"Только знание позволяет выйти за рамки ограниченности этого мира... Именно это упускают из виду современные люди: они не признают ничего кроме чисто рассудочного, дискурсивного знания, которое, будучи лишь "отраженным знанием", с необходимостью является косвенным и несовершенным. Но и это низшее знание они ценят все меньше и меньше, и лишь в той степени, в какой оно способно служить осуществлению какой-то непосредственной практической цели. Полностью захваченные действием, вплоть до заведомого отрицания всего, что выходит за его пределы, современные люди не замечают, как вырождается само это действие, превращаясь, за недостатком принципа [и отсутствием истинного знания], в тщетную и пустую суету.
…одной из самых подозрительных особенностей современного мира является эта потребность в нескончаемой деятельности, в бесконечных изменениях, в погоне за скоростями, в стремлении поспеть за все убыстряющимся ритмом разворачивающихся событий. Это - количественное рассеяние во множественности, которая более не объединена никаким осознанием высшего Принципа. В повседневной жизни, равно как и в научных идеях, мы повсюду видим анализ, доведенный до предела, анализ в этимологическом смысле этого слова, то есть разделение, разложение, бесконечную дезинтеграцию человеческой деятельности во всех ее разновидностях… Это - естественный и логичный результат все возрастающего материализма, так как сама материя есть множественность и разделение. И вот почему все, проистекающее из сферы материи, может породить лишь ссоры и конфликты между различными народами или личностями. Чем глубже нисхождение в материю, тем больше и сильнее противоречия. С другой стороны, чем выше подъем к чистой духовности, тем ближе к единству, которое может быть полностью реализовано только в знании универсальных Принципов.
Но еще более удивительно то, что движение и изменение прославляются сегодня ради них самих, а не ради той цели, к которой они должны были бы привести. Такое положение вещей проистекает из полного вовлечения человеческих способностей во внешние действия, чей скоротечный характер мы отметили выше. …эту тенденцию можно описать как стремление к максимальной степени преходящести, скоротечности, которое имеет своим пределом чистое отсутствие всякого равновесия. Когда такое отсутствие равновесия реализуется до конца, оно совпадет с окончательным растворением данного мира" (Рене Генон, "Кризис современного мира").
Известный философ провиденциально предрекает миру "окончательное растворение", которое неизбежно выльется во всеобщий хаос и диссолюцию! Предполагаю, что слова эти о неизбежной и печальной участи относятся главным образом к миру капитала, поскольку написавший их в те уже далёкие от нас годы (1926-1927) иного и не знавал. И, похоже, что за время, которое отделяет нас от написания его строк, мы, увы, возвратившиеся в лоно того ублюдочного мира, лишь убедились в их правильности и в том тревожном факте, что ещё более приблизились к краю пропасти! Причину, по которой наличествует столь плачевное положение, французский философ тоже указал, и состоит она в поголовном массовом помешательстве человека на некой деятельности самой по себе и погружённой к тому же исключительно в глубины океана вещей материальных! И, стоит отметить особо, на деятельности практически бессмысленной, поскольку никак не связана она с Принципом, а лишь отдаляется от него и отдаляет самих производящих её. Это можно было бы определить термином десакрализация, т.е. уход от вещей высоких в низины вещей плоских, в сферу пошлой приземлённости. То бишь гипертрофия материализма жизни не проходит даром, она имеет обратную сторону, влечёт расплату за уход на эту кривую дорогу! И вполне естественным прозвучал бы вопрос: что же делать? Как избежать гибели человеческой цивилизации? Как отойти и удалиться на безопасное расстояние от того края пропасти?
Об ответах на такие экзистенциальные вопросы, о спасательных для человечества кругах его лучшие представители размышляли с давних времён: от Платона, мечтавшего о том, чтобы миром правили философы, до Сен-Симона и Маркса с Энгельсом. И история испытывала человека на прочность прохождением разных кругов социального ада – от рабовладельческого строя до строя социалистического, хотя между ними лежит пропасть (и временная и в плане возможностей развития человека). Коснёмся бегло двух последних - капитализма и социализма, - поскольку архаика предыдущих настолько очевидна, что не может рассматриваться в наши дни серьёзно.
И дабы не слишком углубиться в бесконечность конкретики, и тем самым распылить и расконцентрировать основную мысль, одновременно несоразмерно увеличив объём подаваемого материала, отметим лишь, что основным базисным принципом мира капитала является выражение Гоббса: "Человек человеку - волк", а принципом социалистического обустройства общества является близкий христианскому взгляд на ближнего своего как на брата и сотоварища по деятельности! Звериный лик капитализма нам (увы, уже не понаслышке!) знаком, поскольку все мы, скопом предав дело отцов и дедов, возжелали фантиков "общества неограниченного потребления", оказавшихся дешёвой "заманухой"! С социализмом сложнее, ибо мало того, что он может при определённых условиях регрессировать в дичайший вид капитализма, чему мы с вами являемся свидетелями, но ещё никто не познал, чем он может заканчиваться, если такого регрессивного отката не случится? Каков там свет в конце тоннеля? (Ведь, согласитесь, что провозглашение целей и их достижение есть не совсем одно и то же!). Не тот ли это свет, что освещает ту же грязную и дурно пахнущую лачугу "общества неограниченного потребления", просто со входом с заднего двора? Ведь и на каждом съезде КПСС вопрос о "повышении благосостояния народонаселения" неизменно был главенствующим, и лишь подспудно и как бы стыдливо считалось, что вопрос формирования "нового человека" стоит не то, чтобы на задворках, а разрешается как-то сам собой! Учитывая же важность фактора "качества человеческого материала", подобный легкомысленный подход с большой степенью вероятности может приводить к банальному положению, когда "хотели, как лучше, а получилось как всегда". Вот из чего упомянутый регресс, вот откуда скатывание в состояние капиталистических джунглей – если не из-за игнорирования, то уж наверняка из-за недооценки такого значимого обстоятельства!
Но всё же, что предполагалось (не столько в теории, сколько на практике) под высоким развитием социализма и тем более его перехода в коммунистическую фазу? Ведь многие вещи по идее должны совпадать с теми, что обычны и при капитализме, и даже свойственны и присущи ему! Это: и материальное изобилие, и "достойное" потребление, и высокое развитие производственного базиса, и освоение-расширение пространства-космоса, и проч. проч. Тут особняком стоит высота уже упомянутого нравственного состояния человека, которая при капитализме наверняка не предполагается, а лишь неясно ожидается в качестве некоего эпифеномена, который может случиться, а может и нет! При социализме же формирование "нового человека" должно являться делом первостепенным, поскольку лишь наличие такового может обеспечить не только вот все те вещи материально-духовного возрастания, но и правильного справедливого их употребления! Но как, каким образом обуздать страсть возжигания плоти, неизбежную при изобилии всего? Ясно, что при капитализме это невозможно, поскольку в этом случае рушатся все принципы его существования. При направленности же движения общества на социализм, единственным способом избежать такого сценария, который, увы, у нас уже случился, и результатом которого и является наше нынешнее незавидное, если не сказать убогое, положение, является возврат и поддержание вещей по своему смыслу и значению сакральных, таких, как обновлённая и очищенная истинно народная власть, общенациональная идея (вкупе с верой), чётко, а не расплывчато и двусмысленно, обозначающая цель единого государственно-властно-народного органического развития! И в этом месте важно подчеркнуть именно спайку идеологии общества, как свода нравственных мирских законов, с верой, как сводом законов духовной нравственности! А именно такая спайка способна придать той цементирующей основе, каковой является идеологическая составляющая, высокой прочности и долговечности. Ведь именно эти скрепы способны удерживать множество людей вместе, в составе общества, в качестве народа. Именно они препятствуют людскому разобщению, атомизации, диссолюции, поскольку если степень отчуждённости между людьми достигнет некой критической точки и превысит её, то неизбежен летальный исход такого общественного организма! Именно благодаря этим скрепам, этой цементирующей основе не происходит завершение исторического развития человечества, его смерть! В СССР попытались обойтись исключительно мирской составляющей – что из этого получилось хорошо известно.
Таким образом, жизненно необходимо вернуть вещам сакральным их прежнее подобающее по значимости место, ресакрализировать их! Кроме того, чётко должны быть расставлены и обозначены акценты и приоритеты! И всё это должно идти в тесном сплетении с жёсткой, сталинского типа законностью (в определённом смысле – тоже категорией сакральной!), искореняющей всё нездоровое, эгоистично-утробное в общественном организме! Люди должны крепко усвоить ту нехитрую истину, что хорошо будет КАЖДОМУ только в том случае, когда хорошо будет ВСЕМ! От ошмётков заразы либерализма, этой раковой опухоли любого государства, безжалостно и твёрдо избавиться! Я отнюдь не призываю к кровавому сценарию, который в силу своей архаичной жестокости должен уступить место христианскому подходу, а предлагаю просто сделать мичуринскую пересадку либеральной ветви общества на тело общества древа иного. В смысле высылки её в так ею любимые и даже боготворимые края заморские! Словом, расчистка и наведение здорового порядка в наших авгиевых конюшнях! Выстраивание жёстких граней и каркаса государственного механизма, где нет неясностей и недоговорённостей, а всё предельно чётко обозначено и намечен неуклонный путь движения! Ведь это только при расплывчатых ориентирах в людях (ведь слаб человек!) возникает соблазн темнить и изворачиваться. Тем более, что наш человек имеет на генном уровне, впитал с молоком матери память о том, как строилась Магнитка, Днепрогэс другие промышленные гиганты СССР, как осваивались целинные земли и космические просторы! Как всем миром пелись на необъятных просторах одни - то жизнерадостные, а то грустные - песни! Вот именно такой мощный заряд на вселенское созидание всего нового - от городов и весей до выдающихся образцов литературы, изобразительного искусства, архитектуры, от научно-технических свершений до философско-религиозных духовных откровений - может предоставить лишь путь социалистического развития общества! На начальной стадии это может потребовать полной мобилизации человеческих и материальных ресурсов, тонуса крайнего напряжения сил! Но при тяжёлом недуге только такой жёсткий способ концентрации сил может спасти! Да и потом, по окончании кризиса, не следует ждать расслабленности, а лишь сублимации и перенаправленности такого мобилизационного тонуса в иные плоскости созидания, на иные объекты деятельности!
А от зачумлённого внешнего мира, от их нездоровых товарно-денежных отношений, которые уже своею этой ростовщической антихристианской направленностью сеют вокруг себя нищету, смерть и разрушения, следует снова отгородиться железным занавесом – здоровее будем! Неужто не проживём без морально разлагающей расслабухи Монте Карло, Лас Вегаса, Акапулько, Капакабаны? Благо, имеем практически всё необходимое в недрах своих, в своём народе! Конечно, Царствие Божие на земле не выстроим, ибо невозможно оно в материальном виде, но на нечто отдалённо аналогичное ему, на предбанник его, или, по крайней мере, на искоренение ада земного, полагаю, вполне можем замахнуться. И да поможет нам в этом Бог!
С наступающим Великим Днём Пасхи всех!