ещё там говорится, что все наши потуги на пути накопления и приобретения на так называемой стезе благополучия – пустая трата, "суета сует"! "О многом заботится человек", забывая, что "одно только и нужно ему" (Лк. 10:38). И это "одно" есть то духовное содержание Истины, которое никакими силами не может быть отнято у человека, если он его постиг – или находится на пути постижения – это то его сокровище, которое, как известно, никуда не девается, не отымается от него! И только такая "собственность" не есть кража, только она есть то богатство, которое ни при каких обстоятельствах не может быть понято и принято упомянутыми выше "золотыми мальчиками и девочками", кланом их родственников и им подобных! Только такая "собственность" служит мерилом успеха в тяжком труде снискания Истины!

Любой человек имеет перспективу, если он понимает всё это, если он усваивает такие истины и совершает свои поступки в соответствии с усвоенным, если накапливает себе сокровища именно в этом невещественном смысле, а к собственности вещественной относится с презрением или равнодушно!

Как-то древний грек Пиррон изрёк об одном афинянине: "Анаксарх не может учить истине, так как вращается во дворцах знати"! Тогда уже, в те далёкие времена, хорошо было известно, что дворцы и богатство знати есть признаки разложения и деградации (вспомните из истории, каким образом пришло в упадок и погибло крепкое государство Спарта). Тогда уже и во все следующие века мыслящим людям было понятно, что "скупые рыцари", адепты таких нездоровых наклонностей, как ростовщичество, накопление сокровищ (капитала) являются людьми нездоровыми и даже в известной степени извращёнными. И тогда же, в глубине веков, появились слова Истины: "Богатому так же трудно войти в Царство Небесное, как верблюду пройти сквозь игольное ушко". Но, что до всего этого нынешним нуворишам-извращенцам, современному легиону вожделеющих? Какое им дело до мыслей мудрецов древности?

Девиации (отклонения) в нормальном общественном развитии, порождённые неравномерным распределением благ и ресурсов, неизбежны в странах, в которых либо произошло резкое обрушение нравственности, культуры и образования и, как следствие, обрушение высокотехнологических производственных, научных и культурных процессов, либо в тех, в которых никогда таковых и не наблюдалось. Такие государственные образования в обиходе называют незамысловатым словосочетанием "банановая республика". То есть это те, в которых особенно выпукло и наглядно можно наблюдать перекосы в разнице уровня жизни подавляющего большинства народа и жалкой кучки в буквальном смысле "жирующих", и вытекающими отсюда экономическими и демографическими негораздами в виде высокой смертности, низкой рождаемости, словом, депрессивного состояния населения, его убыли. В конечном же итоге неизбежна деградация духовности, как личностного характера, так и коллективного. Увы, не обошла эта участь и нас! А ведь была надежда, что, имея за плечами великий опыт социалистического устроения жизни, нас не могут коснуться те гнилостные язвы капитализма, которыми переболели народы иные, не ощутившие на себе благотворных веяний идей равенства, справедливости, братства!

И любая страна имеет будущее только, когда приобретения каждого её гражданина есть приобретениями общенациональными, работающими на всеобщее благо – нет, не только и не столько материального обогащения, не обрастания "добром", а наработкой общественных форм совместного – соборного – бытия, в котором основополагающими и фундаментальными, базисными принципами будут справедливость и братское сотрудничество в одном великом деле! Пусть "добром" обрастают немцы, да британцы с американцами, пусть продолжают они наступать на те же грабли, если им так это понравилось! Нам же всем нужно думать о возвращении на исконный свой путь – путь социалистического строительства, с которого мы так легкомысленно свернули четверть века назад. И заботиться о том, как возвратить над нашими просторами, над каждым гражданином тот нимб "поля напряжённости" великого построения, которое одно способно оздоровить и вдохновить всех нас на "вечный бой", чтобы "покой нам только снился"!..

А та чарующая лёгкость бытия, которую наш инопланетянин к своему удивлению мог бы обнаружить на наших просторах и цену которой мы все хорошо знаем, быстро и бесследно испарится, как только подует свежий ободряющий ветер настроенности всех и каждого на созидание и добросовестный труд на благо всего общества. Ветер, который хоть и знаком многим из нас, но слегка уже успел позабыться!..

----------------------------------------------------------------------

1 Надежда Диас "Будущее за Чернышевским" (http://zavtra.ru/blogs/budushee_za_chernishevskim)

1.0x